Геймера обидеть может каждый...

Точек, где за умеренную плату можно развлечься компьютерными "игрушками", в белорусской столице чуть больше 100.
Точек, где за умеренную плату можно развлечься компьютерными "игрушками", в белорусской столице чуть больше 100. Точная цифра неведома никому, потому что всевозможные компьютерные клубы и клубики плодятся со скоростью прыщей на щеках подростка. Город реагирует на них пока точно так же, как и ранимый подросток: пытается "выковыривать" (например, только в марте 31 столичный компьютерный клуб из более-менее крупных подвергся 116 разнообразным проверкам). Но процесс неостановим. В столице ближайших соседей - Киеве, где на сегодня уже 250 компьютерных клубов, - это осознали, борьбу прекратили и создали соответствующую ассоциацию. Минск же, как и вся страна, застрял на стадии осмысления...

Кстати, о проблеме отцов и детей. Существует теория, которая может примирить всех родителей разом с пристрастием своих чад к компьютерным солдатикам. Согласно ей именно компьютерные игры наиболее успешно развивают правое полушарие мозга. Правда, круглосуточное просиживание у монитора идет в ущерб левому полушарию. Поэтому отъявленные компьютерщики так быстро стали героями анекдотов - мыслей у них много, а слов, чтобы их высказать, мало.

Но это больше беда программистов-профессионалов, а не геймеров, которые составляют основное "население" компьютерных клубов. По свидетельству людей сведущих, период фанатичного увлечения виртуальными приключениями у всех без исключения длится не больше 3 - 4 месяцев. Дальше гейм-болезнь принимает вялотекущую хроническую форму. Недавний фанат превращается в рядовую человеческую особь, приходя в прежнее возбуждение разве что от новой "игрушки", которая уже через 12 часов переходит в разряд привычно-надоевших.

"Закисать" в виртуальном мире, конечно, предпочтительнее в клубе, чем дома. В первом случае длительность пребывания за монитором регулируется кошельком, во втором - часто ничем не регулируется. А еще играть с виртуальным соперником, управляемым соперником живым, гораздо интереснее, чем с любым компьютером. Более того: можно даже поправить свое материальное положение.

Рано или поздно всякий уважающий себя компьютерный клуб начинает проводить чемпионаты. Чемпионат - наилучшая реклама. Завсегдатаи клубов ищут себе достойных соперников. Приезжают геймеры из других городов. Призовой фонд белорусских компьютерных чемпионатов больше 2.000 "зеленых", как правило, не бывает. Бывает меньше, в зависимости от щедрости спонсоров. Выиграть можно как "мышиный" коврик, CD-плейер и всякую компьютерную технику, так и "живые" деньги. Самый шикарный приз разыгрывался, пожалуй, в клубе "Стеллс" - путевка на чемпионат CPL (компьютерная профессиональная лига), включавшая в себя билет туда-обратно плюс взнос участника. Там (в смысле в Голландии) призовой фонд был уже 30 тысяч. Правда, нашим доморощенным чемпионам из него ничего не перепало. Кстати, чемпионат CPL - дело хорошо налаженное и поддерживается уже не случайными спонсорами, а Международной ассоциацией киберспорта и прочими солидными фирмами.

Но, пожалуй, самые крутые чемпионаты по компьютерным играм проводятся в Корее. Прямую трансляцию можно посмотреть через Интернет. Призы там соответствующие. Призовой фонд исчисляется сотнями тысяч долларов. Поэтому "на заработки" геймеру-профессионалу лучше отправляться в Корею. Правда, игроков должного уровня в Беларуси пока нет. Хотя достаточно сильные отечественные конкуренты имеются в Минске и Гомеле. Но до известного московского геймера Асмодея им еще далековато - ему-то как раз Корея и покорилась.

А знаете, откуда вообще взялись клубы компьютерных игр? Лет 6 - 7 назад какой-нибудь предприимчивый студент снимал квартиру, куда стаскивались немногочисленные компьютеры друзей и за деньги пускались желающие приобщиться к виртуальным удовольствиям. Через какое-то время соседи начинали жаловаться в домоуправление, "клуб" переезжал на другую квартиру, потом еще... Было утомительно - так в конце концов "бизнес" перестал быть квартирным. Нормальный современный клуб (компьютеров на 30 - 40) окупается где-то года за два - слишком уж много конкурентов. "Нормальный" - значит "средний". "Нормальных" в смысле "супер" компьютерных клубов в Минске нет. Обычно это просто помещение с компьютерами, оформленное с большей или меньшей фантазией. То ли дело в Москве или Питере, где есть клубы в несколько этажей с барами и плазменными мониторами.

Хотя у многих клубов век короткий. Их закрывают. За что? Оказывается, закрыть компьютерный клуб или Интернет-кафе в столице пара пустяков. Есть, например, четкие санитарные нормы, предписывающие клубам размещать компьютеры не менее чем на 6 квадратных метрах каждый. По этому правилу можно ликвидировать на законных основаниях не менее 95 клубов Минска. Что и побудило Мингорисполком пару месяцев назад созвать директоров компьютерных клубов на совещание, чтобы решить, как жить дальше. В конце концов возникла идея создания организации, которая могла бы выступить с инициативой о пересмотре этих драконовских норм. Для воплощения идеи осталась малость - объединить всех директоров подобных клубов и Интернет-кафе, причем не только в столице, но и по всей республике. Если уж решать проблему - так решать глобально. Нашелся и лидер будущей организации - Константин Иванович Козырь, возглавлявший небольшой учебный компьютерный центр при Добровольном спортивном обществе содействия правоохранительным органам (кстати, не фанат компьютерных игр). Название придумали без особых затей - Республиканское общественное объединение "Компьютерный мир". Побывали у заместителя главного санитарного врача города (он согласился со справедливостью требований защитников интересов геймеров). Наконец, разместили объявления в прессе. Не все складывается гладко, но есть основания рассчитывать, что к лету вариант отечественного компьютерного общества все же материализуется. Что это даст? Во-первых, возможно, изменятся пресловутые саннормы. Во-вторых, удастся смягчить удар, который готовит нашим геймерам безжалостная Москва, начавшая лицензирование компьютерных дисков. А у нас CD, сами знаете, откуда... Наконец, всем вместе будет и проще выживать, и налаживать всевозможные контакты, причем, не только через Интернет. И в конце концов и в Беларуси возникнут нормальные компьютерные клубы. Те, что в значении "супер".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter