О гипермаркетах

Гипер второй свежести

Это событие прошло незамеченным. Не было ни громогласных речей, ни громких маршей оркестра, ни девчонок в униформе, раздающих всем надувные шарики с эмблемой предприятия, ни всяческих скидочных акций. Ничего. В нашем микрорайоне, населенном преимущественно пенсионерами и студентами, открылся четвертый по счету гипермаркет.


А ведь как все когда–то лучезарно–радостно начиналось! С какой помпой открывался первый гипермаркет! Как мы все были потрясены! Оказывается, вместо душного маленького магазинчика, дурно пахнущего испорченной рыбой, в нашей жизни может быть просторный зал, уставленный стрелками длинных разноцветных прилавков, где пестрят упаковками всевозможные товары. И их бесконечно хочется покупать. Помню, особенно впечатлили продавцы–консультанты, которые непривычно разъезжали по торговому залу на роликовых коньках и были предупредительно вежливы. Во всяком случае, памятную сакраментальную фразу из советской торговли «Вас много, а я одна!» в гипермаркете мне никогда не доводилось услышать. А скидки? А всякие интересные акции? Спору нет, появление гипермаркетов привнесло в нашу жизнь много нового и интересного.

К большому сожалению, радостное в нашей жизни почти всегда сменяется рано или поздно разочарованием. Оно подкрадывается незаметно. Вот и в случае с гипермаркетами все было именно так. Скажем, вскоре мы узнали слово «мерчендайзинг» и узнали, что, оказывается, можно вынудить нас, на радость продавцу, покупать много товаров, зачастую ненужных и лишних... А теперь, с открытием четвертого гипермаркета в нашем микрорайоне, я отчетливо осознаю: моим соседям и мне придется, увы, чаще употреблять несвежие продукты, причем по фантастическим ценам. В отделе готовой продукции я недавно наблюдал нечто удивительное. Жареное сало с маленькими ошметками мяса продавали по цене 10,9 рубля за килограмм. В то же время куриные окорочка шли по 8 рублей за кило. А как вам винегрет, цена которого в разное время колеблется от 4 до 6 рублей за килограмм, хотя каждый овощной компонент на рынке стоит в пределах 50 копеек за кило? Не знаю, как вы, а я для себя формулирую это так: отсутствие всякого здравого смысла при формировании розничной цены. Если проще, непомерная жадность продавца, о которой писал еще Карл Маркс...

Рискну предположить, к чему это может привести в обозримом будущем. Не секрет, что уже сегодня, к примеру, некоторые крупнейшие российские торговые сети становятся банкротами, закрывая десятки гипермаркетов по всей стране. Не спасают никакие рекламно–маркетинговые ухищрения. Ни установление минимальной суммы покупок, справедливо вызывающее возмущение клиентов. Ни разного рода завлекаловки с персональными карточками покупателя со смешными скидками, о которых по большому счету даже стыдно говорить. Жизнь подсказывает другой выход. Допустим, моя соседка–пенсионерка Дарья Семеновна, в прошлом учительница, печет замечательные торты на заказ ко всяким юбилеям и праздникам, оформив документы индивидуального предпринимателя. Надо ли говорить о том, что у нее сладости гораздо вкуснее, чем из гипермаркета? В спальном микрорайоне Минска среди столбиков–многоэтажек в выходной день видел очередь покупателей за живой рыбой, которую продавали с машины работники какого–то рыбхоза. Между прочим, по цене, заметно ниже той, что выставлялась в рядом расположенном большущем магазине.

Конечно, у каждого из нас всегда есть выбор между качественным и здоровым питанием и продуктами, агрессивно навязываемыми рекламой. Между разумной покупкой и безрассудным затариванием магазинной тележки. Никто никого не может заставить, любой принимает решение сам. Только и гипермаркетам нелишним будет об этом задуматься, чтобы не растерять доверившихся им клиентов.

vkt09@mail.ru

Советская Белоруссия № 12 (25147). Четверг, 19 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter