Гипермаркет или рынок?

МНОГИЕ из нас еще хорошо помнят пустые магазинные полки продмагов и свои мечты об изобилии на прилавках. Сегодня более чем широкий выбор товаров — было бы на что заполнить холодильник из представленного ассортимента. Поэтому домохозяйки давно задаются вопросом не где найти все самое необходимое, а где выгоднее делать покупки?

Где выгоднее потребителю делать покупки и почему Минторг решил ограничить сетевиков, изучала корреспондент «БН»

МНОГИЕ из нас еще хорошо помнят пустые магазинные полки продмагов и свои мечты об изобилии на прилавках. Сегодня более чем широкий выбор товаров — было бы на что заполнить холодильник из представленного ассортимента. Поэтому домохозяйки давно задаются вопросом не где найти все самое необходимое, а где выгоднее делать покупки?

ТРАДИЦИОННО дешевле затариваться продуктами было на рынке. Мясо, фрукты, овощи, крупы, растительное масло — за этим непременно бежали в субботнее или воскресное утро на базар (по инерции идут и сегодня). В магазине же покупали так называемые товары первой необходимости — хлеб, молоко, спички, соль.

Рынок и сегодня популярен, но уже не так, как прежде. К слову, только за последние полтора года, по официальным данным, доля торговли на рынках снизилась с 35 до 17 процентов. Почему? Первое — поколенческие приоритеты. Признаюсь, среди своих ровесников не знаю тех, кто, как их родители, ходит в выходные за продуктами на Комаровку и другие рынки — их темп жизни просто не позволяет тратить полвыходного на покупки. Присмотревшись к клиентам главного столичного рынка, трудно не заметить, что большинство — люди старшего поколения, пенсионеры, то есть те, у кого базарный день вошел в привычку, да и доходы не позволяют наведываться в дорогой супермаркет. Значит, рыночная «аудитория» попросту стареет? Есть и еще одна причина снижения «рейтинга популярности» базаров: гипермаркеты и различные сетевые магазины предлагают всевозможные акции, дисконтные карты и прочие системы скидок. К примеру, в день открытия магазина такого типа в райцентре выстраивается огромная очередь из желающих сэкономить. Например, в Молодечно, когда несколько лет назад открылся первый магазин «Евроопт», администрации торгового объекта даже пришлось просить охрану регулировать очередь: запускали внутрь по несколько человек, а остальные продолжали терпеливо ждать. Такую картину лично наблюдала несколько дней.

Пару лет назад, когда сети только начали появляться на розничном рынке республики, люди вдруг поняли — смысл идти в тот же «Евроопт» был, хотя бы за дешевыми фруктами. Тогда-то рыки впервые и почувствовали отток постоянных клиентов. Позже, начав конкурировать друг с другом, магазины разных сетей все активнее стали предлагать товары с весьма существенными скидками. В результате сегодня однозначно и не ответишь, где дешевле делать покупки.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, оправимся в несколько крупных сетевых магазинов и на рынки.

«Евроопт» на прошлой неделе предлагал мандарины по 16900, бананы — по 13900, киви — по 10900, апельсины — по 12900, белорусские яблоки — по 7550 рублей за килограмм. Даже на рынке средняя цена мандаринов сейчас 18—20 тысяч рублей за кг, в магазинах шаговой доступности (небольшие торговые точки, расположенные в спальных районах города, то есть ближайшие к дому) — 20—22 тысячи рублей за кг. Однако другие сетевики тоже не «спят в шапку» и фрукты предлагают по ценам, близким к базарным. В «Соседях» мандарины были по 19000 рублей, бананы — по 14000, апельсины — по 15000 рулей за кг.

СПРАВКА «БН»

По данным Министерства торговли Беларуси, сегодня доля крупных торговых сетей в различных регионах Беларуси не превышает предусмотренный нормой показатель. Например, по стране 39 магазинов «Соседи» (доля присутствия на рынке в различных регионах 1,3—5 процентов), 31 «Алми» (доля присутствия на рынке в различных регионах 0,25—5,1 процента), 123 «Евроопта» (доля присутствия на рынке в различных регионах до 27 процентов). Но сети в последнее время активно расширяются. Только «Евроопт» за последний год открыл 25 новых магазинов.

Лично я, за неимением другого торгового объекта возле дома, обычно отовариваюсь в магазине сети «Родная сторона». На прошлой неделе там апельсины предлагали по 13900 рублей за кг (то есть на тысячу дороже, чем в Евроопте), мандарины — по 18 тысяч рублей за кг (разница составила уже 1100 рублей на кг), бананы — по 13 900 рублей, как и в «Евроопте». Пробежавшись по нескольким магазинам, фрукты купила все же в привычной «Родной стороне». Конечно, в «Евроопте» было дешевле, но качество хуже: мандарины явно подпорченные (мягкие на ощупь), а бананы совсем зеленые. В пользу покупки фруктов в крупных магазинах говорит возможность самому выбрать понравившиеся экземпляры. На Комаровке практически не позволяют это делать.

— Все чаще хожу за овощами и фруктами в магазин, хотя раньше постоянно ездила за ними на Комаровку. Сейчас там продавцы не позволяют выбирать фрукты. Обязательно потом принесешь домой несколько заплесневелых мандаринов или подгнивших яблок, — поделилась опытом знакомая Анна.

На следующий день посчастливилось найти, предполагаю, самые дешевые фрукты в городе. На рынке «Экспобел» в одной из овощных точек предлагают мандарины по 13500 и по 12000 рублей за кг, бананы — по 9000—9500, апельсины — по 11000—12000 рублей за кг — список можно продолжать долго. Рассчитываясь за выгодную покупку, интересуюсь у продавца: почему так дешево, ведь за стенкой торгуют мандаринами по 18—19 тысяч?

— У меня товар сразу с базы, а остальные приобретают у перекупщиков, — говорит продавец Яша, он же владелец овощного прилавка, и тут же уточняет. — А у меня знакомый сам возит фрукты из Испании, Чили. У нас с ним договоренность на поставку товара, поэтому могу продавать по такой цене. Если бы не пришлось так много платить за электроэнергию, аренду и прочее, продавали бы еще дешевле.

А ЧТО ДРУГИЕ группы товаров? Тут разбежка в ценах еще больше, и какую-либо тенденцию выявить порой просто невозможно. Наверняка каждый видел в своих магазинах акционные консервированные горошек и кукурузу, частенько на скидках встречается подсолнечное масло, макароны, что-то из круп (гречка, рис, манка), соки, алкогольные напитки. Как правило, скидка на этот товар колеблется от 500 рублей до нескольких тысяч (чем дороже изначально продукт, тем больше скидка). По этой «скидочной цене» продукт можно приобрести на рынке. Но тут нюанс: на ждановичском или «Экспобеле» отдадут товар подешевле при условии оптовой покупки (хотя бы три единицы одного наименования). Если же брать в одном экземпляре, то сэкономить вряд ли получится. В принципе, три пачки гречки или две бутылки подсолнечного масла дома долго лежать не будут, но вопрос, как все это дотащить с рынка, если за покупками отправился на общественном транспорте? К тому же ценовая разбежка на то же подсолнечное масло в магазинах существенная: в Евроопте — 13900—18000, в Соседях — 14450—20120 рублей за бутылку. Наверняка не много прогадаешь, купив масло одной категории.

Другое дело сыр. Каждую неделю во всех магазинах, как правило, новые сорта и по новым ценам. К слову, в «Родной стороне» в последнее время не встречала этот продукт дешевле 68 тысяч рублей за кг. В «Соседях» на днях самый дешевый сыр предлагали по 62—65 тысяч рублей за кг. А вот зайдя в «Евроопт», удивилась — голландский сыр 45-процентной жирности от Воложинского филиала Молодечненского молочного комбината в зависимости от сорта стоил 72550, 80250 и 81000 рублей за кг. Вот вам и низкие цены. А ведь, купившись на рекламу и придя за дешевыми фруктами, человек, скорее всего, не пойдет в другой магазин за продуктами повседневного спроса и купит здесь хлеб, молоко и тот же сыр голландский, к примеру, на рынке он по 55—57 тысяч рублей за килограмм. Любителям экономно почаевничать придется побегать, чтобы подешевле купить любимый чай или кофе. В сетевых магазинах частенько эти продукты стоят на скидках. Но для себя отметила: как правило, это пакетированный или не самый качественный чай, кофе из категории «подешевле» либо в наборе с какой-нибудь чашкой или шоколадкой, стимулирующими покупательский спрос — мол, в подарок, значит, надо брать. Что касается неакционного товара, то в сетях стограммовые упаковки листовых черных чаев обойдутся: Tess — 15000—18000, Greenfield — 20000—22000, Ahmad 21000—25000 рублей. На рынке «Экспобел» Tess — 12000, Greenfield — 17000, Ahmad 19000—21000 рублей за пачку.

ПРИЦЕНИВШИСЬ, на рынок теперь буду ходить и за стиральными порошками. Как я давно для себя отметила, даже в крупных сетевых гипермаркетах выбор непродовольственных товаров не так велик. Выручают специализированные, тоже сетевые магазины бытовой химии («Отличный», «Мила»). Здесь часто по выгодной цене можно приобрести мыло, зубную пасту, средства для чистки ванн и для мытья посуды. Скидки там тоже не редкость. Но вот стиральные порошки, особенно в упаковках больших объемов, дешевле все же на рынке. Для сравнения: трехкилограммовая упаковка стиральных порошков Losk или Tidе в «Отличном» стоит 63—65 тысяч рублей. Аналогичный товар на «Экспобеле» вам отдадут за 42—43 тысячи рублей. На упаковке большего объема экономия будет еще существеннее. К тому же на рынке много индивидуальных предпринимателей, торгующих польским товаром. У них можно купить, как говорят, очень качественные немецкие и чешские стиральные порошки, которые не найдешь в магазинах. К слову, 9-килограммовую упаковку немецкого стирального порошка можно купить за 94 тысячи рублей. Молодым мамам тоже есть смысл заглядывать на рынок — огромный выбор подгузников, которые в среднем на 10—15 процентов дешевле, чем в магазине.

ИТАК, куда же отправиться за покупками? Большинство товаров — крупы, подсолнечное масло, консервацию, фрукты, бытовую химию (шампуни, зубные пасты, мыло, средства для мытья посуды) — проще купить в магазине. Особенно в сетевом, где в тепле, с удобной тележкой можно спокойно рассмотреть все, что предлагают по акции. А при расчете на кассе (и при наличии дисконтной карты), которые, кстати, сейчас предлагают практически все сетевые магазины, получить еще дополнительную скидку. На рынке же сэкономить удастся немного, да еще и сумки тяжелые придется таскать — тележек там нет. А вот за сырами, мясом, чаем, стиральными порошками и подгузниками лучше отправляться на рынок — не прогадаете. Здесь и выбор впечатляющий, и цены ниже.

Во всем мире, даже в небольших городах, за покупками люди ходят в супермаркеты. Плюсы такого шопинга для тамошних граждан очевидны. Покупки делают в комфортном теплом помещении, продукты не переморожены, как в зимнюю пору на рынке. К тому же товар можно выбрать самому, а не полагаться на совесть продавца. У нас только намечается тенденция ходить за покупками в крупный магазин, затаварившись там, как на рынке, на неделю вперед. В регионах ее закрепляет Белкоопсоюз. Потребкооперация с крупнейшей сетью торговых объектов в стране (около 10 тысяч магазинов) в последнее время тоже переориентировалась на современные формы торговли. Есть у потребкооперации и дисконтные магазины, в которых активно работает система дисконтных карт для покупателей, и дискаунтеры — магазины низких цен. Своеобразный ответ Белкоопсоза «Евроопту». Да и многие столичные гипермаркеты и сетевые магазины открыли свои торговые объекты практически в каждом райцентре. То есть делать покупки с комфортом сегодня может буквально каждый белорус: даже сельчане могут себе позволить раз в неделю выбраться в город, чтобы в одном месте по выгодным ценам купить все необходимое.

Тем не менее, как уже сообщала «БН», в наступившем году Минторг Беларуси намерен ограничить на внутреннем розничном рынке республики присутствие крупных торговых сетей. Ведомство предлагает внести в законопроект о государственном регулировании объектов торговли и общественного питания норму, которая предусматривает возможность введения в республике ограничений для крупных торговых сетей. В соответствии с новой нормой доля присутствия на рынке сетевых магазинов одного учредителя не должна превышать 30 процентов.

Защищать «маленьких» — благое дело. Но ведь по закону рынка всегда выживает сильнейший, и здесь, как говорится, все средства хороши. Ограничивать же крупный бизнес, не за один год раскрутившийся, наверное, не есть правильно. К слову, в Литве известная даже многим белорусам сеть магазинов «Максима» сегодня имеет 38 процентов доли рынка, сдерживать ее дальнейший рост не предполагается.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Фото Павла ЧУЙКО «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter