Гиганты немного «подрастут»

В 2012 году планируется выпустить БелАЗ грузоподъемностью 420—450 т

Не было счастья, да несчастье помогло. В какой-то степени эта пословица иллюстрирует ситуацию, которая развернулась в отрасли отечественного машиностроения. В докризисные времена большинство из белорусских предприятий, производящих большегрузную технику, в части поставок были плотно завязаны на восточном направлении. Львиная доля продукции отправлялась в Россию, и искать иные рынки сбыта производителям острой нужды не было. В 2009—2010 годах, когда на территории восточной соседки спрос на продукцию машиностроения резко упал, маркетологам крупных белорусских заводов пришлось серьезно задуматься над диверсификацией экспорта.

Сегодня ОАО «БелАЗ» занимает треть мирового рынка карьерных самосвалов и входит в первую пятерку ведущих мировых концернов по производству карьерной техники. «В 2009 году в России серьезно упали темпы роста горно-добывающей промышленности и, как следствие, резко сократился спрос и на нашу продукцию. Перед предприятием ребром стал вопрос о поиске новых покупателей», — рассказывает главный конструктор ОАО «БелАЗ» Олег Степук. На заводе то ли шутят, то ли говорят всерьез: мониторинг новых для себя рынков начали чуть ли не с тщательного изучения географической карты мира с указанными на ней значками полезных ископаемых. Внимательно смотрели, где могут находиться производители. После мониторинга рынков в дело вступали маркетологи, которым немало пришлось поездить по свету, убеждая владельцев карьеров в преимуществах белорусских самосвалов.

Если до 2009 года 60 % произведенных в Жодино большегрузных гигантов уезжало на вывоз руды и угля из российских недр, то сегодня к числу регионов, где трудится белорусская техника, добавились такие страны, как Австралия, Китай, государства Южной Америки. Недавно первые партии самосвалов были поставлены в ЮАР, на европейский континент — в Боснию и Сербию. Как рассказывает генеральный директор предприятия Петр Пархомчик, останавливаться на достигнутых успехах смысла нет — экспансию следует продолжать. «В течение 2011 года планируется дальнейшее увеличение реализации карьерной техники в страны дальнего зарубежья, в том числе за счет наращивания объемов сбыта машин в Китай, Монголию, Иран, Индию. Будут осуществляться поставки карьерных самосвалов в Индию, Бразилию, Венесуэлу, Чили. Это то, что касается наших успехов на рынках так называемого дальнего зарубежья. При этом мы полностью сохраняем за собой свои традиционные рынки», — говорит руководитель предприятия. Кстати, Белорусский автозавод совместно со своим дилером «BelAZ Trucks Americas» сегодня начал предпринимать попытки выхода на очень сложные для проникновения североамериканские рынки — США и Канады. Говорят, первые успехи уже есть.

Для большей уверенности при работе на внешних рынках БелАЗ начал применять схемы продвижения своей продукции, которые еще недавно не воспринимались всерьез большинством отечественных производителей. Речь идет о сделках экспортного лизинга. «Со своими правилами входить в другие страны очень тяжело, на многих рынках, освоением которых мы планируем серьезно заниматься, стало законом, что машины поставляются с отсрочкой платежа в 3—5 лет. И этим инструментом пользуются все наши конкуренты. В нынешнем году мы поставили в лизинг в ЮАР уже 7 самосвалов на сумму более $ 12 млн. Это был пилотный проект, но он продемонстрировал выгоды и для нашего предприятия, и для государства», — говорит Петр Пархомчик. При этом специалист замечает: схемы экспортного лизинга будут применяться и впредь, в первую очередь на тех рынках, на которых есть какие-то преграды для поставки белорусской техники и конкуренты чувствуют себя вольготно.

В 2010 году БелАЗ произвел товарной продукции в действующих ценах более чем на Br 1,85 трлн. Темп роста производства в сопоставимых ценах составил к уровню 2009 года 139,6 %. Выпущено 1034 единицы автотехники. На минувшей неделе в ОАО «БелАЗ» случился небольшой юбилей — предприятие выпустило пятисотый самосвал БелАЗ-7530 грузоподъемностью 220 тонн. Как говорят на заводе, за минувший год производство таких гигантов увеличилось в 3,5 раза по отношению к 2009 году. Всего с конвейера сошло 128 таких карьерных машин, контрольная же цифра на 2011 год — 140 единиц большегрузной техники. Сегодня в месяц сходит с конвейера 11—12 подобных самосвалов, но уже к концу года стоит задача выйти на ежемесячный выпуск 15 штук. Это крайне важно, ведь за этими машинами уже образовалась очередь из заказчиков. Они зафрахтованы полностью на текущий год, и уже даже заключаются контракты на 2012 год.

Самосвалы грузоподъемностью в 220 тонн предназначены для перевозки горной массы в сложных горно-технических условиях глубоких карьеров, на открытых разработках месторождений полезных ископаемых по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации. «Дело в том, что последние тенденции горно-добывающей отрасли свидетельствуют о необходимости увеличения грузоподъемности техники, когда трудозатраты на эксплуатацию машины и себестоимость тонно-километра сокращаются. Сейчас БелАЗ полностью закрывает нужды покупателей, предлагая им самосвалы грузоподъемностью 130—136 тонн, и пусть небольшими сериями, но мы начали выпускать 154—160-тонные карьерные самосвалы, однако требования времени таковы, что мы должны предлагать рынку все более и более выносливую технику», — объясняет стратегию развития предприятия Олег Степук.

В прошлом году на БелАЗе собрали первый карьерный самосвал грузоподъемностью 360 тонн. Сейчас конструкторы решают задачу, чтобы в 2012 году произвести 420—450-тонную громадину. «Это непростая задача не только для нас, но и для других производителей, ведь комплектующих к такой технике просто нет. К примеру, пока нигде не производят таких шин, чтобы обуть их на колеса подобного гиганта», — объясняет Петр Пархомчик.

На снимке: на мостике гиганта водитель-испытатель Анатолий КОЛОКШЕВ.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter