Туристический рынок Беларуси заполонили нелегальные экскурсоводы

Гид или гад?

Проблема эта назрела давно. Сообщения о гидах, сопровождающих иностранные группы и рассказывающих “альтернативную” историю, приходят из разных уголков Беларуси. Сегодня наказать подобных “интеллектуальных” нелегалов можно разве что за незаконную предпринимательскую деятельность, факт которой, увы, доказать непросто. В Министерстве спорта и туризма прорабатывают методику борьбы с нелегальными экскурсоводами. Но пока это доходный вид подпольного бизнеса, который бьет не только по карману аттестованных государством гидов, музеев и турфирм, но и подрывает общий позитивный имидж нашей страны. Чтобы убедиться воочию, отправляемся в Брест, ко входу в Мемориальный комплекс “Брестская крепость-герой”.

Фото автора

Зима, разгар новогодних каникул в России. Неудивительно, что в это время у парковки возле “Звезды” — входа в цитадель воинской славы — стоит много автомобилей с российскими номерами. Брестская крепость всегда вызывала оживленный интерес у наших восточных соседей. И если раньше туристов интересовала в большей степени героическая оборона цитадели над Бугом, то сейчас в тренде вся “крепостная” история: от строительства до ее постсоветской реконструкции. Одно дело — прочитать новые факты в открытом доступе, в сети, другое — увидеть все воочию и прикоснуться к неизвестным страницам истории старинных сооружений. Или окунуться в достоверную фактуру и послушать легенды, включая городские. Например, о древнем и средневековом Берестье, снесенном в XIX веке для возведения цитадели и ее укреплений.

Это предлагают как сотрудники мемориального комплекса, так и альтернативные гиды, причем и аттестованные, и те, кто работает по-черному. Последние чем-то напоминают привокзальных таксистов из 1990-х. Помните, как подобные перевозчики буквально снимали пассажиров с поездов и вели к личным авто? А на вопрос, где счетчик, отвечали по-одесски: “Вам шашечки или ехать?” И если это явление ушло в прошлое, то черные экскурсоводы сегодня работают именно так.

Вычислить их несложно. Достаточно покрутиться с полчаса у крепостной стоянки. Вот к микроавтобусу, приехавшему, судя по номерам, из Москвы, подходит молодой человек. В полуспортивных штанах, куртке с капюшоном и небольшим портфелем. Обработка группы много времени не занимает. Говорит примерно следующее:

— Предлагаю интересную экскурсию. Вы узнаете не только официоз, но и пройдете по уголкам крепости, куда обычно местные гиды не водят.

Показывает какие-то фотографии, карты. Еще несколько минут — и клиенты созревают. Компания из восьми человек — четверо взрослых и четверо детей-подростков (по-видимому, две семьи) — готова идти в Брестскую крепость. Сговариваются на сумме порядка 70 рублей. Это при том, что официальная 45-минутная обзорная групповая экскурсия по мемориалу, судя по ценам на сайте учреждения, стоит 19 рублей.

Пристраиваюсь поодаль. Слушаю и наблюдаю. Речь гида, его стилистика, безусловно, захватывают. Это действительно не скучно. Как там говорят официальные экскурсоводы? “Обратите внимание на данный монумент...” Нет. Парень говорил с туристами на понятном языке. Что-то вроде:

— Вот в эту казарму возле “Жажды” фрицы “зафигачили” огроменный снаряд…

Когда речь заходила о совместном марше в крепости подразделений Красной Армии и вермахта в 1939 году, экскурсовод “отжигал”:

— Это был стеб над советской властью. Кривошеин говорил Гудериану: мол, мы чумазые не пойдем в одном строю. А Гудериан ему в ответ: “Чувак, не робей...”

Фото автора

Ну и фактура, конечно. Я на этой “экскурсии” узнал много нового. По неофициальной истории (и тут надо понимать, что, конечно же, так оно и было), оборона длилась два часа, а потом раздавались только “очаговые выстрелы”. Понравился “перл” лжеэкскурсовода про женский монастырь, который захватили солдаты вермахта и с удивлением нашли там изнасилованных красноармейцами монашек… И никого из восторженных слушателей не смутил тот факт, что Брест в то время уже два года находился в составе БССР, а крепость была военным городком. То есть никакого действующего монастыря там априори не могло быть.

И все это было бы смешно, не будь так грустно. Не знаю, пошли потом эти гости в Музей обороны или им хватило “альтернативной” экскурсии, но свою дозу дезинформации они получили исправно. А учитывая, что обыватель падок на “сенсации”, то, видимо, уверовали москвичи в эту ересь основательно.

Известный брестский исследователь, коллекционер, краевед Иван Чайчиц делит нелегальных экскурсоводов на два типа:

— Первый — это те, кто посмотрел фильм “Брестская крепость” и “знает” практически все. И второй — городские сумасшедшие, они несут абсолютную чушь и проконтролировать не могут даже себя. Иногда за деньги “осчастливят” вас своими знаниями, а иногда бесплатно. Раз ­даром, то они нам и неинтересны. А вот те, кто за плату “покажет, где был подземный ход в Польшу”, действительно вызывают большие вопросы.

Несколько лет назад я наблюдал за другим неофициальным гидом, который летом вел группу бритоголовых молодых людей в берцах с характерными околонацистскими татуировками. Этот экскурсовод, опираясь на реальные исторические данные, с упоением рассказывал о том, как бравые немецкие парни, штурмовавшие крепость, добивали пытающихся убежать из окружения красноармейцев, которые “драпали” в такой панике, что, не надев гимнастерок, прорывались в одном нижнем белье.

Здесь мне уже было не важно: брал сей псевдогид с компании деньги или водил своих друзей по идейным соображениям. Просто представил, что вот так же найдется “альтернативный” экскурсовод и будет водить аналогичные группы по Хатыни, с упоением рассказывая, как доблестные солдаты фюрера жгли белорусские деревни в назидание партизанам. А это уже, извините, извращение исторической правды.

Конечно, таких “проводников” в оте­чественную историографию всерьез не воспринимают ни музейные работники, ни аттестованные государством гиды. Елена Воробей несколько лет назад одной из первых в Бресте получила право на проведение экскурсий. Недавно она поделилась своими случайными наблюдениями за экскурсоводом-нелегалом:

— Ну что можно сказать, если человек говорит примерно следующее: “На этом мосту перил нет. Знаете, почему? Вон, видите, солдат ползет к воде с каской. Вода была нужна кому? Правильно, раненым! А еще вода нужна была пулеметам Максима. В пулемет заливалось 3,5 литра воды для охлаждения, пару минут построчил, и она закипает. И тут же надо выливать и новую набирать, вот потому и нет перил...”

Рисунок Олега Попова

Напомню, чтобы получить лицензию, Елене Воробей пришлось сдавать довольно сложный экзамен в Национальном агентстве по туризму, где она защищала тексты своих авторских экскурсий. Общая часть — тестирование с сотней вопросов по общегуманитарным знаниям. Проверка эрудиции. Затем — собеседование. По словам Елены, экзаменаторы смотрят в том числе и за правильностью речи, пластикой тела. Информацию нужно донести доступно и красиво. А вот чем гид старается привлечь гостей нашей страны:

— Стараюсь найти объекты с историей и менее посещаемые — это интереснее. Например, авторская экскурсия по фортовым поясам. Они — за исключением пятого — не относятся к мемориалу. Самый частый комплимент — “про это не прочтешь в книгах”. Я люблю городские легенды, истории отдельных домов и семей. И стараюсь не сыпать цифрами — не запомнятся. Акцентирую внимание на знаковых моментах истории.

Директор Мемориального комплекса “Брестская крепость-герой” Григорий Бысюк уверяет, что устал бороться с черными экскурсоводами. Те нынче без стеснения водят группы по территории мемориала, поскольку знают, что справиться с ними непросто. Григорий Бысюк продолжает:

— Буквально недавно я, можно сказать, за руку поймал очередного такого “экскурсовода”. В ответ он заводит классическую отговорку: мол, я веду друзей. Бесплатно. Думаю, в КоАП нужно вносить изменения — статью о привлечении к ответственности за нелегальные экскурсии. Создавать туристическую полицию, которая будет специально отслеживать этот вид деятельности.

Нельзя сказать, что нелегалы совсем остаются безнаказанными. По словам заместителя начальника ИМНС по Брестской области Ольги Хандоги, за незаконную предпринимательскую деятельность в прошлом году было привлечено два “подпольных” экскурсовода. Правда, на первый раз им дается только преду­преждение. Попадутся второй раз — будут суд и штраф. И налоговая, продолжает Ольга Хандога, проводит не только рейды, но и реагирует на любую информацию по данной теме:

— Если по крепости или городу идет тургруппа, ее сопровождает какой-либо гражданин, то, к примеру, сотрудники Департамента охраны или милицейский патруль могут поинтересоваться, на основании чего то или иное лицо проводит экскурсию. У каждого гида должен быть именной бейдж. Это дает представление, группу ведет настоящий гид или нелегал, решивший подзаработать.

Деятельность тех, кто не желает официально аттестоваться, предпочитая рассказывать туристам сказки за деньги, Министерство спорта и туризма решило пресечь. Консультант отдела планирования и организации туристической деятельности Департамента по туризму Минспорта и туризма Марина Масташова говорит, что сегодня в этой части ведется серьезная работа по внесению изменений в действующее законодательство:

— За проведение экскурсий, не будучи аттестованным специалистом, будут налагаться взыскания как на граждан нашей страны, так и на иностранных гидов, которые самостоятельно водят у нас свои группы. Контроль будут проводить различные структуры.

Впрочем, не всем аттестованным гидам нелегалы создают конкуренцию. Частный экскурсовод Дмитрий Шакиров считает, что это явление имеет право на жизнь и здесь все зависит от туриста:

— У туриста должен быть выбор. Его право: хочет ли он послушать истории необразованного мальчишки, заплатив ему деньги, или нанять серьезного гида.

Есть вопросы у Дмитрия и к руководству брестского мемориала, где нелегальными считаются все гиды, даже прошедшие госаттестацию.

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Итак, с откровенными черными экскурсоводами все понятно. Но в Бресте есть своя особенность. Даже аттестованным гидам легальный вход в мемориальный комплекс с туристическими группами на платной основе запрещен. На данной территории, как определено руководством комплекса, осуществлять экскурсии на законных основаниях могут только сотрудники мемориала. Это подчеркивает и Марина Масташова:

— По крепости аттестационная комиссия частных гидов не аттестует, поскольку администрация мемориального комплекса сама организует обучение желающих. Если руководство не разрешает аттестованным экскурсоводам проводить экскурсии, то проводят их сами сотрудники учреждения.

Руководство мемориального комплекса в данном случае занимает принципиальную позицию. Во-первых, территория комплекса — это тоже музей. Только под открытым небом и с возможностью бесплатного посещения без экскурсий. Прогуляться — пожалуйста. Послушать гида — обращайтесь в музей Брестской крепости. Хотя бы потому, что крепость — пусть и общее достояние, но содержит ее государственная структура. А это немалые суммы на оплату газа, электричества, закупку экспонатов, оплату транспорта, внеплановые ремонты, налоги, которые несоизмеримы с теми, что платят предприниматели. Часть вышеуказанных расходов покрывают входные билеты, выставки и экскурсии. При этом мемориальный комплекс гарантирует посетителям безо­пасность в отличие от “альтернативных” экскурсоводов, водящих гостей по валам и руинам за пределами комплекса.

И вот тут получается, что не только экскурсоводы-нелегалы, но даже аттестованные гиды, среди которых, кстати, есть и бывшие музейные работники, зарабатывают деньги на существующей инфраструктуре мемориального комплекса.

При этом директор Мемориального комплекса “Брестская крепость-герой” Григорий Бысюк позитивно оценивает уровень некоторых аттестованных гидов:

— У них есть свои портфолио. Надо отдать должное, я слушал в интернете запись экскурсий одного из них, знания неплохие. Конечно, в своей интерпретации. Мы ему предлагали пойти к нам внештатным экскурсоводом. Ответ: у вас зарплата маленькая.

Дмитрий Шакиров один из тех, кому руководство мемори­ального комплекса предлагало вариант такого сотрудничества:

— Предлагали работать на них. Все же я за свободную конкуренцию. У работников крепости экскурсия длится всего 45 минут. Это очень мало - дойти от музея до Холмских ворот. У меня экскурсия занимает 2,5 часа. К тому же могут ли сотрудники мемориального комплекса, например, забрать с вокзала туристов, завезти их в крепость, на форты, покормить, провести экскурсию по городу, расселить в гостинице? А частник может. 

И вот тут прения переходят в плоскость противостояния сторон. В ответ гиды на открытых интернет-площадках упрекают музей за “архаичную” подачу материала, не меняющуюся с 80-х годов прошлого века. И получают ответ: тексты экскурсий постоянно обновляются, в них вносятся коррективы с учетом как последних научных работ, например, К. Ганцера или Р. Алиева, так и на основании новых исторических исследований, которые проводятся научными работниками мемориального комплекса.

При этом и “альтернативные” экскурсоводы, и местные краеведы периодически обращаются в мемориальный комплекс с целью поработать в его архивах. Однако оснований для допуска к архивным документам всех желающих в администрации мемориального комплекса не видят.

Иван Чайчиц — один из тех краеведов, которые считают, что крепость монополизировала информацию о своей истории:

— Для того чтобы не возникало подобных инцидентов, надо повышать свой уровень и предлагать туристу больше вариантов для экскурсий. Монополии на то, кто будет рассказывать об истории крепости, не должно быть. Недоразумения возникают из-за того, что нет возможности изучения фондов мемориала. Те, кто не имеет доступа в архив для ознакомления с документами или фотографиями, начинают искать альтернативные источники информации. Конечно, никто не ставит под сомнение компетентность работников мемориального комплекса, но архивная информация, чтобы не порождать домыслов, должна быть доступна.

Между тем, пообщавшись с представителями обеих сторон, как с “альтернативными” экскурсоводами и краеведами, так и с руководством мемориального комплекса, я еще раз убедился: и те и другие трепетно относятся к нашей общей истории. И никто сегодня не умаляет героический подвиг защитников Брестской крепости. Хочется верить, что когда-нибудь эта ситуация разрешится и разумный знаменатель все же будет найден.



А КАК У НИХ

Проблема нелегальных экскурсоводов существует не только в Беларуси. Как решают вопрос в Польше? Рассказывает главный специалист Департамента культуры, образования и спорта Люблинского воеводства Гжегож Осял:

— В Польше есть лицензированные гиды, которые проводят за деньги экскурсии по Кракову или Люблину. Они зарегистрированы и проходят специальные курсы стоимостью от 2000 до 3000 злотых. Нелегальные экскурсоводы могут получить штраф в размере 500 злотых. Его выдает полиция. Если такой гид будет пойман еще раз — дело рассмотрит суд, и штраф может быть уже до 5000 злотых. В музеях, где есть открытые площадки, например, Майданек в Люблине, за вход на территорию денег не берут. Но гида туристам уже нужно оплатить. И там у нелегальных экскурсоводов возможности заработать просто нет.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter