Беспилотный самосвал, внедрение технологий 5G и самый большой автомобиль в мире: посмотрели, как на БЕЛАЗе собирают машины, ставшие брендом Беларуси

Гигант шагает вперед

Уважаемые машиностроители!

От имени Правительства Республики Беларусь и себя лично поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем машиностроителя.

История научно-технического прогресса неразрывно связана с развитием машинного производства. Беларусь как индустриальная страна обладает развитым машиностроением. Эта отрасль уже несколько десятилетий доминирует в экономике нашей страны. На предприятиях машиностроительного комплекса формируется значительная доля валового внутреннего продукта, что напрямую влияет на рост нацио­нального благосостояния. Белорусская продукция марки «БЕЛАЗ», «Гомсельмаш», «МАЗ», «Беларус» сегодня работает на разных континентах. Во многих странах мира знают современную технику «Горизонт», «Атлант», «Витязь», «БелОМО». Взятый машиностроителями курс на создание конкурентной и востребованной технической продукции свидетельствует об интеллектуальном и производственном потенциале отечественной промышленности.

День машиностроителя — праздник для людей, вкладывающих свои способности, усилия и ум в развитие многих отраслей экономики. Сегодня вы претворяете в жизнь самые прогрессивные идеи и решения, осваиваете новые технологии и виды продукции. Убежден, что, продолжая славные традиции, вы будете и впредь успешно решать поставленные перед вами социально-экономические задачи, повышать авторитет Беларуси на мировой арене.

В преддверии профессионального праздника желаю вам и вашим семьям доброго здоровья, счастья и новых трудовых свершений.

Премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко
Каждая успешная страна имеет бренды, которыми она широко известна за рубежом. И у нас таких достаточно. Среди промышленных гигантов — это БЕЛАЗ, МАЗ и МТЗ. Завтра они отмечают свой профессиональный праздник — День машиностроителя. Накануне этой даты корреспондент «Р» побывала на заводе БЕЛАЗ — крупнейшем мировом производителе карьерных самосвалов. Ежегодно продукция предприятия уходит более чем в 30 стран мира. Большая часть отгружается в Россию и страны СНГ. Чтобы сохранять свои позиции, заводчане следят за тенденциями и адаптируются к потребностям рынка. Сейчас на предприятии реализовываются такие амбициозные проекты, как беспилотные и электросамосвалы, карьерная техника на газовом топливе. Корреспондент «Р» узнала подробности.

Все, что грузоподъемностью от 110 до 240 тонн, собирается здесь, в цехе сборки, испытаний автомобилей и тягачей.

Сборка — изнутри

Жодино встречает промозглой осенней погодой. Но даже моросящий дождь не в силах смазать впечатления от масштабов карьерных самосвалов, успевших стать брендом не только города, но и Беларуси в целом. Сегодня предприятие входит в топ-3 мировых производителей крупной карьерной техники. На экспорт идет около 95 процентов продукции.

Огромные карьерные машины создают люди. Создают здесь, на БЕЛАЗе. Этот завод — город внутри города, со своей планировкой и инфраструктурой. Производство настолько масштабное, что, для того чтобы попасть из одного цеха в другой, нам приходится преодолеть несколько километров. К слову, площадь производства сверхтяжелых машин — 37,5 тысячи квадратных метров! 

Попадаем в цех сборки, испытаний автомобилей и тягачей. БЕЛАЗ едва ли не единственный производитель в мире, собирающий карьерные самосвалы конвейерным способом. Сперва — двигатели, затем — гидромеханические трансмиссии и остальное оборудование, следом — кабина и решетка радиатора… Так шаг за шагом формируются очертания будущего самосвала. Последними устанавливаются колеса. И вот новинка готова своим ходом покинуть ворота завода. 

— Сейчас собираем в основном самосвалы по 130 и 220 тонн, иногда 240 тонн. Техника побольше попросту не войдет в наш цех по габаритам, ее собирают в других цехах, — встречает нас мастер первого участка Роман Хоружий.

Роман Хоружий: «У нас все заводится с первого раза и уезжает, потому что специалисты классные!»

На заводе он работает 10 лет. Машиностроителем стал не случайно. Говорит, пошел по стопам отца, который тоже много лет посвятил БЕЛАЗу:

— В месяц собираем 40—60 машин, то есть по три единицы в сутки. Мало только собрать, их еще нужно обкатать, протестировать, сделать полную диагностику... Все должно работать безупречно, чтобы потребитель остался доволен и пришел к нам с новыми заказами. 

Мало только собрать машины, их еще нужно обкатать, протестировать, сделать полную диагностику.

Машина размером с дом

Первый участок — самый тяжелый. Фактически здесь закладывается основа, на которой в последующем собирается самосвал. Сейчас на сборке сразу пять машин БЕЛАЗ-7513 и БЕЛАЗ-75306 грузоподъемностью 136 и 220 тонн соответственно. В подчинении у молодого мастера участка 53 человека, и каждый занят своим делом. Одни собирают кабины, другие ставят комплектующие, занимаются наладкой… Одним словом, график работы плотный. 

Одни собирают кабины, другие ставят комплектующие, занимаются наладкой. График работы — плотный.

— У нас все заводится с первого раза и уезжает, потому что специалисты классные, — Роман Хоружий объясняет успех мастерством и опытом сотрудников. Со дня прихода на завод мастер вместе с командой собрал более 2 тысяч самосвалов! 

БЕЛАЗ — та машина, в которой не каждому посчастливится когда-нибудь оказаться. Однако нам повезло посидеть в кабине карьерного гиганта. Забраться внутрь оказалось задачей не из легких — кабина находится на высоте около трех метров! Для тех, кто никогда не бывал в машине размером с дом, Роман Хоружий объясняет:

— Благодаря современным системам управлять самосвалом несложно. Здесь у нас баллоны с воздухом, которые запускают двигатель, там емкость с тосолом литров на 500 и два топливных бака по тысяче литров каждый… Мультимедийной системы нет (улыбается), но это ничего. Водителю нужно слышать работу двигателя, чтобы в случае неполадки оперативно ее устранить. Шумоизоляция в кабине на высоком уровне. Если мотор работает, не нужно повышать голос, чтобы услышать друг друга. Рабочее место оператора безопасное и эргономичное, оснащенное всем необходимым.

Благодаря современным системам управлять машиной размером с дом несложно.

В кабине действительно довольно просторно. Пневмосиденья, печка и кондиционер обеспечат водителю комфорт даже в карьерных условиях. Зато почувствовать габариты гиганта нелегко. Правое зеркало находится в нескольких шагах от кабины. Поэтому для безопасности по желанию заказчика технику оснащают камерами — на правом борту и сзади. Изображения с них отображаются на мониторе в кабине. На машине БЕЛАЗ-75306 особо не погоняешь. По техпаспорту его максимальная скорость — 43 км/ч. Но это ничего. Для такого класса техники важны не лошадиные силы, а тяговитость.

Размер — особо крупный

Пока перемещаемся в другой цех, нашу беседу то и дело прерывает рев мощных моторов — водители подгоняют технику на центральную площадку, где развернутся торжественные мероприятия по случаю Дня машиностроителя. Этот праздник жодинцы всегда отмечают с особым размахом, ведь практически в каждой семье кто-то работает на БЕЛАЗе. В этот день завод традиционно распахнет двери для посетителей. Все желающие смогут погулять по цехам, посмотреть новинки и сделать снимки на фоне большегрузов.

А посмотреть действительно есть на что! Буквально на этой неделе на БЕЛАЗе собрали юбилейный 90-тонный карьерный самосвал БЕЛАЗ-7558 — шасси № 500. Машины именно этой серии вошли в историю как первые в мире самосвалы грузоподъемностью 90 тонн с электромеханической трансмиссией переменного тока. Они отлично справляются с нагрузкой при работе на уклоне до 20 процентов. Именно эта серия послужила платформой для машин нового поколения, таких как самосвалы-роботы и электросамосвалы. При этом вся техника соответствует самым жестким требованиям по выбросу вредных веществ в атмосферу, ведь общемировой тренд на экологичность никто не отменял.

Вся техника соответствует самым жестким требованиям по выбросу вредных веществ в атмосферу, ведь общемировой тренд на экологичность никто не отменял.

Замечаем на площадке знаменитый супергигант грузоподъемностью 450 тонн, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире карьерный самосвал. Мы с легкостью проходим под бампером этого гиганта в полный рост. Высота машины — девять метров, колеса — четыре метра. Несмотря на внушительные габариты, язык не поворачивается назвать эту махину неповоротливой. При длине 20 метров радиус поворота самосвала — 19 метров, то есть он способен развернуться практически на месте! 

Еще одна разработка, известная в мире карьерной техники, — беспилотный самосвал. Беспилотная технология добычи с использованием передачи данных по каналам связи 5G сейчас тестируется на месторождении «Ситницкое» в Лунинецком районе. В перспективе ее использование позволит увеличить производительность добычи до 30 процентов и снизить травматизм при проведении горных работ. Тестирование безлюдной технологии добычи проходит с использованием опытных образцов карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7558R грузоподъемностью 90 тонн и фронтального погрузчика БЕЛАЗ-7825D. Второй этап испытаний стартовал в июне. 

В настоящее время проводятся сравнительные испытания пилотной и беспилотной технологии добычи, ведутся постоянный мониторинг и анализ технического состояния техники. В зимний период специалисты продолжат работы по адаптации систем автономного движения к тяжелым погодным условиям — обледенению и большому количеству снега. Измененные алгоритмы позволят оперативно корректировать траекторию, скорость и другие параметры движения при ухудшении погодных условий.

Производство в деталях

С грузом самый большой самосвал весит больше, чем крупнейший пассажирский самолет «Боинг-747», и может в прямом смысле слова свернуть горы. Собирается 450-тонник за два-три месяца. В одном таком красавце 91 тысяча деталей! Этот БЕЛАЗ, как и его меньшие братья, машины уникальные, поэтому большинство деталей для них не закупаются, а делаются прямо здесь. Оператор станков с программным управлением Сергей Маруга — один из тех, кто занимается их изготовлением:

Сергей Маруга: «Бывает, если деталь большая, за день успеваешь обработать только одну».

— Я на заводе уже 14 лет. Коллектив у нас преимущественно молодой. В сентябре тоже пришли новые ребята, только после техникума. Наша задача — из заготовки сделать деталь. Токарим, сверлим, резьбы нарезаем. Работы много. Бывает, если деталь большая, за день успеваешь обработать только одну, а бывает, наоборот, много мелких нужно сделать.

Цех программных станков, где делают внутренности самосвала, выглядит как отдельный завод. Огромное количество оборудования выстроено в несколько рядов согласно технологической цепочке. Деталь передается с одного станка на другой, и так до полной готовности. Пробую поднять — даже самая малая деталь весьма увесистая. Один день в цехе — и никакой тренажерки не нужно!

Чтобы машины могли работать при жестких условиях, все детали подготавливаются особым образом, в частности упрочняются.

Белорусские самосвалы идеальны для работы в самых разных условиях, при температурах от минус 50 до плюс 50 градусов. Для этого все детали подготавливаются особым образом, в частности упрочняются — их выдерживают в специальных печах, где они насыщаются углеродом. Там при температуре 930 градусов детали могут находиться от нескольких часов до семи дней. 

Кузова практически всех самос­валов разборные, ведь к заказчику эти мощные красавцы поедут в разобранном состоянии: нужно лишь собрать из «конструктора» самосвал заново. Для этого нужны обученный персонал и подъемный кран. Помочь набраться опыта помогут здесь же, на БЕЛАЗе. Специалисты обучают и обслуживать самосвалы, и управлять ими. 

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter