БелАЗ и московская «Цифра» будут вместе развивать искусственный интеллект

Гигант на автопилоте

Хочу работать на БЕЛАЗе, поделилась с подругой юная посетительница «Иннопрома», задержавшись у стенда именитой белорусской компании. Игрушечные копии легендарного самосвала усилили эмоции. Виртуальная экскурсия по заводу при помощи специальных очков окончательно закрепила яркие впечатления. А еще привлек внимание тренажер вождения. 

Техника с дистанционным управлением может работать круглые сутки
Татьяна Андреева

«Порулить» в роли оператора карьерного самосвала‑гиганта мог любой посетитель международной промышленной выставки «Иннопром», проходящей в Екатеринбурге с 2010 года. Но дальнейшая «карьера», как выяснилось, под вопросом. Профессия‑то уходящая... Уже через несколько лет белорусские грузовики станут беспилотниками. Прямо на выставке БЕЛАЗ и российская компания «Цифра» заключили стратегическое соглашение о партнерстве. Речь о развитии технологий роботизации для горной промышленности и создании исследовательского центра в области искусственного интеллекта. 

— Главная цель партнерства — лучше понять нынешние и будущие цифровые потребности горной промышленности и предложить транспорт, полностью отвечающий этим потребностям. Чтобы заказчикам не приходилось тратить время и ресурсы на его доработку собственными силами. Именно на выявление этих потребностей будет направлена совместная деятельность с «Цифрой». Все наши дальнейшие проекты будут строиться на основе этих исследований, — подчеркнул генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Петр Пархомчик на церемонии подписания договора. 

Объединение принесет пользу всем сторонам, уверен и гендиректор «Цифры» Игорь Богачев. Первые такие машины уже на этапе промышленной эксплуатации. Несколько беспилотных ­«БЕЛАЗов» работают на угледобывающем предприятии «СУЭК» в Хакасии. По планам к 2020 году число самосвалов‑роботов вырастет до 150. Техника с дистанционным управлением не устает и может работать круглые сутки в любых условиях. Качество ценное, особенно в карьере, где присутствие человека иной раз ограничено (например, из‑за пыли в воздухе после взрыва породы). Московская «Цифра» сотрудничает с белорусами уже много лет. По словам управляющего директора компании Павла Растопшина, сегодня на все самосвалы ­БЕЛАЗа предустановлена система контроля загрузки. Но теперь объем электроники на самосвалах будет расширен при помощи интеллектуальных панелей. Задача — заменить западные аналоги, локализовав производство таких панелей на территории Беларуси и России.

Вторая часть соглашения не менее амбициозна — создание Центра компетенций по цифровизации белорусской промышленности на базе БЕЛАЗа. 

— Объединив усилия, создав СП, мы сможем устанавливать эту систему на других машиностроительных производствах страны, где есть металлообработка. В числе возможных клиентов — Минский тракторный завод, «Могилевлифт­маш», Минский моторный завод, 558‑й авиаремонтный завод. Но сначала нужно, конечно, цифровизовать сам БЕЛАЗ, чтобы он накопил необходимые компетенции, — говорит Павел Растопшин. 

Специалисты уже нашли решение по цифровизации промышленности, создав «Диспетчер станков». Он повышает эффективность оборудования на 20%, сервисных служб — на 30, а эффективность инвестиций — на 25. И на 15% уменьшает операционные расходы. На провокационный вопрос корреспондента ­«СОЮЗа», есть ли у системы недостатки, сотрудники «Цифры» честно отвечают: есть, она показывает слишком много правды.

Татьяна Казанцева

tvkazantseva.2018@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter