Турнир по дзюдо на мультиспортивном форуме – мини-репетиция Олимпийских игр

Гибкий путь Марины Слуцкой

«Я уже была чемпионкой Европы, и мне очень хотелось завоевать еще один такой титул», — призналась после победы на II Европейских играх Марина Слуцкая. Турнир по дзюдо на мультиспортивном форуме проходил в ранге чемпионата Европы, так что эта мечта спортсменки сбылась. Теперь награда, добытая в сложнейших поединках, заняла одно из самых видных мест в богатой медальной коллекции дзюдоистки.

«После победы на II Европейских играх было очень много поздравлений».
Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА

— Марина, что для тебя значит победа на II Европейских играх?

— Это были очень серьезные соревнования, мини-репетиция Олимпийских игр. В Минске нам удалось показать свой уровень, доказать, что у нас есть топовые спортсмены. Во многом наши результаты зависят от сплоченного тренерского состава и федерации. А тренеры у нас крутые: и Денис Кунцевич, и Леонид Свирид стараются находить подходы к каждому. 

 — Твоя медаль, завоеванная в последний день личных соревнований, стала единственной для нашей сборной. Не давило то, что остальным ребятам чего-то не хватало, чтобы добраться до пьедестала?

— Если смотреть на вещи реально, то на медаль претендовали Дима Шершань и Даниэл Мукете. Да и другие могли побороться за награды. Обидно, что ребята не смогли реализовать себя и показать все, на что способны. Их, скорее всего, зажала ответственность, потому что это был чемпионат Европы, домашний старт, на котором мы боролись в большом зале, и ребята понимали, что от каждого ждут результат. За границей ответственность давит меньше.

— Пятое место в командных соревнованиях было обидным?

— Я, если честно, удивилась, что мы можем так бороться. Когда в последний раз участвовали в командных соревнованиях в Екатеринбурге, это был кошмар. Стали то ли седьмыми, то ли девятыми. Было так стыдно… А в Минске мы сплотились, стали командой. Болели друг за друга и боролись друг за друга. Все раскрылись в этот день. Если бы так же боролись в личных соревнованиях, у нашей команды была бы не одна медаль. Но ребята у нас еще молодые. Мне 28 лет, свой первый чемпионат Европы выиграла в 26. А у них есть время на то, чтобы раскрыться, — как минимум четыре года. 

— Ты так говоришь о своих 28 годах, будто уже списываешь себя со счетов.

— Нужно реально смотреть на вещи. В следующем году Олимпиада, и мне будет 29. Если оставаться в спорте, то еще на четыре года. Получается, к следующим Играм стукнет 33. А когда о семье думать? Спорт отнимает много времени, но личная жизнь тоже должна присутствовать — это очень важно.

«В Минске нам удалось показать свой уровень, доказать, что у нас есть топовые спортсмены».
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

— Помнишь, что ты сделала сразу после Европейских игр?

— В день личных соревнований сразу после их окончания позвонила маме. Она появилась на трибунах, хотя ее не должно было там быть: я сказала ей не приезжать, потому что полгода назад она болела и я не хотела, чтобы мама нервничала. Она сильно переживает, к тому же в Минске я встречалась с Ирой Киндзерской, которая когда-то сильно меня травмировала... Оказывается, когда я вышла в финал, мама вместе с тетей на такси приехала на арену. Шагаю на награждение, поднимаю голову — мама стоит. Вот это встреча! Папа во время II Европейских игр был в деревне и смотрел соревнования по телевизору. Там целая трагедия случилась — отключили свет, так что он звонил маме узнавать новости. Вообще, после победы было очень много поздравлений, у меня даже телефон отказывался работать из-за перегрузки. А состояние было тяжелое. Я была, как медуза: не могла понять, чего хочу, — хотелось есть, пить, спать, гулять. Съездила в баню — полегчало, но отошла только на сборах в Испании, которые начались через неделю. 

— Твои родители ведь были не в восторге, когда ты пошла в дзюдо?

— Они, как и, наверное, большинство родителей, не совсем понимали, что спорт может стать частью жизни. У меня самые обычные родители, которые когда-то приехали из деревни и учились здесь, строили свою жизнь, поэтому мама всегда считала, что в первую очередь надо думать об образовании. Я училась в элитной школе, за хорошую успеваемость меня в лицейский класс забирали, поэтому мама была против, когда я решила перейти в училище олимпийского резерва. Документы туда отнесла без ее ведома. Потом, когда надо было подписывать заявление, у нее не осталось выбора. А когда начала побеждать и зарабатывать деньги, родители, конечно, были очень горды, стали собирать газеты с публикациями обо мне. 

— Представляю, какого размера у них подшивка! Медали тоже хранишь дома?

— Да. Когда их стало много, разделила на две части: те, что завоеваны в Беларуси, и те, что на международных соревнованиях. Когда молодежные соревнования закончились, медали, которые выиграла на них, сложила в кубок, стала развешивать только награды со взрослых международных турниров. Уже потом купила медальницу, и сейчас на ней развешаны награды, начиная с 2015 года, остальные убрала. Сколько их? Никогда не пересчитывала. Как рыбаки никогда не считают пойманную рыбу, так и спортсмены — медали. 

— Когда договаривались о встрече, ты предложила увидеться в парке имени Горького. Почему именно здесь?

— Здесь прошло мое детство. Мы жили на улице Пулихова, а когда мне было 10 лет, переехали в район тракторного завода. Кажется, здесь ничего особо не изменилось с тех времен — все те же «Ракушки» и другие аттракционы. В парк мы с родителями ходили нечасто. Я в детстве играла на фортепиано, училась в школе с хореографическим уклоном… Мне пророчили: «Будешь играть, у тебя пальцы широкие». Детство у меня было самое обычное. Школа, учеба, а на каникулах — к бабушке в деревню. Это было прекрасное время.

— День рождения у тебя 9 июля, а золото на Европейских играх ты выиграла всего за пару недель до этого. Выходит, сделала себе подарок?

— Почти. Похожая история была в 2013 году на Универсиаде — тогда за день до дня рождения выиграла бронзу. 

— А какой самый лучший подарок получала на день рождения?

— Собаку. Подруга подарила три года назад. Я всегда очень хотела собаку, но на Пулихова мы вчетвером жили в однокомнатной квартире, на тракторном живем в маленькой двушке. Когда просила в детстве завести собаку, мама объясняла, что некуда — места не хватает. У нас в деревне жили два пса: сначала Пыжик, потом Рекс. Как я их любила! И вот три года назад мне позвонила подруга и сказала, что хочет меня поздравить. Я ответила, что праздник завтра, но она уперлась — сейчас и все. Когда зашла в квартиру, достала из-за спины месячного щенка йоркширского терьера. Он был настолько маленький, что на ладошке помещался. Теперь мама называет его внучком, а с папой они лучшие друзья. 

— На нашу встречу ты приехала с тренировки. Получается, особо отдыхать после Европейских игр было некогда? 

— Мы уже вовсю готовимся к чемпионату мира, который стартует совсем скоро.

past@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter