Скоро эта коммерческая структура отпразднует годовщину своей деятельности, поражающей размахом и наглостью

Гипербола наглости

Американский миллиардер Марк Кьюбан считает, что главное для любого предпринимателя — это продажи. Если они есть, то они «лечат всё». Вероятно, владельцы столичной компании ООО «Биг Сэйлз» превратно поняли учение...

Коллаж Виктории Шкарупы.

ДАНО. Два сайта imarket-place.by и i-place.by, на которых компания «Биг Сэйлз» предлагает купить айфоны. Линейка продукции широка: от старичка iPhone 5s за 320 рублей до новинки — iPhone 12 Pro Max за 3835 рублей. Более 11 месяцев «Биг Сэйлз» ведет свой айфонный бизнес под лозунгом «Вижу цель, не вижу препятствий». Пристрелялись коммерсанты неплохо. По самым приблизительным подсчетам «попали» около 50 потребителей. Одно из недавних дел рассматривалось в суде Минского района. Остановимся на нем подробнее.

23 июля текущего года житель г. п. Колодищи Дмитрий А. заказал через интернет-магазин i-place.by айфон 11 за 1805 рублей. Кассовый чек ему не выдали. Уже на следующий день обладатель «яблочного» гаджета загрустил: заряжался айфон лишь до 91 процента, а само зарядное устройство перегревалось. И вот только тогда Дмитрий сделал то, что должен был сделать перед тем, как вручить курьеру деньги. На официальном сайте Apple он, введя серийный номер гаджета, проверил его историю. Последняя повергла в шок: оказалось, что айфон был активирован более года назад и уже снят с официальной гарантии! И это при том, что покупал Дмитрий товар как новый.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Поняв, как его бессовестно обманули, Дмитрий ринулся в бой за свои права. Переписка с продавцом любопытна, приведем ее без правок.

1 августа 2021 г., 14:39

Дмитрий пишет продавцу:

«Добрый день. Подскажите почему в недавно купленном у вас телефоне iphone 11, при проверке по серийному номеру срок технической гарантии истек и право на сервисное обслуживание? Хотя телефон я покупал новый».

1 августа 2021 г., 15:05

Продавец отвечает Дмитрию:

«Он на Минской гарантии Потому что. Вам не надо в случае брака ехать в Европу и Америку для замены обслуживаетесь в Белоруссии. Смотрите в гарантии». 

Из всей этой белиберды внимание обращаем на то, как ответчик называет нашу страну. Напомним, Белоруссией мы перестали быть 19 сентября 1991 года. То есть либо кто-то не очень знает историю страны, где он «зарабатывает» деньги, либо ему совершенно безразлично, как писать правильно.

В любом случае переписка с продавцом ничего не дала. А когда в аппарате появились проблемы с микрофоном, Дмитрий не на шутку разозлился: 11 августа появилась претензия, в которой он потребовал расторгнуть договор и вернуть деньги за айфон. Ответа не последовало. Дмитрию ничего не оставалось, как обратиться в ОО «Городское общество защиты потребителей» с просьбой провести экспертизу гаджета.
Результаты исследования подтвердили опасения. Айфон однозначно был в употреблении и подвергался ремонту. Причем такому, что после него гаджет даже не попадал под определение refurbished (восстановленный). «Колдовали» над айфоном не в заводских условиях, а где-то на лавочке или в гараже. 
Цитируем фрагмент заключения эксперта: «…под стеклом дисплейного модуля обнаружены инородные включения в виде песчинок… в системном разъеме обнаружены окисления контактных групп (данный дефект может носить эксплуатационный характер)».

На сайте компании действительно нет ни единого упоминания, что продавец торгует айфонами б/у. Комментирует председатель ОО «Городское общество защиты потребителей» Дарина Гулюта: «До момента заключения договора продавец должен довести до сведения покупателя информацию о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки). При этом такая информация должна быть размещена на сайте интернет-магазина. Ее сокрытие вводит потребителей в заблуждение и является основанием для расторжения договора и возврата денежных средств в полном объеме».

15 ноября 2021 года суд Минского района, рассмотрев все обстоятельства дела, расторг договор купли-продажи, заключенный 23.07.2021 г. между ООО «Биг Сэйлз» и Дмитрием А. Бизнесмены должны вернуть потребителю 1805 рублей за айфон, неустойку 613 рублей, 300 рублей за моральный вред и 255 рублей за судебные расходы. Итого — 2973 рубля. Кроме этого, «Биг Сэйлз» обязан возместить расходы обществу потребителей, госпошлину и штраф. Если сложить все цифры, то получается, что коммерсанты «попали» на 7278 рублей 9 копеек! Опротестовывать решение суда ООО «Биг Сэйлз» не стало. Как говорится, браво и занавес! Но не торопимся отмечать торжество справедливости. Точка в этом деле превратилась в многоточие. Деньги, судя по всему, ни Дмитрий, ни иные действующие лица либо не получат вовсе, либо не скоро и мелкими порциями. 

Дарина Гулюта подсчитала, что только при содействии ОО «Городское общество защиты потребителей» в судах рассматривалось семь исков в отношении ООО «Биг Сэйлз». 

Теория вероятности

Каждый из нас может нарваться на жулика в любую минуту. Это — дело случая, и абсолютной страховки нет. Но вот случайно ли Дмитрий оказался жертвой «Биг Сэйлз»? Увы — нет. Первой ошибкой стало слепое доверие продавцу. Ведь стоило только Дмитрию в поисковой строке интернета ввести «Биг Сэйлз отзывы» — и это уберегло бы его от всех последующих неприятностей. Столько негативных отзывов даже мне, автору, наблюдавшему разное, видеть доселе не приходилось. Хватило несколько минут, чтобы понять глубину и масштаб наглости коммерсантов. Это подтверждает и председатель общества защиты прав потребителей «Оплот» Алексей Лученок: «Уже только в нашей организации есть восемь вступивших в силу судебных решений по «Биг Сэйлз». В настоящее время рассматривается еще одно, девятое. Когда оно вступит в законную силу, мы будем подавать документы (решение судов и коллективное обращение пострадавших) в Следственный комитет, чтобы там серьезно проверили деятельность этой компании. На мой взгляд, речь может идти о возбуждении уголовных дел как по факту мошенничества, так и по факту уклонения от налогов. 
Во всех наших случаях продавец при продаже айфонов ограничивался лишь гарантийным талоном и товарным чеком. Кассовый чек — не выдавался. Получается, что только по нашим девяти делам они ушли от налогов. А ведь пострадавших от «Биг Сэйлз» гораздо больше!»
С этим нельзя не согласиться. Если только по двум обществам защиты прав потребителей за последний год в судах рассматривалось (и рассматривается) 16 исков против «Биг Сэйлз», то сколько же по всей Беларуси? Можно не сомневаться: счет обманутых идет на десятки.

Наглость — второе счастье?

Как такое возможно? Алексей Лученок рассказывает, что схема стара: «Регистрируется юридическое лицо, которое не имеет никакого имущества. Ничего не арендуется, расчетный счет в банке не открывается. Потом создается интернет-магазин (один и более) — и начинается реализация смартфонов б/у. Когда вскрываются недостатки и то, что гаджеты не новые, люди пишут претензии. На них продавцы не реагируют. Далее обманутые потребители идут в суд, где выносятся судебные решения в их пользу. Вот оно, кажется, торжество справедливости! Увы, еще нет. Ведь, как говорилось выше, у коммерсантов за душой ничего нет, даже офиса как такового. Бизнесмены лишь зарегистрировали компанию по такому-то адресу, и все. И при этом организация по-прежнему через курьеров продает телефоны». 

***

В настоящее время сайты imarket-place.by и i-place.by работают, но по указанному на страницах телефону либо никто не отвечает, либо говорят, что товара в наличии нет. Похоже, коммерсанты замерли в ожидании и тревоге. «Маловероятно, — предполагает Алексей Лученок, — что они будут заявлять о банкротстве. Ведь это может вызвать у компетентных органов подозрение в преднамеренном банкротстве. Поэтому, скорее всего, эта фирма будет тихо, что называется, висеть, а предприниматели откроют новое юрлицо с новыми сайтами и продолжат свой серый бизнес. Остановит их только Уголовный кодекс. Но сумма ущерба, которую коммерсанты нанесли покупателям, должна быть существенной. Поэтому необходимо объединение. Призываю всех, кто так или иначе пострадал от «Биг Сэйлз», обращаться в наше общественное объединение». 

Вместо заключения

В сотый раз повторять избитые правовые истины о том, как надо действовать при покупке дорогостоящих товаров, похоже, нет смысла... Не идут уроки впрок. И общественный иммунитет если и вырабатывается, то в ничтожных цифрах. Поэтому тут, вероятно, без законодательных изменений не обойтись. Надо бы поработать законодателям над тем, чтобы ушлые коммерсанты ушли, и как можно скорее, с правового поля Беларуси. Это вопрос времени, поэтому предлагаю свой лайфхак. 
Известно, что вруны нутром чувствуют чужое вранье. Если среди ваших знакомых есть хронический лгун, попросите его присутствовать при заключении договора. Ведь люди, хорошо умеющие приврать, легко распознают приемы, которыми пользуются сами. 
Поэтому чужую ложь они без труда обнаружат и у других. Тем самым, возможно, остановят вас от опрометчивого поступка.

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter