Кореспондент “Р” выслушал жалобы предпринимателей, которые развивают производство в сельской местности

Гибкая пластика бизнеса

В этом году в Брестской области планируют создать как минимум 6,5 тысячи новых рабочих мест. Особая надежда — на предпринимателей. Поэтому вдвойне важно устранить барьеры, мешающие бизнесу развиваться и быть более эффективным. Недавно опубликован пакет документов для общественного обсуждения, которые призваны раскрепостить инициативных и предприимчивых. Предложения по либерализации делового климата приветствуются и внимательно изучаются. Корреспондент «Р» выслушал предложения предпринимателей, которые развивают производство в сельской местности.

Крепеж для монтажа кабелей пользуется хорошим спросом и в Беларуси, и в России.


Поселок Ленинский Жабинковского района глубинкой никак не назовешь. До Бреста всего-то 35 километров. Через поселок проходит трасса Брест — Минск — граница России. Тем не менее найти работу здесь непросто. Местное сельхозпредприятие на ногах стоит уверенно, текучести кадров нет, люди за свои рабочие места держатся. Многие местные жители работают в Жабинке и даже в Бресте. А потому каждое новое рабочее место здесь на вес золота. Два года назад в поселке запустило производство ООО «Компания Фартон». Начинали с малого, но стремятся к большему. Сегодня в штате фирмы трудятся больше 20 человек.

Когда-то в неприметном здании находился магазин «Культтовары», потом — пункт приема стеклотары. Теперь здесь установлены четыре термопласта, которые работают днем и ночью. Директор предприятия Владимир Веремко проводит экскурсию. Рассказывает, что и как устроено на небольшом производстве:

— Мы выпускаем пластиковые изделия: систему выравнивания плитки, крепеж для монтажа кабелей, даже цветочные горшки. Продукция расходится неплохо. Склада как такового у нас нет, работаем с колес. Около 70% продукции поставляем в Россию. 

Направляемся в цех литья. Вдоль стен — коробки с готовой продукцией. Владимир Веремко достает несколько пластиковых элементов, показывает, как действует система выравнивания плитки:

— Сразу ровно уложить керамическую плитку не так-то просто. Наша продукция в этом поможет. Поверхность получается идеально ровная, а зазоры между плитками одинаковые. Через сутки после укладки пластик легко снимается. А в этих коробках — крепеж для монтажа кабеля, вот здесь — краситель.

В штате предприятия — больше 20 человек. Производство работает круглосуточно.

На производстве предприятие использует также вторичные ресурсы. В мешках у стены лежит то, что когда-то было пластиковыми ящиками. Старую тару перерабатывают в Гомеле. Моют, потом дробят. Получается сырье, которое можно снова пускать в дело. Но главный поставщик полиэтилена — крупное госпредприятие. Фактически монополист. Отсюда и сложности.

— Постоянно меняется закупочная цена на сырье — за последние два месяца она выросла на 15%. А у нас заключены долгосрочные договоры на поставку продукции. То есть цена реализации остается прежней, а себестоимость постоянно растет. Более того, мы только-только освоили производство новых видов продукции, а нам уже надо точно знать, сколько сырья понадобится в следующем месяце. Если мы заказали определенное количество, но не смогли все забрать, к нам применяют штрафные санкции. Вот так и работаем, — разводит руками Владимир Веремко. 

На этапе становления компании очень помог кредит из средств областного бюджета. Его выделили для развития производства в сельской местности. Деньги «Компания Фартон» направила на приобретение необходимого оборудования и расширение ассортимента выпускаемой продукции. В деревне Приборово Брестского района создали еще одну производственную площадку.

— Кредит достаточно дешевый — чуть больше половины ставки рефинансирования. Но главное его преимущество даже не в этом. Деньги мы получили в сентябре прошлого года и до апреля основной долг не платили — только проценты. Это очень удобно, поскольку гасить кредит можно из прибыли, которую приносит новое оборудование, — рассказывает бухгалтер Елена Сапронова. 

Существенное подспорье — «сельские» льготы. Компания сертифицировала производство и на семь лет освобождена от необходимости уплачивать налог на прибыль. К тому же предприятие пользуется возможностью выплачивать НДС за ввозимое технологическое оборудование в рассрочку.

На вопрос о том, что нужно изменить в условиях ведения бизнеса в первую очередь, директор фирмы и бухгалтер отвечают практически синхронно: документооборот. Бумаг, журналов, отчетов стало слишком много. Елена Сапронова показывает сувенирный мешочек. В нем — с десяток флешек с кодами доступа, электронными подписями и прочими ключами. Бухгалтеру приходится работать со множеством программ: 

— Сегодня разные ведомства требуют одни и те же данные, но в разных формах отчетности. Одинаковые сведения мы отправляем в налоговую, в органы статистики, соцзащиты. Почему нельзя создать единую базу данных, где бы аккумулировалась вся информация, а остальные ведомства пользовались бы ей при необходимости? Мы не против отчетности, но ее действительно много. Зачастую приходится заниматься просто копированием цифр из одной колонки в другую.

А вот к контролирующим органам претензий у предпринимателей нет. Проверками не докучают, работать не мешают. Такой подход производственники считают правильным: «Мы своевременно и в полном объеме платим налоги, законы не нарушаем. Зачем нас проверять?» Единственное, что можно было бы изменить, — принцип проведения проверок: не наказания ради, а для профилактики. В проекте Декрета Президента «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу» речь идет в том числе и об этом, а еще о презумпции добросовестности субъектов хозяйствования: 

— Хотелось бы, чтобы отношения у предпринимателей и проверяющих были партнерскими. Почему каждая проверка должна заканчиваться актом и последующим штрафом? Причем повод может быть самым незначительным. Ведь можно указать на недостатки, попросить исправить, что-то подсказать. Наказание не должно быть самоцелью. У нас законы меняются достаточно часто, и мы просто можем за чем-то не уследить. Без злого умысла нарушаем порой закон, и наказание за такие проступки очень жесткое, — делится своим мнением директор компании.

Один из учредителей ООО «Компания Фартон» Андрей Чижов считает, что при либерализации экономики стоит присмотреться к китайскому опыту. В КНР предприниматель ездил за оборудованием для нового производства. Увиденное его впечатлило:

— Китайцы трудятся как пчелки, но там условия работы проще. Фактически под любым навесом или в сарае может стоять какая-то машина и что-то выпускать. Схема проста: произвел — продал. Чем проще правила, тем активнее будет развиваться малый и средний бизнес. У нас же ушло примерно семь месяцев на получение всевозможных согласований. И, полагаю, это далеко не предел. 

По словам предпринимателей, тем, кто начинает свое дело, очень важны доступные кредиты, а еще — квалифицированная информационная поддержка. Андрей Чижов продолжает:

— Важно, чтобы было такое место, куда человек мог бы прийти и сказать: «Здравствуйте, я хочу производить то и то. Какие документы для этого нужны и где их можно получить?» И предпринимателю представили бы необходимую информацию по пунктам. Увы, сегодня ничего подобного нет. Да, нам идут навстречу, но все приходится выяснять самостоятельно. Ходить по инстанциям, собирать информацию по крупицам. На это уходит много времени. Жизнь бизнесу такое положение дел не облегчает.

p.losich@gmail.com

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter