Гибель «Титаника»

ЗАГАДОЧНАЯ, овеянная мистической тайной гибель самого роскошного лайнера своей эпохи, а также самого большого на тот момент объекта передвижения из когда-либо созданных человеком, до сих пор будоражит воображение людей. Ответов на многие вопросы нет до сих пор. А мифов и легенд вокруг «Титаника» великое множество. Режиссер Джеймс Кэмерон в 1998 году представил несколько из них в нашумевшем одноименном фильме, но вряд ли художественную версию событий в ту роковую ночь можно считать достоверной. Приведем несколько реальных версий причины трагедии.

100 лет назад легендарный океанский суперлайнер пошел на дно Атлантического океана.

ЗАГАДОЧНАЯ, овеянная мистической тайной гибель самого роскошного лайнера своей эпохи, а также самого большого на тот момент объекта передвижения из когда-либо созданных человеком, до сих пор будоражит воображение людей. Ответов на многие вопросы нет до сих пор. А мифов и легенд вокруг «Титаника» великое множество. Режиссер Джеймс Кэмерон в 1998 году представил несколько из них в нашумевшем одноименном фильме, но вряд ли художественную версию событий в ту роковую ночь можно считать достоверной. Приведем несколько реальных версий причины трагедии.

Мистические совпадения

Как ни парадоксально, но история британского «Титаника» началась задолго до его… «рождения». С мистических предсказаний катастрофы еще не существующего лайнера. Так, за несколько недель до его гибели в немецкой бульварной газете «Берлинер тагеблатт» был опубликован роман Герхарта Гауптмана «Атлантис», где была описана трагическая история корабля «Роланд», столкнувшегося с айсбергом в Атлантике. Многочисленные пассажиры до последнего мгновения не теряли надежды на спасение. Играл оркестр, спокойно и без суеты матросы спускали за борт шлюпки, а вода между тем все прибывала. Она заливала трюмы, и корма наклонялась все круче и круче… Никто бы на этот роман и не обратил особого внимания, если бы не последовавшая за публикацией гибель корабля реального. Многие усмотрели в этом необъяснимое мистическое совпадение…

А за 14 лет до крушения, в 1898 году, вышла в печать книга Робертсона «Тщета». И там шла речь о трансатлантическом лайнере, который своими фантастическими размерами превосходил все построенные дотоле суда. Корабль Робертсон населил богатыми, самодовольными пассажирами, которые погибают холодной апрельской ночью после столкновения лайнера с айсбергом. Крушение, по мысли автора, должно было символизировать тщету всего земного.

Самое удивительное в этой истории то, что спустя четырнадцать лет английская судоходная компания «Уайт Стар Лайн» построила лайнер, который невероятно походил на судно, описанное в «Тщете». Водоизмещение нового корабля было 66 тысяч тонн (в книге — 70 тысяч), длина — 269 метров ( литературного — 243). Оба лайнера имели по три гребных винта и могли развивать скорость порядка 24—25 узлов. Каждый из них был рассчитан примерно на 3000 человек, а спасательные шлюпки того и другого могли вместить лишь часть пассажиров и членов экипажа, однако никто не придавал этому значения, ведь оба судна всерьез считались непотопляемыми.

Робертсон назвал свой корабль… «Титаном», а владельцы компании «Уайт Стар Лайн» окрестили принадлежащий им новый лайнер «Титаником».

10 апреля 1912 года реальный лайнер отправился в свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Помимо прочих грузов, на его борту находился бесценный манускрипт «Рубайат» Омара Хайяма, а путешественники, внесенные в список пассажиров лайнера, «стоили» в общей сложности 250 миллионов долларов. Холодной апрельской ночью этот лайнер, как и его литературный «прототип», столкнулся с айсбергом и тоже пошел ко дну.

 ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ:

корабль не был готов к аварийным ситуациям

Ни один инженер, обеспечивавший работу турбины и двигателей, не выжил, поэтому никто точно не знает, как все происходило. Но достоверно известно, что накануне столкновения с айсбергом машинистов не было в кабине управления, и первые команды для двигателей принимались и исполнялись двумя смазчиками. А сам «Титаник» буквально несся навстречу смерти. Двигатели работали в режиме «полный вперед». Чтобы изменить скорость при приближении к какому-либо объекту, нужно было в несколько этапов переключать подачу пара от турбины. А на это требовалось время.

По заключению Британской комиссии, которая провела ряд тестов, айсберг находился на расстоянии около 457 метров от судна. Корабль шел со скоростью 22 узла (около 40 км/час). Можно ли было в этой ситуации его спасти? Вопрос риторический.

 ВЕРСИЯ ВТОРАЯ:

человеческий фактор

В тот день метеорологи предупреждали о большом количестве айсбергов, температура воды за бортом опустилась до 1 градуса. «Титаник» получил 3 телеграммы с предупреждениями, но их попросту проигнорировали. Ведь было же заявлено судовладельцами: лайнер непотопляем! Да и следовало ему, чтобы показать все свои суперхарактеристики, вовремя прибыть на место.

После столкновения с айсбергом каждые пять секунд в трюмы носовой части корабля проникало примерно пять тонн воды. Удивительно — первое время паники не было. Все — от рядового матроса до капитана, не говоря уже о пассажирах, — продолжали верить в непотопляемость судна. Оставшиеся в живых засвидетельствовали: лишь когда судно начало опрокидываться, люди заволновались всерьез.

Что сделал капитан, когда осознал, что спасения нет? Первым делом бросился к каюте люкс, где спал миллионер Джон Джекоб Астр. Однако этот джентльмен, которого разбудили первым и предоставили место в шлюпке, отказался от него ради женщины и впоследствии погиб. Следующей заботой капитана стали другие богатые пассажиры первого класса. Смит сам бегал по палубам, стучал в каюты и просил знатных гостей одеться и собраться на верхней палубе корабля. Почему тянул время, которого и так не оставалось?

Затем в шлюпках стали размещать женщин и детей, отдавая предпочтение первому классу. А паника началась, когда с грохотом упала первая дымовая труба. Шлюпки раскачивались, в них, отталкивая друг друга, лезли люди, падали в воду. Из-за сутолоки и неразберихи некоторые шлюпки так и были спущены полупустыми… В ту апрельскую ночь 1517 пассажиров и людей из экипажа «Титаника» нашли свою могилу (всего плыло 2224 человек) в ледяных водах Атлантики.

Вот так получилось, что корабль-престиж, корабль-мечта, корабль-легенда, который так и не завершил свое первое и единственное плавание в Атлантическом океане, а точнее, его, казалось бы, немыслимое, невозможное крушение преподнесло урок всему человечеству, вообразившему себя венцом творения, на заре индустриального века.

 ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ:

это был «Олимпик»

Долгое время считалось, что затонул незастрахованный лайнер «Олимпик», а «Титаник» еще долгое время плавал под его именем. «Олимпик» дважды попадал в аварии, после чего его поставили на ремонт в Белфаст, где рядом стоял недостроенный, но уже застрахованный «Титаник». Тогда-то и были заменены плиты с названиями кораблей. Якобы наспех отремонтированный лайнер был отправлен в рейс, в район, где находилось несколько пароходов компании «Уайт Стар Лайн», которые, по замыслу организаторов этой операции, должны были снять людей с корабля после... запланированного столкновения с айсбергом. Но капитан Смит, участвовавший в заговоре, «столкнул» пароход с айсбергом слишком рано...

Доказать несостоятельность и смехотворность этой версии было нелегко. И только после того, как с парохода подняли детали, на которых был отштампован номер 401 (строительный номер лайнера), стало ясно — это именно «Титаник», ведь строительный номер «Олимпика» был 400.

 ВЕРСИЯ ЧЕТВЕРТАЯ:

пожар в угольном бункере

В первый день рейса в шестом бункере «Титаника» начался пожар, о котором тут же сообщили капитану. Тот решил не останавливать движение корабля, чтобы не ломать график прибытия, распорядился просто задраить бункер — из-за недостатка воздуха пламя должно заглохнуть само собой. Бункер задраили, но через час — так гласит легенда — к капитану ворвался главный механик Белл и стал настаивать, чтобы тот дал распоряжение открыть бункер, потому что в нем остались... четыре кочегара, добровольно вызвавшихся тушить пожар. Капитан отказался — опасался, что пламя вспыхнет с новой силой.

На основе анализов тысяч фотографий затонувшего колосса некоторые ученые сделали вывод, что «Титаник» погиб не от столкновения с айсбергом (хотя этот факт, безусловно, тоже имел место), а непосредственно от пожара, который не прекращался во все дни плавания «Титаника» и завершился чудовищным взрывом...

А был ли ди Каприо, то есть его герой?

Да! Реальный Джек Доусон был кочегаром на «Титанике», и даже не кочегаром, а угольщиком, то есть тем, кто шихтовал уголь в бункерах для того, чтобы кочегарам легче было его подхватывать. Катастрофы «Титаника» он не пережил. Его тело извлекли из воды вместе с десятками других, а опознали по карточке члена профсоюза, которую он спрятал на груди. Его любовью была не звезда высшего света в исполнении Кейт Уинслет, а сестра приятеля, кочегара Джона Приста, который, кстати, и уговорил друга стать моряком. Доусону было 23 года.

Фамильная тайна

Внучка единственного выжившего офицера с «Титаника» лишь в октябре 2011-го рассказала правду о гибели легендарного судна.

Казалось бы, что нового можно сказать о катастрофе почти 100 лет спустя? Но послушаем историю Лизы: «Мой дед Паттен Чарльз Лайтоллер был на «Титанике» вторым помощником капитана. Выжил чудом.  А спустя много лет он рассказал своей жене вот что. Вместо того чтобы повернуть «Титаник» влево от айсберга, когда тот был замечен прямо по курсу, рулевой Роберт Хитчинс запаниковал и повернул судно не в ту сторону.  Когда ошибку заметили, было поздно ее исправлять. Айсберг ударил «Титаник» в самое уязвимое место. Но, как считал мой дед, лайнер еще долго мог оставаться на плаву — не двигаясь, он бы продержался, по крайней мере, до подхода другого корабля, и никто бы не погиб. Однако капитан не посчитал нужным остановить судно, в которое были вложены огромные средства — в этом случае оно бы либо медленно затонуло посреди Атлантики, либо было отбуксировано в порт. Слишком плохая реклама! Давление воды, поступавшей через дыру в корпусе, прорвало переборки. В результате водонепроницаемые отсеки затапливало один за другим. Потому лайнер так стремительно затонул». Если бы после спасения дед Лизы сказал правду, компанию «Уайт Стар Лайн» обвинили бы в халатности и не выплатили бы ей страховку. Фактически это значило бы ее банкротство. В те времена такие люди, как Лайтоллер, придерживались своего кодекса чести. Он солгал, чтобы другие люди не лишились работы.

По материалам интернет-источников

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?