Гигин: с 2020 года начался новый период белорусской государственности. Но вызовов не стало меньше

Опыт развития государственности показывает, что именно внутренний потенциал, укрепление внутренних политических сил и гражданского общества является залогом устойчивости перед любыми внешними факторами и угрозами. Об этом, выступая на выездном семинаре «Республика Беларусь: от истоков до современности (исторический путь государственного строительства)», заявил председатель Белорусского общества «Знание», кандидат исторических наук Вадим Гигин.


Говоря о современном развитии Беларуси, Вадим Гигин предложил разделить время независимости на несколько периодов:

- К 1991 году в БССР не сложились объективные социально-экономические и политические причины для системного кризиса, которым характеризовалась перестройка. И если бы модель, по которой развивалась Беларусь в тот период, была общесоюзной, вполне вероятно, советский строй существовал бы до сих пор. Это, кстати, отмечают и многие российские политологи и историки. Подтверждение тому - и результаты референдума 17 марта 1991 года, когда большинство граждан Беларуси выступили за сохранение Советского Союза.

Тем не менее, Союз распался - и показательно, что первый период развития нашей суверенной государственности с 1991 по 1994 год характеризуется не улучшением тенденций, а деградацией. Один только пример: 1 июня 1992 года Совет Министров Республики Беларусь принимает постановление о чрезвычайных мерах по формированию государственного ресурса зерна в 1992 году. В республике в июле 1992-го не хватало 2,5 миллиона тонн зерна! Реальной была угроза голода. Была и идеологическая деградация: дикое празднование 75-летия БНР, на которое были приглашены из эмиграции бывшие полицаи, в том числе небезызвестный Язэп Сажич.


Вадим Гигин подчеркнул:

- Граждане республики не были согласны с подобным курсом. Собственно, и курса как такового не было, руководство страны в тот период погрязло в коррупции, чему есть многочисленные свидетельства. Неудивительно, что авторитет приобрел молодой политик Александр Лукашенко, который в октябре 1993 года выступил со знаменитым докладом о борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Безусловно, важным событием стало принятие Конституции.

Второй этап развития белорусской государственности характеризовался первыми в истории страны президентскими выборами и избранием Александра Лукашенко Президентом Республики Беларусь в 1994 году. С этого момента начинается нормализация внутриполитической и внутриэкономической ситуации в Беларуси - и рост недовольства нашей страной извне. Политолог напомнил:

- В апреле 1996 года были подписаны соглашения с Российской Федерацией - и резко происходит эскалация, первое внешнее вмешательство - 26 апреля 1996-го, так называемый Чернобыльский шлях, на котором у нас появились украинские националисты УНА-УНСО и была осуществлена попытка государственного переворота. Этого не удалось сделать благодаря мудрости Президента и народа, именно тогда в Минске собирается первое Всебелорусское народное собрание, сыгравшее историческую роль в разрешении этого кризиса, и референдум, на котором Президент одержал полную победу. И это коренным образом отличает модель нашего развития от других стран постсоветского пространства, где конфликты переросли в вооруженное противостояние, а то и в гражданскую затяжную войну.



Третьим этапом белорусского развития Вадим Гигин развал период с 1996 по 2001 годы:

- Его можно охарактеризовать как период определенной стабилизации. Сохранялись некоторые негативные направления экономического развития, впервые (15 сентября 1997 года) против Беларуси были введены международные санкции - Европейским Союзом, а затем и США. Причиной тому был наш курс на укрепление своей государственности и на союз с Россией. Благодаря принятой первым ВНС Программе социально-экономического развития в 1998 году произошел перелом. Приведу в пример сельское хозяйство: за полтора года, с 1998 по 2000 годы оно получило 2,5 тысячи тракторов, 2250 комбайнов различных типов, было создано несколько десятков тысяч новых рабочих мест на селе. Это была реализация программы Президента «Жилью. Продовольствие. Экспорт». А ставка на строительную отрасль привела к тому, что она, как локомотив, стала вытягивать и промышленность, и финансово-кредитную сферу.

Период с 2001 по 2010 год политолог называет «золотым десятилетием»:

- Темпы социально-экономического развития на постсоветском пространстве были уникальными. С 2006 по 2010 годы были построены 185 новых предприятий, это уникально для постсоветского пространства. Было кардинально модернизировано 330 предприятий, выпуск инновационной продукции увеличился в четыре раза. За десятилетие в белорусскую экономику было вложено более 20 миллиардов долларов в эквиваленте. И происходило это на фоне укрепления политической стабильности, пример тому - референдум 2004 года, на котором были внесены изменения и дополнения к Конституцию страны и выражено доверие нашему Президенту.


При этом Вадим Гигин напомнил:

- Все это происходило на фоне непрекращающихся попыток дестабилизации ситуации: в 2001 году, в 2006-м, когда утроили мини-майдан на Октябрьской площади, а политологи заявляли, что «Лукашенко не удержится и двух лет у власти». Очередная попытка произошла в 2010 году, к тому времени Беларусь серьезно укрепила международный авторитет ()свидетельство тому – участие в Движении Неприсоединения, расширение отношений со странами т.н. дальней дуги, построение Союзного государства с Россией, несмотря на все сложности) – поэтому в 2010 году Беларусь подошла достаточно крепкой и стабильной, чтобы выдержать очередную попытку организации политических беспорядков и успешно ее преодолеть.

Однако период с 2011 по 2020 год при сохранении положительных тенденций сопровождался и рядом негативных:

- Беларусь накрыла волна мирового экономического кризиса, который начался в 2008 году в США. Темпы экономического роста стали замедляться, при этом в социальной сфере стали происходить интересные процессы: у нас возник новый средний городской класс, фактически новая средняя и мелкая буржуазия, состоящая из индивидуальных предпринимателей, айтишников и некоторых других. При этом государство сохраняло высокий уровень социальных обязательств. У нас население в этот период оплачивало 30 процентов от стоимости услуг ЖКХ, 40 процентов - транспортных услуг, 10 процентов - содержания детей в детсадах, около 0,5 процента - содержание в школе. Причем этим пользовались все вне зависимости от своих доходов.


Внешнеполитическая обстановка в тот период была крайне противоречивой, напомнил также председатель РГОО «Белорусское общество «Знание»:

- В 2014 году началось открытое противостояние России и запада - после очередного евромайдана на Украине. С одной стороны, Беларусь этим воспользовалась, создав площадку для мирных переговоров - «Минский процесс» стал донором мира и стабильности, с другой стороны, мы оказались в эпицентре этого противостояния, когда было очевидно, что ни одна из сторон не готова идти на компромисс и может использовать внутриполитические процессы в своих больших геополитических интересах.

Все это обострилось к 2020году, когда пандемия стала катализатором целого ряда противоречий. Фактически во всех странах прошли ковидные протесты, подобное явление обострило уже имеющиеся противоречия. Но при соотношении внутренних факторов и внешних в 2020-м нужно прямо сказать: без внешнего воздействия никакие внутренние противоречия и социальные моменты не обострились бы до такой степени. Мы знаем, где были центры такого обострения. Знаем, что заказчиками выступали США и Великобритания, в меньшей степени - Евросоюз.

По мнению Вадима Гигина, в 2020 году белорусская государственность прошла самое серьезное испытание за весь период существования независимой Беларуси, а может, и с 1945 года. Политолог отметил:

- Благодаря чему это удалось преодолеть, хотя многие эксперты, политологи считали, что Беларусь не устоит? Прежде всего, дело в личности самого Александра Григорьевича Лукашенко, который является уникальным примером не только политического, но и государственного деятеля. Это консолидация патриотических сил. Это то, что были задействованы спящие ресурсы, которые не были в должной мере использованы прежде. Посмотрите, как по-новому стали работать общественные организации, сформировалось действительно патриотическое гражданское общество. Активизировалась идеологическая работа. Целый ряд этих факторов, как и наш стратегический курс на союз с Российской Федерацией, и предопределили победу в 2020 году.


Именно с 2020 года начинается новый период белорусской государственности, продолжающийся в настоящее время. Но это не означает, что количество вызовов уменьшилось, некоторые даже обострились. Прежде всего это касается того, что к югу от наших границ ведутся боевые действия, второе - попытка институциализации антигосударственных сил за границей при поддержке зарубежных государств, создание незаконных вооруженных формирований вблизи территории Беларуси, агрессивные планы и заявления, которые делают ряд зарубежных политиков, сохранение санкционного давления. Эти факторы будут сохраняться в ближайшее время – до той поры, пока не будет договоренности между основными геополитическими игроками, противостоящими друг другу. То есть наряду с укреплением внутренней государственности, принятием поправок в Конституцию Беларуси на референдуме 2022 года, формировании гражданского общества и его патриотических сил сохраняется негативное внешнее окружение. Однако опыт развития государственности показывает, что именно внутренний потенциал, укрепление внутренних политических сил и гражданского общества является залогом устойчивости перед любыми внешними факторами и угрозами.

Организаторы проведенного сегодня в Минске на базе Академии управления при Президенте выездного семинара - Совет Республики совместно с Национальной академией наук, Академией управления при Президенте, Национальным центром законодательства и правовых исследований.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter