Гибкий прокат

От боевиков зритель устал, от насилия — истощился... Какое кино привезти, чтобы заполнить зал?
От боевиков зритель устал, от насилия — истощился... Какое кино привезти, чтобы заполнить зал?

80 лет назад, когда при Наркомате просвещения БССР было создано Государственное управление по делам кинематографии и фотографии или, проще говоря, Белгоскино, о национальном кинопроизводстве и тем более о кинопрокате даже речи не было. В Ленинграде по распоряжению Кирова для белорусской фабрики выделили здание на набережной канала Грибоедова, поскольку на развитие самого массового из пролетарских искусств у молодой республики не было совершенно никаких средств, а строительство светлого будущего без кино казалось уже немыслимым... С тех пор в Беларуси появилась основательная киностудия, в прошлом веке заставившая говорить о нашем кино весь мир. Позже на смену годам славы пришли годы кризиса, поменялись политические установки и «выздоравливать» национальному кинопроизводству пришлось уже в условиях жестокой конкуренции, чего прежде не было и в помине.

Главный посредник между съемочной группой и зрителем — все тот же государственный кинопрокат, стремящийся и сегодня сохранить за кино репутацию самого демократичного искусства. Хотя с каждым годом здесь приходится проявлять все большую изобретательность. Особенно тем, кто пытается работать вдали от больших городов.

В свое время образцом для подражания среди прокатчиков считались специалисты Минской области, о чем свидетельствует переходящее красное знамя, теперь, пожалуй, уже навсегда занявшее свое почетное место в углу кабинета генерального директора УП «Киновидеопрокат» Минского облисполкома Владимира КУРЛОВИЧА.

— В советское время в Белоруссии действовало более 10 тысяч киноустановок. Сейчас их осталось около 2 тысяч, — рассказывает Владимир Анатольевич. — Минской области удалось сохранить больше половины. Кроме этого, в каждом районе у нас имеются видеопередвижки, позволяющие привозить кино в самые отдаленные населенные пункты. Конечно, это недешево, но Минский облисполком относится к нуждам зрителей из глубинки с большим пониманием.

— Так ли велики эти нужды в действительности? Ведь почти в каждом доме есть телевизор...

— А общение? А культурные ценности?.. Три года назад во время встречи с творческими работниками национальной киностудии (куда пригласили и кинопрокатчиков) Президент заявил: недопустимо оставить сельскую молодежь без кино. Поэтому в каждой деревне, где есть молодые люди, мы стараемся показывать кино минимум 2 раза в месяц, а в крупных населенных пунктах — почти через день. В этом году планируем закупить несколько передвижных видеосистем дополнительно, что позволит нести культуру в массы еще эффективнее.

— И какого рода «культуру массам» вы сегодня предлагаете?

— Более 60 процентов кино, с которым работает наше предприятие, — это фильмы по преимуществу российские и отечественные. Голливудские картины в последние годы покупаем только класса «А», хотя некоторые белорусские прокатчики все еще предпочитают кино класса «В», оно дешевле.

— Это выгоднее?

— Ничуть. По сравнению с другими у нашей области — самый большой доход от проката. От дешевых американских боевиков, да и от вала всех этих «Бригад» и «Братьев» зритель давно устал, насилие на экране теперь почти гарантирует пустые залы. Хотя свое негативное влияние на молодое поколение низкокачественное западное кино, царившее на экранах в 90–е годы, все же оказало. В том, что современный человек в большей степени уже не производитель, а потребитель, — прямая вина кино и телевидения. Для того чтобы как–то этому противодействовать, мы стали разрабатывать специальные программы.

— Что вы имеете в виду?

— Например, когда собираемся показать школьникам фильм о каком–либо негативном социальном явлении, приглашаем сотрудника МВД, с чьей помощью потом устраиваем тематический диспут. Если это уместно, можем показать кадры кинохроники о буднях подростковой колонии... Не без успеха проходят программы с участием ветеранов Великой Отечественной войны. А российский фильм «Бабуся», например, демонстрировали по области во всех интернатах для пожилых людей, при этом приглашали к просмотру психолога и взрослых детей обитателей этих интернатов... Одновременно пытаемся заниматься и раскруткой национального кино.

— Насколько это сложно?

— Скажу так — недешево. Например, на производство рекламных листовок, афиш, визиток для каждого фильма наш кинопрокат тратит порядка 500 — 700 долларов. Солидные американские дистрибьюторы, кстати, предлагают к фильму уже готовую рекламную продукцию. Но на помощь национальной киностудии рассчитывать пока, к сожалению, не приходится... Впрочем для того чтобы отечественный фильм собрал зал, одних листовок недостаточно. Поэтому к показам мы часто привлекаем съемочную группу. Маргарита Касымова, например, снявшая «Зорку Венеру» и «Бальное платье», с каждым из своих фильмов организовала по 50 — 70 встреч с ребятами в райцентрах и деревнях. Творческая группа «Анастасии Слуцкой» побывала в 87 населенных пунктах. В результате суперкассовый «Титаник» посмотрели 100 тысяч зрителей, а «Анастасию Слуцкую» — 150 тысяч!.. Это действительно работает, хотя договориться о таких встречах и с киностудией, и с Союзом кинематографистов не всегда просто. Мешает позиция некоторых творческих личностей: дескать, я, художник, свое дело уже сделал. Но разве художнику безразлична дальнейшая судьба его творения? Нужно объединять усилия. «Беларусьфильм» мог бы сделать качественную телевизионную рекламу, а пресса — создать имидж фильму...

— И еще желательно показывать это кино в качественных кинотеатрах.

— Могу сказать, что наша область — пока единственная, где системой «Долби» оборудованы районные кинотеатры: в Борисове, Солигорске, Дзержинске. В следующем году планируем установить такие системы в Молодечно и Слуцке. Конечно, окупятся затраты не сразу, но при грамотной организации кинопоказа это должно произойти, даже если максимальная цена на билет в кино будет оставаться в пределах 2 тысяч.

— Кстати, в России многие продюсерские компании, занимающиеся производством фильмов, начинали именно с кинопоказа. Вы могли бы со временем делать кино?

— Думаю, лет через 5 — 10 мы будем не хуже этих компаний. Кинотеатры станут центрами культуры и досуга, платежеспособность людей возрастет, а наше предприятие начнет выпускать фильмы. Такие, каких сейчас не хватает. Красивые мелодрамы о современных белорусах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter