В Беларуси осталось 2 водонапорные башни, построенные по проекту выдающегося российского инженера Владимира Шухова

Гиперболоиды инженера Шухова

Скорые поезда не останавливаются на станции Коханово, что в 25 километрах от Орши. Однако наблюдательные пассажиры обязательно обратят внимание на необычную ажурную металлическую конструкцию, возвышающуюся над поселком. Это местный «гиперболоид»: водонапорная башня, построенная по проекту выдающегося российского инженера Владимира Шухова. В Беларуси таких две. Вторая находится в Борисове. Проект у башен один, а состояние и статус — разные.

Станция Коханово. Шуховская башня

Оба сооружения расположены на одном направлении Белорусской железной дороги: Минск — Орша. Их возводили приблизительно в одно время, в конце 20–х — начале 30–х годов прошлого века для заправки паровозов водой. Тогда для движения поездов воды требовалось даже больше, чем топлива (одна заправка — от полусотни кубометров), поэтому и строились на всем пути следования водонапорные башни. Шуховские сетчатые конструкции пришлись кстати: их собирали на земле и возводили с помощью лебедок без участия кранов. К тому же стоили они гораздо дешевле, чем кирпичные башни. Всего на территории бывшего Советского Союза их насчитывалось более 200. До наших дней дожили лишь 11. Многие были повреждены в годы войны, так как являлись стратегическими объектами. Такая участь чуть не постигла и башню на станции Коханово. Сперва приказ взорвать ее получили подрывники отступающей Московской дивизии генерала Крейзера, но местные жители уговорили их не делать этого, чтобы не оставить поселок без воды. Затем несколько раз пытались подорвать башню партизаны бригады «Гроза», но мощности заложенных ими зарядов не хватило, чтобы разрушить металлическую конструкцию. Сброшенные советскими бомбардировщиками бомбы также не достигли цели. Немцам же при отступлении помешал уничтожить башню танк под командованием Николая Ольшевского, который ворвался на станцию Коханово.

Николай Барышев

После войны сооружения еще несколько десятков лет служили железной дороге, пока не пришло время электропоездов. И вот уже более полувека, как обе башни прекратили свою работу. Но жизнь «на пенсии» для них сложилась по–разному.

К шуховской водонапорной башне на станции Коханово не проложены туристические маршруты. Хотя она, по версии некоторых интернет–ресурсов, входит в десятку памятников инженерного искусства Витебщины. Правда, вспоминает председатель местного сельисполкома Николай Барышев, приезжали как–то сюда школьники из Москвы, чтобы увидеть «младшую сестру» знаменитой телевышки на Шаболовке. Впрочем, отсутствие туристического ажиотажа, может, и к лучшему. Во всяком случае, нет на башне привычных надписей «здесь был Вася» и оторванных на сувениры элементов конструкции.

Борисов. Шуховская башня

За ее состоянием и внешним видом следят работники предприятия «Дорводоканал», на балансе которого она находится. И выглядит башня, надо отметить, достойно: сам «гиперболоид» окрашен в серебряный цвет, резервуар для воды смотрится как новенький, даже бетонный парапет сооружения в хорошем состоянии. Все проходы в подвальное помещение закрыты, территория вокруг убрана. К тому же рядом находится контейнер для сбора мусора. Между тем доступ к сооружению свободный. В том, что башня так выглядит, Николай Барышев в первую очередь видит заслугу «Дорводоканала»:

— Работникам предприятия за это большая благодарность. Но и местные жители не остаются в стороне: поддерживают порядок, сигнализируют, если какой–нибудь ребенок попытается на нее взобраться. Им тоже огромное спасибо. А вообще, шуховская башня не только наша главная достопримечательность, но и гордость.

Знак историко-культурной ценности

В том, что конструкция простоит еще много лет, не сомневается начальник производственно–технического отдела РПУП «Дорводоканал» Александр Бедняков. Чего нельзя сказать о борисовской башне, которая в 2012 году была передана предприятием городу:

— Тогда власти Борисова хотели ее использовать, — вспоминает Александр Владимирович. — Планировали даже сделать на ней смотровую вышку.

Но в любом путеводителе по достопримечательностям Борисова, упоминающем о шуховской башне, часто будет приписка: «Находится в аварийном состоянии». И в этом на свой страх и риск может убедиться каждый. Что я и сделала. Попасть на территорию объекта несложно, хотя сооружение и обнесено забором, калитка открыта. Никаких предупреждающих знаков об опасности.

Деревянная обшивка с «автографами»

Картина удручает: металлические балки разъедает ржавчина, деревянная обшивка труб, ведущих к баку наверху конструкции, прогнила и обвалилась, как и сами трубы, бетонный парапет пошел трещинами и рассыпается буквально на глазах. Подвал засыпан мусором. Далеко в него я заглядывать не стала — побоялась: в 2016 году борисовчанка решила сфотографироваться на фоне башни, оступилась и упала в отверстие цокольного этажа. К счастью, осталась жива, но повредила спину.

Выводы из этого происшествия, похоже, сделаны не были: отверстия в перекрытиях подвала ничем не прикрыты, а в одном месте и вовсе обвал. Верхнее помещение, внутри которого находится бак, расписано граффити, и везде вандальные надписи, многие — свежие. По всему видно, что башню активно посещают. Причем не только местные жители, но и приезжие, о чем свидетельствует стикер «Красно–белого Поморья». Он наклеен прямо на знаке, указывающем на то, что «гиперболоидная водонапорная башня инженера В.Г. Шухова, 1927 года, является историко–культурной ценностью, и причинение ей вреда наказывается по закону».

Невольно задаешься вопросом: как так получилось, что объект, который имеет статус памятника истории, выглядит намного хуже, чем тот, у которого этого статуса нет? Может, потому, что не нашлось у него настоящего хозяина? Сооружение передали на баланс городскому предприятию «Жилье», и для него оно является непрофильным активом. Директор предприятия Ирина Чеканкова рассказала: в 2017 году по заказу УП «Жилье» специализированной организацией было проведено обследование технического состояния башни, по которому было выдано техническое заключение. В нем, в частности, говорится, что некоторые элементы капитального строения находятся в аварийном состоянии. Для проведения их ремонта необходимо дополнительное обследование, а в перспективе — разработка проекта.

Пока коммунальщики стараются мало–мальски поддерживать на территории вокруг объекта порядок: окашивают траву, убирают мусор, установили и регулярно ремонтируют забор. Но в этом году предприятия жилищно–коммунального хозяйства страны планируется освободить от непрофильных активов. И что тогда ждет шуховскую башню?..

Очень хочется верить, что ажурная сетчатая конструкция, расположенная недалеко от городского парка, сможет стать украшением Борисова и встретит свое столетие во всем величии, тем более что это будет в 925–летний юбилей города. До юбилея еще девять лет, но есть ли это время у башни?..

Комментарий

Денис Юрчак, главный специалист отдела культуры главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома:

— Гиперболоидная водонапорная башня на станции Коханово может претендовать на включение в Государственный список историко–культурного наследия Беларуси, как только будут поданы соответствующие документы или собран материал со стороны в том числе Толочинского райисполкома или других инициаторов этого включения. Предложение рассмотрят на заседании областного совета по вопросам историко–культурного наследия, и будет принято решение, скорее всего, положительное. У нас есть основание считать, что данный объект должен быть в Государственном списке, тем более он находится в отличном состоянии. Финансирование же памятников истории — в компетенции собственников. Дополнительно можно претендовать на помощь из Специального фонда Президента по поддержке культуры и искусства, но только на конкурсной основе.

Справка «СБ»

Впервые водонапорная башня по проекту русского ученого и инженера В.Г.Шухова (1853 — 1939) была предложена на суд общественности на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Она представляла собой гиперболоидную сетчатую конструкцию с баком для воды и смотровой площадкой, к которым вела металлическая винтовая лестница. Сооружение произвело настоящий фурор, и впоследствии по запатентованному изобретению «русского Эйфеля», как называли Шухова, стали возводить не только башни, но и маяки, корабельные мачты, линии электропередачи. Наибольшую известность приобрела московская телевышка на Шаболовке.

Инга РОМАНОВСКАЯ.

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter