Гейша против Конфуция

Письма из Пекина
Сегодня в Китае впервые отмечается День культурного наследия — решили, что пора возвращаться к истокам и возрождать традиционную культуру: а то, мол, поколение, которое выбирает Бекхэма и «Пепси», почти забыло о корнях. Идея, в принципе, не нова — во многих странах об этом думают и спорят на тему, можно ли с этим (засильем «МакДональдсов» и прочих материальных радостей) бороться. А если можно, то как?

В Китае полагают, что рецепт, как и все гениальное, прост — пропаганда собственной культуры и традиционных ценностей. Но в наше время, чтобы увлечь массы, все нужно делать креативно и красиво (даже гламурно — гламур в Китае только–только в моду входит). Пропаганда — не исключение, нынче миллионом красных книжек с цитатами Мао не обойтись: нужны решения, интересные молодежи. Сделайте так, чтобы юные поверили, что Конфуций — это круто, и они будут скупать книжки великого мудреца. Уж не знаю, каким образом это удалось, но недавно список бестселлеров (если кто не помнит, бестселлер — это нечто, что лучше всего продается и, по большому счету, к художественным достоинствам отношения не имеет) возглавило бессмертное произведение Карла Маркса «Капитал». Тут главное — придумать маркетинговый ход, броский рекламный заголовок, который привлечет сомневающихся (потому что людей, которых, как меня, заставляли читать «Капитал» в университете, никакой рекламой не заставишь этот опыт повторить). Карла Маркса продают под двумя девизами: «Книга, которая повлияла на половину человечества» и «Одна из обязательных книг, которую вы никогда не читали». Сработало.

Теперь, уверены многие, то же самое нужно проделать со всей традиционной китайской культурой — научиться ее продавать.

...Одна из первых ассоциаций, которая приходит в голову при словах «традиционный Китай», — Конфуций. Неспроста: его идеология почти две тысячи лет пронизывала все слои общества, его одинаково почитали беспросветные бедняки и всемогущие императоры. Против конфуцианских ценностей первыми выступили участники Движения «Четвертого мая» в 1919 году: они считали идеи великого учителя основной причиной китайской отсталости. Этой же мысли придерживались и власти образованной в 1949–м КНР: Конфуций, его труды и идеи считались «отжившими», ассоциировались со «старой культурой» и повсеместно уничтожались как пережитки прошлого. Особенно досталось мудрецу и его трудам во время культурной революции. Теперь Китай возвращается к истокам, а значит, и к Конфуцию.

Но вот ведь какая штука интересная получается: великий учитель в основном — товар экспортный. Во всем мире открыли 40 институтов Конфуция, а в самом Китае его труды, например, не входят в школьную программу (в стародавние времена их полагалось знать наизусть).

Недавнее заявление профессора Пекинского университета Чжана Иу о том, что «Чжан Цзыи важнее Конфуция» вызвало бурю эмоций. И не потому, что в Китае не любят Чжан Цзыи (напомню: это самая известная на данный момент китайская актриса, которая дебютировала в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», а недавно снялась в «Мемуарах гейши»), а потому, что не могут понять, как можно ее сравнивать с великим?

Сторонники этой идеи говорят: Конфуций — это, конечно, здорово и очень по–китайски, но с ним мир не завоюешь: слишком старомоден. Джеки Чан, Джет Ли и другие деятели искусств с этой задачей справятся лучше.

Конечно, в какой–то мере китайцы завидуют японцам, традиционная культура которых сегодня весьма популярна во всем мире. Любование цветущей сакурой, чайная церемония и каллиграфические изыски... Но ведь далеко не все знают, что все это на самом деле родилось в Китае — ведь даже иероглифы японцы позаимствовали в Поднебесной! «Как, — с большим удивлением спросили меня как–то знакомые, — в Китае тоже есть чайная церемония?» Я от возмущения даже не нашлась сразу, что ответить: что значит «тоже»? Да их здесь несколько видов!

Проблема Китая в том, что он долго был закрытой страной — из–за этого многие его традиции мы воспринимаем сегодня как японские или корейские. Сегодня закрытость уже не проблема, но угроза идет со стороны Голливуда и иноземных книготорговцев. Китай импортирует книг в 10 раз больше, чем экспортирует. В 2000 — 2004 годах закупили 4.332 иностранных фильма (большая часть — безумно здесь популярные корейские «мыльные оперы»), но лишь несколько продали за границу.

Китайская культура — бездонный океан. Начинать плавание можно с чего угодно — потому что даже боевые искусства приведут к традиционной мудрости. Как говаривал старина Конфуций в своих «Анналах»: «Путешествие в десять тысяч ли (древнекитайская мера длины) начинается с первого шага». Вам — увлекательных походов, а китайской культуре — высоких продажных рейтингов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter