“Гиблые” места на карте автодорог

«Гиблое» место — так обычно называли места, за которыми по различным причинам закрепилась дурная слава. Люди всегда старались обходить их стороной. Кому охота попасть в неприятности, ступив, скажем, на «заколдованный» участок леса или дороги? Времена изменились, но так называемые гиблые места не исчезли. В том числе и на автодорогах. Точнее, на отдельных их участках, где постоянно происходят серьезные аварии. Правда, сотрудники Госавтоинспекции мистику в подобных случаях исключают, хотя наличие подобных «черных» точек на карте автодорог не отрицают. Их объяснение всей этой «чертовщине» основано на анализе ДТП.

Человеческий фактор
Уточним, что «черными» точками на карте автодорог принято называть места повышенной концентрации дорожно-транспортных происшествий, на которых с определенной периодичностью гибнут или травмируются люди. Существование подобных мест замечено давно. А в ближайшее время в Беларуси завершится разработка обновленной методики систематизации мест концентрации ДТП, которая будет учитывать все дорожные, климатические и социальные условия, ведущие к их появлению.
— Места концентрации ДТП делятся на прогрессирующие, стабильные и затухающие, — рассказывает начальник отделения организации дорожного движения УГАИ МВД Беларуси Юрий Троян. — Возникновение и существование любого из них в первую очередь зависит от человека. Сказывается и характеристика дороги (качество покрытия, рельеф и т.д.), и состояние автомобиля.
Анализ ДТП показывает, что в появлении большинства “черных” точек фигурируют пешеходы. Именно наезды на идущих людей составляют наибольшее число аварий со смертельным исходом. Места концентрации ДТП с участием пешеходов в ГАИ учитывают отдельно.
— Парадокс, но наиболее аварийными считаются абсолютно ровные, прямые участки дороги, — утверждает Юрий Троян. — На таких отрезках за год происходит в среднем около пяти-шести тысяч ДТП, а, например, на участке “вершина подъема — начало спуска” всего около 15—25 ДТП в год. Есть разница?
Объяснить это можно тем, что водитель, не чувствуя потенциальной опасности, расслабляется или увеличивает скорость. А потеря бдительности на дороге никогда к добру не приводит.
“Гиблое” место можно “заговорить” разметкой
Чаще всего постоянные места концентрации ДТП возникают там, где пересекаются пешеходный и транспортный потоки, а безопасность движения сведена к минимуму. Многие из них носят сезонный характер.
 Например,  одна из таких “черных” точек находится в Жодино. Через весь город проходит трасса с очень интенсивным движением транспорта. Неподалеку к тому же множество дачных участков. Естественно, много пешеходов и велосипедистов.
Близ Солигорска такое же аварийное место тянется на два с половиной километра. Опять-таки дачники с сумками, тачками, идущие по обочине, плюс интенсивное движение автомобилей. Еще несколько лет назад наезд на пешехода или велосипедиста был здесь чуть ли не нормой. Но благодаря  стараниям  госавто-инспекции и властей ситуацию все же удалось исправить. Для этого заасфальтировали обочину, чтобы сделать ее привлекательной для пешеходов (особенно во время дождя), отделили ее от проезжей части разметкой, поставили соответствующие знаки. То есть пешеходы и велосипедисты стали более защищенными. А “гиблое” место исчезло.
Одним из таких мест было принято считать и МКАД. Раньше одна часть автобана была на балансе  Минской области, другая — Минска. Две полосы в одну сторону, две в другую, освещения нет. К тому же при введении дороги в эксплуатацию планировалось, что в сутки здесь будет проезжать тысяч 30 автомобилей, а реально их число перевалило за 50 тысяч. В итоге практически по всей кольцевой стали частыми наезды на пешеходов, особенно в темное время суток. Под колесами гибли до 30 человек в год. Когда появилось освещение и добавилось еще по полосе в каждую сторону, наезды практически прекратились. Аварии здесь происходят в основном из-за большой скорости и неравномерности транспортного потока. Как оказалось, и трех полос сегодня маловато. Уже просматривается необходимость в третьем транспортном кольце вокруг Минска.
Поистине классическое, причем действующее “гиблое” место — дорога Слобода—Новосады протяженностью 43 километра. На этом отрезке насчитывается сразу восемь мест концентрации ДТП. Из них два прогрессирующих, три стабильных и три затухающих. Главная причина в том, что на этом популярном дачном направлении всего три полосы движения ( поочередно дается приоритет тому или иному направлению движения). Поэтому преобладающий вид ДТП — лобовые столкновения. Исправить ситуацию пытались различными способами. Был пересмотрен проект разметки и дорожных знаков, кое-где дорогу расширили, выпрямили, но это проблему не решило. Правда, выход есть. Можно установить специальное тросовое ограждение. Разделяя встречные потоки, оно спасет водителей от лобовых столкновений, что уже неоднократно доказала практика на других дорогах.
В преддверии курортного сезона не лишним будет напомнить и о нарочанском направлении. Протяженность дороги Минск—Молодечно—Нарочь (Р28) более 160 километров. Здесь три прогрессирующих, девять стабильных и одна затухающая “черная” точка (в районе Радошковичей, где произошла реконструкция дороги). Кстати, существует альтернативная ей дорога Минск—Калачи—Мядель, которая используется автолюбителями не так интенсивно, хотя, по мнению сотрудников ГАИ, для движения она не менее удобна.
На гомельском направлении (тоже дачном и к тому же южном) — два стабильных и три прогрессирующих участка: особенно опасны 26—27-й километры — граница Минского и Пуховичского района (11 серьезных происшествий за три года) и 36—38-й километры (деревня Дукора) — из-за ремонта моста автомобили в двух направлениях движутся по узкому участку дороги, уже есть лобовые столкновения (восемь ДТП за три года).
В пригороде Орши (Андреевщина) дорога проходит через населенный пункт, поэтому здесь довольно много наездов на пешеходов. Одна из “черных” точек образовалась в районе поселка Бегомль на автодороге Минск—Витебск (10 ДТП). 
Кстати, особенно опасными аварийными участками считаются длинные перегоны. Здесь обычно водители всегда спешат, часто засыпают за рулем. В итоге — лобовые столкновения и опрокидывания. Например, на пятикилометровом участке дороги Минск—Гродно—граница Польши (242—247-й километры) в районе Скиделя за три года произошло 16 ДТП.
“Чертовщины” нет
Как сопутствующий, но, по мнению сотрудников ГАИ,  неопределяющий фактор мест концентрации ДТП можно рассматривать и разломы земной коры. Тем более что некоторые из них действительно проходят именно под “черными” точками. Считается, что над такими разломами возникают различные аномалии. Смысл состоит в том, что космическое излучение проходит толщу земли, а там, где разлом, оно фокусируется и возвращается обратно. В итоге получается наложение излучения, идущего из космоса, на излучение, идущее обратно из-под земли. И эта “смесь” воздействует на психофизическое состояние человека. Как бы то ни было, исключать этот фактор не стоит, но и все беды валить на аномалии тоже нельзя.
Главный оберег от всех “черных” и “гиблых” мест на автодорогах — все-таки безусловное соблюдение правил дорожного движения, внимательность и осторожность.

По количеству происшествий на душу населения из 34 исследованных на предмет ДТП стран Беларусь находится на пятом месте с конца. То есть на сто тысяч населения у нас приходится 17,2 аварии с погибшими. Это чуть больше, чем в США (16), и меньше, чем в Литве (23,8), России (24) и Латвии (25). Самый маленький шанс погибнуть на дороге в Швеции (5,4).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter