![](/upload/iblock/f62/f62f462e6ff1b8a3d7288fd631ed7f8f.jpg)
История, которой поделилась минчанка Александра, мама шестилетней Майи, — доказательство того, что при правильном подходе дети охотно решают непростые задачки. Девочка пока не сидит за школьной партой, но посещает неформальный первый класс и уже может похвастаться серьезным проектом. А дело было так, рассказывает Александра:
— Несколько родителей собрались, наняли преподавателя, и наши дети теперь осваивают программу первого класса, занимаясь три часа два раза в неделю в комфортной и интересной обстановке. Недавно они делали проект на свободную тему и готовили по нему презентацию в бумажном виде. Моя дочка взяла тему про то, как делать мультики.
Да, уточняет Александра, дети маленькие, и родители помогают с нюансами, но учительница просит, чтобы малыши максимально все делали сами. Как ребенок смог проявить себя в роли мультипликатора?
— В шесть лет она уже может нормально нарисовать кружочки и палочки. Мы делали мультипликационный блокнот, который быстро листаешь — и картинки двигаются. Я сделала ей стол из фанеры с подсветкой для рисования, и дочка показывала детям, как пошагово, меняя немного каждый раз картинку, создать мультик в блокноте.
Вдохновляющих историй действительно немало. Вот только, рассказывают родители, многое зависит и от того, насколько работа отлажена в школе. Ведь бывает и так: разочаровавшись еще в начальных классах, старательный ребенок может потерять интерес к познанию чего–то нового вообще. Неоднозначную ситуацию описала Вера Гвоздь, педагог по робототехнике, к которой обратилась мама третьеклассника и попросила помочь с проектом:
— Мальчик выбрал тему из робототехники. Исследовали алгоритмы движения роботов–пылесосов и их эффективность. Ребенок сам изучил тему, построил робота и провел исследования, я помогала только оформлять. В день защиты слушатели были в восторге, а ученик стал героем среди сверстников. Но завуч, филолог по образованию, сделала свои выводы: ребенок не может этого знать, и слово «рандом» для нее непонятно. Четыре месяца потрачены впустую, мальчик расстроен...
Но все чаще родители готовы доказывать: большинство так называемых проектно–исследовательских работ сами дети выполнить не смогут. Скажем, на днях в интернете разгорелась очередная нешуточная дискуссия. Повод — перечень требований к оформлению подобных проектов для третьего класса: от ребенка ждут подробного изложения целей и задач, описания объекта и предмета, а во время защиты — фраз в стиле «я выдвинул гипотезу...». При этом распечатанная учителем инструкция ссылалась на специализированные журналы, в редакционной коллегии которых сплошь специалисты с учеными степенями. Изумлению родителей не было предела: «Как можно настолько заумно сформулировать требования к третьеклашкам?» Не стеснялась в выражениях и мама, которая, собственно, и разместила у себя на страничке скан требований: «Я прихожу домой в 11 ночи, потому что у меня есть своя работа! И сажусь писать работу! Научную! За третий класс. Вместо того чтобы отдохнуть, обнять детей, принять ванну, порисовать, посмотреть, как Илон Маск запускает в космос свою ракету...» Ее дочка — отличница, ответственная, ни одного урока с ней за три года делать не нужно было, но эта распечатка у ребенка не вызывает ничего, кроме паники. Схожими эмоциями делятся и другие родители, уже успевшие набить руку на школьных проектах.
Написанная казенным языком инструкция, быстро облетевшая соцсети, заинтересовала и Татьяну Славинскую, руководителя проекта «Сундучок детских книг». Почему? Специалист, за плечами у которой 11 лет работы в БГУ и два высших образования, химическое и философско–методологическое, в инструкции увидела... схему, которую предлагала своим студентам для написания рефератов:
— Правда, лично я никогда не давала ее в таком сухом виде. Каждый пункт комментировала, чтобы студентам он был понятен. Здесь расшифровки требуют обязательные пункты для освещения: «актуальность», «задачи проекта», «объект и предмет исследования», «гипотеза». О некоторых из этих определений в философии велись очень серьезные дискуссии, а в XX веке даже возникло целое философско–методологическое направление. Поэтому такие категории — понятия абстрактные, смысл которых ребенок в силу своего социального и познавательного опыта просто не способен понять. И для меня требовать от ученика третьего класса написать работу по такому плану равносильно тому, чтобы попросить его дать интерпретацию понятий квантовой механики.
КОМПЕТЕНТНО
И все же рассчитаны проектно–исследовательские работы исключительно на способности школьников или изначально подразумевается, что выполнять их нужно в кругу семьи? Светлана Уклейко, начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Минобразования, уточнила: их ведомство проводит подобные конкурсы только начиная с 8–го класса. Для школьников младше — это инициатива на местах, которая в свое
время стартовала с Минской области. Свои исследовательские конкурсы есть и в других регионах, в том числе на уровне Минска. Правда, подходы везде разные: кто–то ограничивается мудреной инструкцией, а кто–то исходит из интереса детей. К примеру, Татьяна Недвецкая, заведующая кафедрой педагогики и психологии дошкольного и начального образования Минского областного института развития образования, подтверждает, что в регионе уже 10 лет проходит фестиваль «Я — исследователь», в котором участвуют две категории ребят — дошколята 5 — 7 лет и ученики начальных классов:
— Участие у нас исключительно добровольное. Дети всегда с удовольствием приходят, причем многие именно по желанию и инициативе родителей. Это не столько научные, сколько творческие исследования сначала на районом этапе, а затем на областном. По четыре номинации для дошкольников и для младших классов. 10 самых лучших работ попадают на сам фестиваль. Раньше мы преподносили его как конкурс, но со временем решили сделать для детей в форме праздника.
Татьяна Недвецкая согласна: ребенок сам, особенно дошкольник, не напишет проект, но от него этого и не ждут. Это именно детско–родительское взаимодействие. Малышу нужно рассказать о том, чем он занимался, и инициатива, убеждена специалист, должна исходить именно от ребенка. Скажем, в этом году среди заявленных тем — «Почему Луна такая разная?» или «Какой дом теплее?».
pasiyak@sb.by