Великие писатели как-то умеют видеть через века

Гиперболоид инженера Гарина

Что такое олигархия? Не тревожа Аристотеля, можно сказать и так: слияние экономической и политической власти. Кто такой, следовательно, олигарх? Хозяин жизни, которому деньги уже некуда девать, – и он начинает покупать власть. Проплачивать законы. Скупать депутатов.

В пределе мечтаний олигарха – купить страну, а лучше несколько.

Пожалуй, именно для олигарха процитированное Марксом: «При 100 процентах прибыли он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» -- не пустые слова, далеко не пустые.

Ведь скупленная власть – это даже не триста процентов. Это сколько хочешь процентов.

Глобальная мировая экономика, говорят, стремится к шестому технологическому укладу. А это, в первую очередь, информационные технологии.

Вершинами которых для массового пользователя предстают ныне социальные сети и сплетающиеся с ними мессенджеры. К которым, безусловно, относится и хорошо знакомый белорусам Telegram.

Хозяин «телеги» -- Павел Дуров. В студенческие годы лауреат стипендий Президента РФ и Правительства РФ, умный. Трёхкратный лауреат Потанинской стипендии – а Владимир Потанин, напомню, второй в рейтинге богатейших бизнесменов России. Несомненный олигарх - даже либеральнейшая Википедия отмечает: «За авторство российских залоговых аукционов его прозвали «отцом раздербана».

Дуров всеми возможностями воспользовался с блеском: теперь он тоже миллиардер. И тоже олигарх: «Любой, кто знаком с нашей историей, знает, что Telegram - первое приложение, которое противостоит правительству и, при необходимости, вступает в схватку с ним», - заявил он недавно и публично.

Помните, как в 90-х годах прошлого века большинство из нас коробило, что целью акционерного общества является извлечение прибыли для акционеров, как было записано в любом уставе? Перед нами неизбежное логическое продолжение: миссией электронного приложения является схватка с правительством, объявляет его хозяин.

Да не с одним: «Мы делали это несколько раз во многих авторитарных странах от Гонконга до Беларуси», конец цитаты. То есть снова нет такого преступления, хотя бы под страхом виселицы. Начало XXI века.

В смутные годы после развала СССР меня знакомили с одной женщиной в Риге. Несмотря на внешние и человеческие качества, к этой латышке местные относились с великим пиететом: она уже была миллионершей, пока они еще только хотели стать.

Просто так получилось, что ее фирма получила право взимать плату за полеты через воздушное пространство Латвии. Страна принадлежала латышам, остальные ее жители были категорией «не граждане». Промышленность страны принадлежала Европе - и чем ближе становилась дата вступления в ЕС, тем полнее.

А небо над Латвией принадлежало одной хозяйке. Такие вот были времена, такие законы, такой технологический уклад.

Понятно, что потом все те, кто еще только хотели, положение вещей поменяли. И небо вернули. Зато министр иностранных дел Латвии с тех пор всецело принадлежит Соединенным Штатам Америки. И гомосексуалистам. Как-то они его там делят между собой, красавчика.

Считать ли это переходом в новый уклад жизни, не знаю. Как не знаю, должна ли с олигархом, противостоящим правительствам, бороться одна Россия – или уже международная коалиция, включающая Китай и Беларусь.

Ведь вступающий в схватку Telegram Дурова до того похож на гиперболоид инженера Гарина – просто оторопь берет.

Однако что-то подсказывает: с новыми информационными олигархами не получится так же легко, как с той зарвавшейся латышкой.

Уж простите, накипело.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter