80 лет исполняется Павлу Мариеву - Герою Беларуси

Герой своего времени

ФОТО ПЕТРА КОСТРОМЫ
«У БЕЛАЗа славная история, и я уверен в его прекрасном будущем. Благодарю судьбу, что привела меня на БЕЛАЗ», — эти слова 17 августа 2007 года на большой коллективной фотографии написал Герой Беларуси Павел Мариев. В тот день генерального директора торжественно проводили на заслуженный отдых. Хотя где сидеть дома неутомимому трудоголику, который ежедневно поднимался в 5.30 и к 7 часам успевал обойти весь завод. Павел Лукьянович трудится по сей день в научно–техническом центре карьерной техники и технологий ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси». Сегодня Герой Беларуси, доктор технических наук, почетный гражданин Жодино и Минской области отмечает 80–летний юбилей. Тысячи его интервью разобраны на цитаты в глобальной сети. «СБ» не стала беспокоить юбиляра вопросами, задав их тем, кто плечом к плечу создавал линейку карьерных самосвалов, ставших визитной карточкой Беларуси. Как известно, каждая третья продаваемая нынче в мире машина грузоподъемностью свыше 90 тонн сошла с конвейера в Жодино. Объем производства за 2017 год — около 1,5 млрд рублей. Экспорт — 95%. К слову, у завода–гиганта тоже скоро юбилей — 70 лет.

Вячеслав Маковский, начальник цеха главного конвейера ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ–ХОЛДИНГ»:

— Я 41 год на заводе. Из них четверть века возглавлял автоматный цех, который гремел, выполняя все трудовые показатели. И тут в 2006 году вызывает меня Павел Лукьянович. Говорит: «Мне предлагают кандидатуру на должность начальника главного конвейера, но у меня другое мнение: думаю перевести тебя туда». Я, безусловно, понимал всю ответственность: это финишное сборочное производство, работа которого зависит от других цехов, поставляющих детали. Но в кабинете генерального директора у нас не принято говорить «нет». До 170 55–тонных машин в месяц выпускали. С тех пор, конечно, многое поменялось. На рынке больше востребованы 130–, 200–тонные большегрузы. И принцип работы другой: есть заказ — есть машина. Складов нет. Павел Лукьянович частенько бывает (у него бессрочный пропуск на предприятие), спрашивает: «Как дела, сколько машин выпускаешь?» Отвечаю: «Да за месяц столько, сколько мы с вами в день». Но те опции, которые вложены в нашу современную машину, о них тогда и мечтать было невозможно: глобальный климат–контроль, система контроля загрузки, кондиционеры и прочее. На прошлой неделе отгрузили технику на Филиппины, сейчас собираем для Эстонии.

ФОТО АРТУРА ПРУПАСА


Виктор Павловский, слесарь–сборщик цеха главного конвейера:

— Павел Лукьянович никогда не пройдет мимо, поздоровается, спросит, как дела. Я после армии на завод пришел, да так на одном месте и проработал всю жизнь. Помню, мы очень гордились, что практически каждый субботник наш генеральный директор в рабочей спецовке трудился рядом на главном конвейере. А еще я его частенько встречал утром, по дороге на работу. Он шел пешком. Очень благодарен Мариеву, что не дал заводу упасть в 1990–е.

ФОТО АРТУРА ПРУПАСА


Валерий Трусковский, председатель профкома:

— Меня выбрали председателем профкома в 2002 году. Времена непростые — профсоюзы лихорадило. Павел Лукьянович организацию поддержал, ввел много новых традиций. Наш коллективный договор — один из самых социально направленных. Помню, как при нем решили внести в колдоговор пункт о том, что работнику, вступившему в брак, будем выплачивать 25% от средней зарплаты, а также тем, у кого родился ребенок. Прихожу обсуждать проект, а он предлагает: давай за каждого ребенка доплачиваю я, то есть администрация предприятия, а деньги на свадьбу даешь ты. Так все и осталось. Как–то речь зашла о спецодежде — и фабрику свою стали строить. «Свое всегда будет дешевле», — говорил Мариев и оказался совершенно прав. Подшефный колхоз Белорусский автозавод начал поддерживать еще до того, как появились соответствующие нормативные документы. Теперь удешевляем обеды. В прошлом году по заданию Федерации профсоюзов сравнивали цены в рабочих столовых: в нашей 100–граммовая котлета стоила столько же, сколько у других 60–граммовая. Кроме того, у работников есть возможность купить мясо, полуфабрикаты и субпродукты подешевле, прямо на территории предприятия — аграрный цех поставляет. Но главное, Мариеву в условиях галопирующей инфляции удалось получить иностранный кредит под гарантию Правительства, провести глобальную реконструкцию. Вершиной модельного ряда при нем стал карьерный самосвал грузоподъемностью 320 тонн. Помню, накануне Дня машиностроителя звонит Мариев, приглашает на площадку, где рядом стоят 30–тонный и 320–тонный БЕЛАЗы. Грудь распирала такая гордость за страну, что мы, белорусы, создали такой автомобиль–гигант. Чувство непередаваемое! К слову, Павел Лукьянович старался профессиональный праздник, который отмечается в конце сентября, встречать с солидными подарками, будь то физкультурно–оздоровительный центр или реконструкция профилактория, либо лыжероллерная трасса в парке. При Мариеве начал создаваться холдинг — присоединен Могилевский автозавод. Павел Лукьянович — мудрый руководитель, он видел задачи масштабно. В технике разбирался досконально. Всегда занимался наукой, написал несколько монографий. Лауреат Государственной премии, которую получил за разработку 130–тонного самосвала уже не будучи генеральным директором. Очень мудрое было решение Президента вручить Звезду Героя такому хозяйственнику, руководителю отечественного предприятия — символа страны, как говорится в наградном листе, за «подвиг во имя свободы, независимости и процветания Республики Беларусь».

ФОТО АРТУРА ПРУПАСА


Как–то лет 10 назад 9 Мая шли мы с Мариевым по аллее Героев у Кургана Славы. Он — со Звездой Героя на лацкане пиджака. Подбежал к нему мальчик: «А я вас знаю, вы Мариев, Герой Беларуси. Будьте любезны, оставьте автограф на память». И протянул ему какую–то книжку. Павел Лукьянович написал: «Желаю тебе, чтобы ты стал героем. От Героя Республики Беларусь». Это так трогательно...

Евгений Кашевский, начальник цеха программных станков:

— Первый раз довелось решать вопросы с Павлом Лукьяновичем в 1989 году. Работал в инструментальном цехе, был секретарем парторганизации. Началось кооперативное движение. Инструментальщики побежали за длинным рублем. Павел Лукьянович — главный инженер. Меня выслушал, и после появилась 20-процентная доплата инструментальщикам. До сих пор действует. А наш цех — полностью его детище. 101 станок был куплен им лично в Японии 40 лет назад. Только 10 списали. В цехах бывал практически каждый день, без сопровождающих, недостатки брал на заметку. И трудно возражать, если генеральный беспорядок своими глазами видел. Хороший опыт брал на вооружение.

ФОТО АРТУРА ПРУПАСА


Геннадий Смольский, директор Дворца культуры:


— Павел Лукьянович ввел день открытых дверей, когда проходная завода распахивается и любой желающий может поучаствовать: послушать концерт, купить сувениры, посмотреть выставку техники. И профессиональный праздник при нем мы стали отмечать широко. Наш конкурс молодых исполнителей, который в этом году пройдет в 17–й раз, стал республиканским. Раз в 2 года проводим фестиваль хоровых коллективов. Мариев заложил традицию присуждать звание ветерана труда БЕЛАЗА у монумента создателям карьерных самосвалов. И год назад этот памятный знак мне вручал лично. Видно было, как он рад, а уж как я был счастлив — не передать словами. 14 лет вместе проработали. Для него не было ничего второстепенного. Все старался делать на высшем уровне. Такой человек.

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter