Гиблое место

Опасные участки железной дороги
Опасные участки железной дороги

Январским утром работница одного из минских предприятий возвращалась домой под хмельком — расслабилась после ночной смены. Привычный путь — напрямик через железнодорожное полотно в районе станции Минск–Восточный —

она осилить не смогла. Задремала на краю платформы. Очутившись в больнице с тяжелейшими травмами (выжила чудом!), пациентка так и не вспомнила, из–за чего оказалась на больничной койке. Память минчанке освежил следователь...

Начало года, а транспортная прокуратура уже завалена материалами проверок похожих происшествий. За январь — февраль — десятки жертв. Наиболее тревожная ситуация — на минском, самом протяженном участке железной дороги. Только за январь тут зафиксировано 13 несчастных случаев, из них 8 — смертельных. Каким список жертв (прежде всего собственной беспечности) может оказаться к декабрю, и подумать страшно. Не пора ли по примеру ГАИ и на железной дороге вводить программу «Минус 100»?

Альпинизм — спорт пешеходов?

Кстати, опыт Госавтоинспекции подсказывает: безопасность одними штрафными санкциями не повысишь. И в самом деле, высокий штраф (до 70 тысяч рублей) любителей прогуляться по шпалам не останавливает. Тут явно требуются конструктивные технические решения...

Станция Минск–Восточный — центр города, место людное. Ежедневно метро привозит к перрону сотни людей. Выхожу из «подземки» и замираю в недоумении: переходов в поле зрения не наблюдается. Перебраться на другую сторону железнодорожного полотна можно лишь по высоченному мосту с низкими перильцами. Одолеваю всего один пролет конструкции и ощущаю бешеный приступ страха высоты и головокружение. Впрочем, «альпинистов» среди пешеходов немного. Большинство отчаянно прыгает через рельсы. А что делать? Как, скажем, пожилому человеку или пассажиру с багажом вскарабкаться на этакую верхотуру по скользким от налипшего снега ступенькам? Свернуть голову на крутом подъеме — раз плюнуть. Вот и сигают по путям, рискуя угодить под локомотив.

— Вопрос о подземном переходе на станции Минск–Восточный назрел уже давно, но до сих пор не решен, — сложившимся положением вещей заместитель минского транспортного прокурора Леонид Круковский встревожен не на шутку. — За минувший год тут травмировано 5 человек. И вот новый, январский, случай — пострадала женщина. На наш взгляд, пора принимать кардинальные меры. В прошлом году прокуратура направила железной дороге 2 представления с требованием завершить ограждение территории — станция ведь в черте города, а железнодорожное полотно — не тротуар. Сегодня эти работы выполнены только на две трети. К сожалению, проблема касается не только одной станции. В целом по минскому участку огорожено лишь около 30 процентов опасного пространства...

Если верить статистике, за последние два года ситуацию с травматизмом на железной дороге переломить удалось. По сравнению с началом 2000–х годов количество жертв на минском участке Белорусской железной дороги снизилось на треть. Но успокаиваться рано: восемьдесят три жизни — число погибших в прошлом году — со счетов не спишешь. Большинство трагедий происходит на крупных остановочных пунктах. В рейтинге самых «гиблых» лидируют 10 станций: Минск–Восточный, Пуховичи, Борисов, Уша, Беларусь, Колодищи, Красное Знамя, Молодечно, Помыслище и Степянка. В прошлом году на каждой из них разыгралась не одна драма...

Опасная кривая

Наиболее коварные места на железнодорожном полотне — повороты и другие непрямые отрезки пути. Что делается в хвосте поезда во время остановки, из кабины не видно. По возможности посадочные платформы переносятся с крутых поворотов на более ровный ландшафт. Там, где реконструкция невозможна, требуются дополнительные меры безопасности. Леонид Круковский хорошо помнит трагедию, которая произошла несколько лет назад. Двери электрички зажали ногу 5–летнего малыша, а машинист этого не заметил. Электропоезд волочил ребенка до семафора...

В прежние годы такие происшествия фиксировались регулярно. Наконец, забили тревогу. Теперь за посадкой–высадкой на сложных участках наблюдает помощник машиниста и двери закрываются только по его команде. Так явно безопаснее.

Одна из «горячих» извилин — станция Беларусь. Движение поездов интенсивное, пассажиров много. Система безопасности тут должна работать как часы. Однако прокуратура обнаружила в ней существенный технический изъян: светозвуковая сигнализация включалась лишь при движении транспорта в одном направлении — иначе говоря, работала вполсилы. Недостаток по требованию прокуратуры устранен. Но ведь следовало учесть это обстоятельство еще при монтаже агрегатов. Возможно, вовремя поданный сигнал спас бы чью–то жизнь.

Кстати, до недавнего времени станция Минск–Пассажирский также числилась в списке самых травматичных участков. Машинисты постоянно жаловались на плохую освещенность. Испещренные трещинами и рытвинами платформы местами имели уклон покруче, чем на американских горках. Например, в позапрошлом году пассажир споткнулся и, не удержавшись на ногах, попросту скатился по склону под поезд. Выровнялась ли в прямом смысле слова ситуация?

— Идет капитальный ремонт, — по словам Леонида Круковского, дело сдвинулось с мертвой точки. — Учтены и наши рекомендации. Меняется освещение, приводится в порядок покрытие платформ, строятся навесы...

Станция Колядичи в списке самых «гиблых» не числится, однако недавний несчастный случай, который там произошел, в прокуратуре расценивают как настоящее ЧП. На пешеходном переходе молодого человека зацепило автомотрисой: машинист не заметил парня, выскочившего из–за стоящей электрички. К счастью, двигалась железная махина с небольшой скоростью, поэтому пешеход отделался, считай, легким испугом — ушибами.

— Сегодня графики составляются так, чтобы исключить движение товарных поездов во время посадки–высадки пассажиров, — Леонид Круковский тщательно изучал проблему не один год. — Однако последний случай показал: чтобы избежать «скрещивания» подвижного состава на станциях, нужно распространить это правило на весь железнодорожный транспорт.

Вагончик тронется, а боль останется

И все же главной причиной травматизма на железной дороге по–прежнему остается людская беспечность. Встреча с локомотивом — верная смерть или инвалидность. На снимки с мест железнодорожных происшествий, хранящиеся в архиве заместителя начальника Минского отдела внутренних дел на транспорте Владимира Чепялинского, без слез смотреть невозможно. За сухими строками милицейских сводок — такая боль... А все же — по глупости.

Несколько месяцев назад товарный состав на полном ходу сбил неподалеку от станции Пуховичи 16–летнего юношу. Очевидцы происшествия говорят, что юноша присел на рельсы... позвонить. При приближении электрички парень отскочил на соседний путь, по которому в этот момент мчался товарный поезд.

— Типичная история: человек выпрыгивает из–под колес одного поезда и попадает под другой, — моделирует «аварийные ситуации» Владимир Чепялинский. — Неприятные неожиданности подстерегают путника не только на рельсах, но и рядом с железнодорожным полотном. Скорый поезд, движущийся на всех парах, запросто может «затянуть» под себя близко идущего человека. Другая опасность на железной дороге — контактные провода под напряжением 27 тысяч вольт! К ним даже не обязательно прикасаться: электродуга настигает жертву на расстоянии 1,5 — 2 метров. В прошлом году компания студентов решила прокатиться на вагоне с бревнами. Спрыгивая на землю, один из ребят приподнялся и получил смертельный удар током.

В восьми случаях из десяти жертвы путают платформу со шпалами, будучи подшофе. Пьяный на рельсах — патовая ситуация. Сигнал машиниста ему нипочем. А вникать в технические детали — например, в то, что длина тормозного пути, скажем, товарного поезда, движущегося со скоростью 60 км/ч, более километра, — он уже просто не в состоянии. Человека в луче прожектора электровоза (больше всего трагедий происходит в темное время суток) машинист способен увидеть лишь за 250 — 300 метров. Экстренно тормозить поздно. А вот экстренно избавиться от беспечности, пьянства и невнимательности на железной дороге — самое время.

Справка «СБ»

В результате принятых минской транспортной прокуратурой мер в прошлом году на станциях построено 22 новых пешеходных перехода, 32 — капитально отремонтировано. Приведено в порядок 12 пассажирских платформ, 19 железнодорожных переездов, установлено 1.340 погонных метров ограждений.

Цифра «СБ»

В 2007 году на минском участке железной дороги травмировано 126 человек, из них 83 погибли.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter