Испания готова поспорить с Великобританией о статусе Гибралтара

Гибралтар не выдержит двоих

После официального объявления о начале двухлетних переговоров с ЕС Великобритании немедленно напомнили о слабом месте в ее позиции — статусе Гибралтара как заморской территории Соединенного Королевства. Экономика полуострова сильно зависит от Испании, которая давно хочет хотя бы разделить власть над Гибралтаром, а лучше — получить управление над ним полностью. Британские политики в ответ на это обещают «идти до конца» и едва ли не готовы развязать вторую Фолклендскую войну.

Солдат и декоративное орудие возле правительственного здания в Гибралтаре, февраль 2017 года
Фото: Daniel Ochoa de Olza/AP

Британский политик Майкл Ховард, возглавлявший Консервативную партию с 2003 по 2005 год, сравнил трения с Испанией по поводу Гибралтара с войной за Фолклендские острова между Великобританией и Аргентиной в 1982 году.

В интервью Channel 4 Ховард недвусмысленно намекнул на возможность аналогичного конфликта, заявив, что «не видит ничего плохого в том, чтобы напомнить, на что мы способны».

Министр иностранных дел Испании Альфонсо Дастис высказался по поводу статуса Гибралтара более дипломатично. «Сравнение Гибралтара с Фолклендами — это вырывание вещей из контекста. Похоже, что кто-то в Великобритании теряет самообладание», — заявил он на пресс-конференции в Мадриде в понедельник.

Гибралтар — район площадью менее 7 кв. км на южной оконечности Пиренейского полуострова — находится под контролем Великобритании с 1713 года. Испания всегда заявляла о претензиях на территорию, а в 1969 году, во время правления Франсиско Франко, даже закрывала границу с Гибралтаром, затрудняя передвижение для местных жителей и препятствуя экономическому развитию полуострова. С 1985 года граница была открыта, что позволило Гибралтару полноценно присоединиться к Европейскому союзу (жители территории обладают паспортами ЕС и Соединенного Королевства).

Сейчас ВВП на душу населения здесь — один из самых высоких в мире и составляет более £50 тыс., а рост экономики в 2015/16 финансовом году превысил 10%, что весьма нетипично для ЕС.

Недавний доклад организации Open Britain показывает важность свободного передвижения людей и товаров между Гибралтаром и Испанией: со стороны материка на территорию попадают около 94% туристов и 95% товаров в местные магазины. Сельского хозяйства в Гибралтаре нет, фактически экономику обеспечивает сфера услуг — организация морских перевозок, заправка кораблей топливом, проведение конференций, индустрия онлайн-игр, работа с офшорами (корпоративный налог здесь составляет всего 10%, тогда как в Испании — 25%). Около половины рабочей силы Гибралтара, 12 тыс. человек, ежедневно приезжают именно из Испании, отмечает Financial Times.

При этом одним из условий, которое Великобритания собирается выставить на переговорах, является как раз прекращение свободного передвижения рабочей силы, и было бы странно ожидать, что для Гибралтара Евросоюз сделает исключение. Кроме того, по нынешнему законодательству ЕС, в Гибралтаре действуют особые таможенные условия — и этих привилегий он наверняка будет лишен. Неудивительно, что на референдуме о выходе Великобритании из ЕС 96% жителей территории проголосовали «против».

Выпад Ховарда в сочетании с тем, насколько радостно его приняли в некоторых британских СМИ, угрожает испортить надежду премьер-министра Соединенного Королевства Терезы Мэй на то, что Испания может стать ее союзником на переговорах с Европейским союзом. Менее недели назад Мэй объявила о начале двухлетнего процесса переговоров, во время которого Великобритании придется определить условия выхода из блока и установить новые отношения со своим крупнейшим рынком сбыта.

Пресс-секретарь Мэй Грег Свифт сказал, что предложение Ховарда об отправке в Гибралтар оперативной группы «в стиле Фолклендских островов» не найдет поддержки в парламенте. Он также добавил, что министр по вопросам выхода из Евросоюза Дэвид Дэвис 3 апреля встретился в Испании с Альфонсо Дастисом. Встреча была запланирована несколько недель назад и случайно совпала с полемикой по поводу Гибралтара.

Министры иностранных дел ЕС на встрече в Люксембурге приняли к сведению этот эпизод, и представитель Нидерландов назвал его «особенно показательным», отмечает Bloomberg. «На примере Гибралтара очень хорошо видно, насколько сложным будет процесс «развода». Нам нужно оставаться спокойными и не использовать резких выражений. Давайте просто договоримся, я думаю, это самое важное», — заявил Берт Кондерс журналистам.

Первый признак будущей проблемы появился в пятницу, когда выяснилось, что президент ЕС Дональд Туск передал Испании решающее слово в отношении того, как будут во время переговоров с Великобританией решаться вопросы, касающиеся Гибралтара.

Этот шаг стал шоком для Великобритании и Гибралтара, потому что испанские министры предложили разделить суверенитет заморской территории. В воскресенье главный министр Гибралтара Фабиан Пикардо созвонился с Терезой Мэй и получил заверения в том, что интересы Гибралтара будут защищены и статус территории не станет предметом переговоров. «Позиция правительства абсолютно ясна, и суверенный суверенитет Гибралтара остается неизменным. Он не изменится и не может измениться без прямой поддержки и согласия жителей Гибралтара и Соединенного Королевства, поэтому можно с уверенностью сказать, что никаких изменений не будет», — заявил в Люксембурге министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон. Но не все так спокойны.

«Тридцать пять лет назад 2 апреля другая женщина-премьер-министр направила бойцов через полмира, чтобы защитить небольшую группу британцев от другой испаноязычной страны. Я абсолютно уверен, что нынешний премьер-министр проявит такую же решимость в отношении народа Гибралтара», — заявил Ховард в интервью Sky News.

Его воинственный настрой подхватили некоторые британские газеты. Так, The Telergaph провела опрос военных экспертов по поводу относительной численности военно-морских сил двух стран и пришла к выводу, что даже подвергшийся сокращениям Королевский флот «все еще может нанести ущерб Испании». Похожий материал выпустила и The Sun, рассказав читателям о ракетах Exocet, использовавшихся во время войны на Фолклендских островах.

«Британия — страна, известная своей сдержанностью. В этом конкретном вопросе бросается в глаза ее отсутствие», — отметил Альфонсо Дастис.
Несмотря на то что настоящая война Великобритании с Испанией остается маловероятной, споры вокруг Гибралтара демонстрируют опасность того, что на предстоящих переговорах будут подняты вопросы, которые считались урегулированными. В частности, многие считают, что существует реальная угроза восстановления пограничного контроля между Северной Ирландией и Республикой Ирландия (чего не хотят по обе стороны потенциальной границы).

Иделия Айзятулова

Газета.Ру
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter