ГИПЕРлихорадка

Те из них, кто имел возможность выехать в Минск или Гомель, с завистью рассказывали об огромных торговых центрах, их ассортименте и сервисе. В конце концов в Речицу пришел инвестор. Не прошло и года, как на бесперспективном пустыре появился гипермаркет…

Разговоры о строительстве гипермаркета в Речице ходили давно. «Почему в одном из самых богатых райцентров Гомельщины (а значит — платежеспособном!) нет гипера?» — недоумевали мои земляки, искушенные столичными дискаунтерами

Те из них, кто имел возможность выехать в Минск или Гомель, с завистью рассказывали об огромных торговых центрах, их ассортименте и сервисе. В конце концов в Речицу пришел инвестор. Не прошло и года, как на бесперспективном пустыре появился гипермаркет…

Магазин известной в Беларуси торговой сети открыли в день рождения Речицы — День нефтяника — 9 сентября. «Город получил нужный и красивый подарок», — ликовали люди, создавая ажиотаж у прилавков гипера. Кстати, расположился просторный и удобный торговый центр в Речице (торговая площадь в 2,5 тысячи(!) квадратных метров) возле оживленной транспортной артерии со стороны Светлогорска. Есть там удобная большая парковка, остановка общественного транспорта, расширена дорожная развязка.

Пятый месяц в гипермаркете не иссякают очереди. Почему? Работает элементарный экономический закон: спрос рождает предложение. Покупателя удовлетворяет и ассортимент, и цены. Завсегдатаи центра — речичане, жители Брагина, Лоева, Хойников, Василевичей, Светлогорска, жители близлежащих деревень. Показательно даже и то, что сельчане из самых отдаленных населенных пунктов, кто на личном транспорте, кто в складчину, едут в гипер за покупками — за 55 километров!

— Нам с мужем очень удобно «затариваться» здесь на неделю, — делится мнением речичанка Елена Аврусевич. — Покупаем продукты и для свекрови, которая живет в деревне Буда-Люшевская Буда-Кошелевского района (это километров 100 от Речицы). Там в деревне выбор продукции невелик, а цены более «кусачие» в сравнении с нашим гипермаркетом. Привлекают и дисконтные программы, и скидки, и акции.

Экономика — это выбор. И применительно к Речицкому району покупатель сделал его в пользу гипермаркета. Большой плюс: деньги, приходящие в торговый центр, по сути, оседают в районе. Но есть и вопросы. Одновременно снижается товарооборот других торговых предприятий. Малые и средние организации отрасли, которыми управляют местные бизнесмены, тогда начнут исчезать? Или гипермаркет, как и предполагали местные власти, станет своеобразным стимулом для торгашей в плане цен и обслуживания? С одной стороны — монополист, захватывающий рынок, с другой — вся прелесть конкуренции. А обслуживание села мы, выходит, оставляем на откуп государству?

Этот вопрос обсуждают на самом высоком уровне. На гипермаркеты обратил внимание и Президент Беларуси Александр Лукашенко. На недавней пресс-конференции в Минске глава государства потребовал от ответственных чиновников доложить о влиянии гипермаркетов на исчезновение малых и средних предприятий торговли. Это, по моему мнению, особенно актуально для провинции, ведь с приходом в Беларусь крупных сетей торговая отрасль страны монополизируется. А вместе с тем актуальность и востребованность тех же автолавок, поставляющих в отдаленные деревни хлеб и молоко, не уменьшается.

В  некоторых западных странах вводятся ограничения на работу крупных торговых сетей. Опыт развитых государств должны взять на вооружение и мы. Только готовы ли мы гармонично сочетать крупные торговые сети и мелкую розницу в условиях несовершенной конкуренции? Как в таких условиях найти оптимальную модель рыночной экономики в торговле? И здесь у Беларуси, похоже, свой путь. Думаю, нелегкий.

Татьяна УСКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter