Герой Советского Союза Иван КУСТОВ: «Штрафротой командовали лучшие офицеры, которым день за шесть шел»

В январские дни 1945 года разворачивалась Висло-Одерская наступательная операция
Герой Советского Союза Иван КУСТОВВ ЯНВАРСКИЕ дни 1945 года разворачивалась Висло-Одерская наступательная операция. К этому времени стратегическая инициатива полностью была в руках советских войск. Гитлеровская армия находилась в критическом положении. Шли тяжелые бои в Венгрии и Восточной Пруссии. Постепенно вермахт отступал и на Западном фронте. Были практически уничтожены военно-воздушные силы, исчерпаны людские резервы. Фашистская Германия утратила не только временно оккупированные территории Советского Союза, но и важные источники стратегического сырья и продовольствия в Румынии и Болгарии, Югославии и Венгрии. На западе она лишилась сырьевых ресурсов и военной промышленности Франции, Бельгии и Люксембурга. Значительно сузились или вовсе прекратились внешнеэкономические связи с нейтральными странами: Турцией, Швецией, Испанией. 

Без разведки боем

Начало наступления советских войск в Польше намечалось на 20 января. Но 6 января после ряда поражений англо-американских войск в Арденнах премьер-министр Великобритании Черчилль обратился к Сталину с просьбой о срочной помощи. Подготовку к операции пришлось форсировать. Советский Союз честно выполнил союзнический долг. Вместе с тем наши войска лишились нескольких драгоценных дней. Позже их потеря все же сказалась.

Висло-Одерская операция проводилась силами 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. Ими командовали маршалы Георгий Жуков и Иван Конев. Численность наступавших войск составила 2,2 миллиона человек. Это около 40 процентов действующих на советско-германском фронте. В кратчайшие сроки сформирован мощный ударный кулак. На вооружении — 34 тысячи орудий, 6,5 тысячи танков, 4,8 тысячи самолетов. 

На пути в Берлин.

Нашим войскам противостояла немецкая группа армий «А» под командованием генерала Гарпе. В его распоряжении было 400 тысяч человек, 5 тысяч орудий, 1220 танков и 630 самолетов. Превосходство советской группировки подавляющее. Тем не менее принимались все меры маскировки, чтобы враг ничего не заподозрил. Даже разведку боем решили не проводить. Удар был неожиданный и невиданной силы. При достаточном количестве боезапасов орудия могли вести ураганный обстрел по типу огненного вала. Чередуясь, он переносился от переднего края немецкой обороны в ее глубину.

Английский историк Энтони Бивор в своей книге «Падение Берлина» так пишет о первом дне операции: «Толщина снежного покрова была довольно глубокой, а видимость — практически нулевой. После того как штрафные роты прошли через минные поля, в дело вступили стрелковые батальоны. В этот момент началась полномасштабная артиллерийская подготовка, в которой приняли участие до трехсот орудий на километр фронта. То есть расстояние от одного орудия до другого было всего три или четыре метра. Германская оборона рухнула.

«Невозможно описать всего, что произошло между Вислой и Одером в первые месяцы 1945 года, — признавался позже и немецкий генерал Меллентин. — Европа не знала ничего подобного со времени гибели Римской империи».

Во вражеском логове

Висло-Одерская операция вошла в военную историю как самое стремительное наступление. На протяжении 23 суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до 30 километров в день. Танковые армии в отдельные периоды проходили даже до 70 километров. Некоторые населенные пункты брали с ходу. Немецкие солдаты даже не успевали занять оборону. Лишь взглядом провожали танки с красной звездой.

На пятый день наступления, 17 января, Красная Армия овладела Варшавой. В боях за город приняли участие находившиеся в составе 1-го Белорусского фронта части 1-й армии Войска Польского. 19 января освобожден Краков, окружена крупная немецкая группировка в Познани. В тяжелых зимних условиях советские войска продвинулись вперед на 500 километров. К концу января они вышли к Одеру. В начале февраля на его левом берегу был захвачен ряд плацдармов. Напрямую до Берлина оставалось 60 километров. 

Одновременно в Восточной Пруссии успешно развернулось наступление 2-го и 3-го Белорусских фронтов под командованием Константина Рокоссовского и Ивана Черняховского.

В результате стремительного трехнедельного броска от Вислы до Одера почти полностью очищена от гитлеровцев Польша. Военные действия перенесены на территорию Германии. В ходе операции войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов захватили в плен около 150 тысяч человек, около 14 тысяч орудий и минометов, свыше 1300 танков и штурмовых орудий.

Звезда капитана Кустова

Немало наших земляков отличились во время проведения Висло-Одерской наступательной операции.

Одними из первых вступили на территорию исторического центра Германии — Бранденбурга солдаты 38-го стрелкового корпуса 1-го Белорусского фронта. Корпусом командовал генерал-майор Алексей Дмитриевич Терешков. Он родом из деревни Корма Добрушского района. Имя Героя Советского Союза сейчас носит местная средняя школа. 

Высокого звания Героя удостоены за прорыв обороны противника на левом берегу Вислы и два родных брата — борисовчане Евсей и Матвей Вайнрубы. Они были танкистами: гвардии подполковник и командир танковой бригады, гвардии генерал-майор.

Не раз довелось встречаться с Героем Советского Союза минчанином Иваном Ильичом Кустовым. Подвиг 21-летнего капитана, командира стрелковой роты прогремел по всем фронтам.

В прошлом году Иван Ильич отметил 90-летний юбилей. Конечно, здоровье уже не то. Но сохранились мои магнитофонные записи. На них — яркие воспоминания легендарного человека:

 — В марте 1943 года я завершил учебу в Свердловском пехотном училище. Получил звание младшего лейтенанта. Уже по дороге к фронту испытал, что такое война. На станции Красный Сулин наш эшелон подвергся сильнейшей бомбардировке. Как я тогда выжил, не знаю.
Меня распределили командиром взвода в 291-й полк 96-й гвардейской стрелковой дивизии, которая воевала в Сталинграде. В июле наша дивизия пошла в наступление и в бою при штурме сильного укрепрайона Саур-Могила получил пулевое ранение в левую руку и осколочное — в левую ногу. Пуля прошла через предплечье, пробила нательное белье и рубашку на уровне сердца, но сердца не зацепила. Повезло.

После госпиталя направили на формирование 111-й штрафной роты, в которой воевал до декабря 1943 года. Сейчас в фильме «Штрафбат» показывают, что штрафники воевали под дулом пулемета, а командовали офицеры-штрафники. Да не было этого! Офицерский состав роты — никакие не штрафники, а наоборот — лучшие офицеры. Им один день в штрафной роте засчитывался за шесть дней.

Затем был назначен командиром роты 301-й стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта.

14 января 1945 года фронт перешел в наступление, — вспоминает Иван Ильич Кустов. — Наш полк шел в первом эшелоне. После артиллерийской подготовки рота поднялась в атаку и ворвалась в немецкие траншеи. Уничтожили немцев и стали продвигаться дальше. В течение дня мы продвинулись на 12 километров вглубь обороны противника. Достигли реки Пилица. Это приток Вислы. По льду переправились на другой берег, захватили плацдарм и в течение суток его удерживали.

27 февраля 1945 года за прорыв обороны противника и захват плацдарма мне было присвоено звание Героя Советского Союза. В роте еще Героями стали командир взвода Королев и командир пулеметного отделения Ворошилов.

Из-за скромности недоговаривает Иван Ильич. Как свидетельствуют документы, семь вражеских контратак отразила тогда его рота. За два дня боев было уничтожено 210 и захвачено в плен 25 гитлеровцев. Иван Кустов лично уложил 27 фашистов.

В сражении на плацдарме был тяжело ранен. О награждении Иван Кустов узнал в госпитале. Вечером медики, до которых дошла эта приятная весть, устроили для капитана небольшое торжество. Но он на этом банкете удивил всех — не поднял бокал за награду.

— Я за всю войну наркомовских 100 грамм ни разу не выпил, — говорит Иван Ильич. — Никогда не любил это дело. На дух не переносил! Даже когда в армию меня провожали, обошлись без спиртного.

Иван Ильич также удостоен ордена Богдана Хмельницкого, двух орденов Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, многочисленных медалей. Есть награды и в мирное время. Указом Президента за особые заслуги в защите Отечества, за большой личный вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи он награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени.

Оправданная стратегия

— Начавшееся в январе 1945 года наступление советских войск развивалось успешно и стремительно, — вспоминал в книге «Солдатский долг» маршал Константин Рокоссовский. — Затухая временно на одном участке, оно вспыхивало на другом. В движение пришел весь громадный фронт — от Балтийского моря до Карпат. Красная Армия обрушила на врага удар огромной силы, взломав на протяжении 1200 километров мощные рубежи, которые он создавал в течение нескольких лет. Только слепой мог не видеть, что война фашистской Германией проиграна.

Казалось бы, вырисовывались заманчивые перспективы взять с ходу Берлин. Но стратег Жуков рассудил иначе. Наступавшие далеко оторвались от баз снабжения. Понтонно-мостостроительные части отстали. Из-за разрушения железных дорог горючее и боеприпасы приходилось за сотни километров подвозить автотранспортом. Жили и воевали на голодном пайке во всем. Перед вышедшими к Одеру войсками находился мощный укрепленный район, взять который с ходу представлялось малореальным.

К тому же у 1-го Белорусского фронта образовался открытый правый фланг, над которым нависала немецкая группировка в Восточной Померании. В феврале 1-му Белорусскому фронту пришлось отражать оттуда контрудары, а также сдерживать натиск немецких войск, переброшенных в район Одера. Большинство современных военных экспертов также склоняются к мнению, что неподготовленное наступление на Берлин было бы чистейшей авантюрой. Но ждать Победы уже оставалось недолго...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter