«Герой нашего времени для меня – мой отец, агроном»

МОЛОДЕЖИ сегодня у нас везде дорога. Она — главный ресурс нации. Активные, интересные, в постоянном поиске нового и неизведанного… Чем для молодых интересно время, в котором они живут? Легко ли за ним поспевать и соответствовать ему? Кто поможет молодому человеку устроить свою жизнь? Ответы на эти и другие вопросы искали в редакции «Белорусской нивы» участники «круглого стола» на тему «Портрет современника глазами молодых. Время выбрало нас!» Мы умышленно собрали в конференц-зале редакции представителей разных социальных пластов молодежи. Исходя из позиции каждого — школьника, студента, молодого специалиста, семьянина, фермера, чиновника, активиста общественной организации — вместе составляли портрет нашего современника. А самое важное — говорили о главных проблемах молодежи.

Какое оно — поколение ХХІ века: успешное и амбициозное? Чем сегодня живет сельская молодежь? Что стоит на первом месте в списке ее жизненных приоритетов? Обо всем этом и не только — в дискуссии на заданную тему.

МОЛОДЕЖИ сегодня у нас везде дорога. Она — главный ресурс нации. Активные, интересные, в постоянном поиске нового и неизведанного… Чем для молодых интересно время, в котором они живут? Легко ли за ним поспевать и соответствовать ему? Кто поможет молодому человеку устроить свою жизнь? Ответы на эти и другие вопросы искали в редакции «Белорусской нивы» участники «круглого стола» на тему «Портрет современника глазами молодых. Время выбрало нас!» Мы умышленно собрали в конференц-зале редакции представителей разных социальных пластов молодежи. Исходя из позиции каждого — школьника, студента, молодого специалиста, семьянина, фермера, чиновника, активиста общественной организации — вместе составляли портрет нашего современника. А самое важное — говорили о главных проблемах молодежи.

«БН»: — Тема нашего «круглого стола» выбрана не случайно. Ведь мы, молодые, пишем историю страны. Нам известно поколение участников войны, покорителей космоса, строителей БАМа… У каждого времени свой герой. Какой он, наш современник? Хотите ли вы стать героем своего времени?

Елизавета ШПАКОВСКАЯ, международный комиссар Ассоциации белорусских гайдов:

— Я из Минска. В организации отвечаю за международное сотрудничество. Учусь на третьем курсе Белорусского государственного лингвистического университета. Штудирую английский, испанский, французский

Елизавета ШПАКОВСКАЯ: — Это успешный и свободный человек. Он сделал себя сам, то есть состоялся в профессии, общественной деятельности, как семьянин. Я, к примеру, нашла себя в движении гайдов — всемирном движении девочек. Глобальная миссия организации, как бы пафосно это ни звучало, — помочь девочке стать ответственной гражданкой мира. А это и физическое, и духовное развитие. Так я самореализовываюсь.

Светлана БУТЕВИЧ, молодой специалист, агроном СПК «Агрокомбинат «Снов»:

— Работаю в одном из самых сильных хозяйств республики. Попала в «Снов» после окончания Гродненского государственного аграрного университета. Тружусь в мужском коллективе: агроном — профессия не женская. Пока все устраивает.

Светлана БУТЕВИЧ: — Часто у тех, кто учится на бюджете и кого направляют в сельское хозяйство, нет возможности самому решать, где работать. На республиканском распределении нет выбора хозяйств. Направляют туда, где нужен специалист. Допустим, я работаю в СПК «Агрокомбинат «Снов». Это довольно известное хозяйство: занимает лидирующие позиции и по продукции, и по животноводству. Но с каким трудом мне досталось первое рабочее место!

Когда была на практике в «Снове», познакомилась с парнем, а через месяц — распределение. И меня направляют совершенно по другому адресу, в Пинский район — хозяйство «Лопатино». В принципе, это ближе к моей родине: я из деревни Омельная Ивацевичского района. Еду в «Лопатино», прошу, чтобы мне дали открепление, и я смогла перераспределиться в «Снов» — работать и налаживать свою личную жизнь. Пошла на авантюру — расписались мы с Леонидом 20 апреля. Направляюсь в Гродно, чтобы перераспределиться, собираю определенный пакет документов. Волокита была страшная, но преодолимая. В итоге я должна была выйти на работу 26 апреля, а из-за перераспределения трудоустроилась только 7 июня. В деревне Снов Несвижского района я нашла и свое счастье, и  первое место работы.

Супруг имеет два высших образования, работает тоже в сельском хозяйстве. Мы ждем первенца. На днях нам вручили ключи от новенькой трехкомнатной квартиры.

Евгений СКОРОБОГАТЫЙ, начальник отдела по делам молодежи Дзержинского райисполкома:

— В должности уже четвертый год. В 2010-ом решили с супругой Екатериной тряхнуть стариной и поучаствовали в фотоконкурсе Минского обкома БРСМ «Лучший семейный отдых-2010». По итогам интернет-голосования признаны победителями соревнования.

Евгений СКОРОБОГАТЫЙ: — Это служебное жилье?

Светлана БУТЕВИЧ: — Да. Потом его можно приватизировать.

Сергей ЛАСЕВИЧ: — И остаться жить в деревне?

Светлана БУТЕВИЧ: — А почему бы и нет? Снов — большой поселок, хозяйство мощное. Есть где работать, отдыхать. Месяца два назад у нас открыли обновленный спортивно-развлекательный комплекс. Для девушек, например, там есть фитнес, тренажеры. Идет капитальный ремонт бассейна.

Сергей ЛАСЕВИЧ, директор КФХ «Исида», д. Петришки, Минский район:

— Родом из деревни Шубники, что недалеко от Заславля. Тружусь в сельском хозяйстве уже больше десяти лет. Последние годы возглавляю КФХ, созданное моим отцом. Имею два высших образования — экономическое и юридическое.

Сергей ЛАСЕВИЧ: — У нас все пока гораздо скромнее. Если сравнивать, конечно, с размерами совхозов и колхозов, фермерское хозяйство небольшое, всего 350 человек. Занимаемся овощеводством, поставляем в город, то есть в Минск, свою продукцию. Почти во все гипермаркеты. Овощи выращиваем, храним и весь сезон продаем.

«БН»: — Знаю, что вы продолжаете дело своего отца. Что это — преемственность поколений, ответственность?

Сергей ЛАСЕВИЧ: — Молодые должны не только уважать своих родителей, но и подтверждать свою признательность конкретными делами. Груз управленческой работы, которую четырнадцать лет тянул мой отец, уже три года на моих плечах. Я не понаслышке знаю, что такое деревня, что такое работать на селе — это тяжелый труд. После университетов был и юристом, и экономистом. Но земля притягивала. Теперь безвылазно в сельском хозяйстве.

«БН»: — То есть герой нашего времени — трудолюбивый, ответственный и предприимчивый человек?

Сергей ЛАСЕВИЧ: — И это тоже. Я, пожалуй, соглашусь с Елизаветой в том, что это человек очень инициативный, который постоянно ищет себя. Думаю, герой нашего времени есть в каждой сфере. В спорте — один, в науке — другой, в политике — третий, а в сельском хозяйстве — это мой отец. Он, агроном по образованию, в непростое время — начало 90-х годов прошлого века — с двумя маленькими детьми ушел на свои хлеба. И вырос как руководитель.

Андрей КИСЕЛЕВ,студент 5-го курса БГАТУ агроэнергетического факультета:

— Хоть я сам городской, из Гродно, но поступил в сельскохозяйственный вуз. Определяющим для меня стало качественное образование, профессия и стопроцентное заселение в общежитие.

Андрей КИСЕЛЕВ: — Я с Сергеем согласен: нужно постоянно развиваться, а значит — достигать промежуточных целей. Сейчас для меня актуально получить диплом и стать специалистом, достойным того, чтобы называться инженером.

«БН»: — Но ведь БГАТУ, где вы учитесь, — вуз аграрный. Как чувствуете себя перед распределением?

Андрей КИСЕЛЕВ: — Места, куда я хочу и куда наверняка пойду работать, не совпадают. Я человек городской. И однозначно не хотел бы ни жить в сельской местности, ни работать в колхозе или фермерском хозяйстве. Но на распределении об этом меня не спросят. Практически все идут отрабатывать два года. Светлана — исключение из правил.

Сергей ЛАСЕВИЧ: — А в группе вообще есть люди, которые хотят работать в сельском хозяйстве?

Андрей КИСЕЛЕВ: — Да. Но таких, с городскими корнями, немного. Большинство согласно ехать в колхоз. У некоторых есть даже идеи создания собственного предприятия. Меня лично отпугивает сельское хозяйство тем, что зарплаты и условия ощутимо отличаются от городских. Да и перемена «город — село» для меня будет значительная. Я не приспособлен к той жизни.

«БН»: — Так что же вас больше смущает — низкая зарплата или недостаточно развитая инфраструктура?

Андрей КИСЕЛЕВ: — Насколько я знаю, клуб есть почти в каждом селе. Интернет тоже. А ведь это доступ к таким же возможностям, что и в городе. У нас сейчас в каждом районе строят то ледовый дворец, то дворец спорта. А здоровый образ жизни для меня если не на первом, то на одном из ведущих мест. Без здоровья какие могут быть разговоры о деньгах? Хотя и зарплата играет большую роль. Я видел списки предварительного распределения, и заработки по различным районам различаются в два, а то и в три раза. А жилье? То есть это все зависит от того, как попадешь.

«БН»: — Другими словами, если вам предложат первое место работы на государственном распределении, где обязательно есть ледовый дворец, высокая зарплата и домик, вы поедете жить в деревню?

Андрей КИСЕЛЕВ: — Да.

Сергей ЛАСЕВИЧ: — Глядишь и понравится!

Илья ШАШКОВ, активист Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО:

— Курирую собственный проект «Молодежное интернет-радио». Учусь в Минском областном лицее. Специализация — филолог.

Илья ШАШКОВ: — Хочу поддержать Андрея. Не стоит унывать. Мне кажется, неважно, где ты живешь, главное — идти по жизни смело, иметь инициативу. Возможности у всех людей ведь одинаковые. Клубы ЮНЕСКО, например, имеются и в деревнях! С сельскими ребятами я знаком, у них есть очень интересные проекты. К слову, некоторые направлены на помощь детям-инвалидам и детям-сиротам…

«БН»: — То есть герой нашего времени — человек сострадательный?

Илья ШАШКОВ: — В том числе. Мой современник — активный, умеющий разговаривать с людьми и, как сказал Андрей, целеустремленный. У меня главное на данный момент — успешно окончить лицей и поступить в университет. С чем больше хочу связать свою жизнь — с дипломатией или с фотографией — пока не определился.

Анна КОСТУНОВА, секретарь Центрального комитета ОО «БРСМ»:

— В ЦК курирую работу со студенческой молодежью, волонтерство и трудоустройство. Направления интересные, многоплановые. Несмотря на загруженность, работать нравится. Молодежная тема интересна и близка мне.

Анна КОСТУНОВА: — Мне кажется, мы уже формируем образ героя нашего времени. Это все: начиная с самоопределения каждого молодого человека и заканчивая трудолюбием, уважением к старшим. Действительно, неважно, где человек живет — в сельской или городской местности. От этого не зависит его активность. Молодежь — разная. Как по интересам, так и по сферам деятельности, да и в средствах реализации своих задумок. Важно, чтобы молодой человек был лидером.

Белорусский республиканский союз молодежи дает возможность реализовать себя. Это спорт, фестивали и творческие конкурсы, это здоровый образ жизни. Все проекты — только исходя из тех интересов, которыми живет сегодня молодежь. Есть идея — поможем реализовать. Отмечу, что сегодняшним молодым присуще сострадание, милосердие. Один из ярких примеров — проект Минского областного комитета БРСМ в рамках волонтерского движения «Доброе сердце» — нон-стоп марафон «Все краски жизни для тебя». Наши ребята организовывают концерты с участием звезд белорусской эстрады по Минской области. Вырученные деньги идут на лечение и операции для нуждающихся в том детей. Уже оказана помощь более десяти таким малышам. Молодежь хочет быть полезной!

Евгений СКОРОБОГАТЫЙ: — Главное, что она не боится делать ошибки. Это отличает, на мой взгляд, молодых людей от представителей среднего или старшего поколения.

Я представляю молодежь Дзержинского района — это восемнадцать тысяч человек, причем практически половина из них живет в деревнях. Проблема закрепления молодежи на селе сегодня стоит остро. Почему молодые специалисты не остаются после распределения? В первую очередь из-за заработной платы, условий труда. В сельской местности они, как ни крути, отличаются от городских. Про это Андрей уже говорил. Хотя карьеру сделать легче, попав в сельскую местность, в небольшую организацию. Например, в хозяйстве у Светланы, где, как она уже сказала, много специалистов, и подниматься по служебной лестнице сложнее, чем тому же Андрею. Конечно, важная позиция — жилье. И получить его сегодня в сельской местности бывает несколько легче, чем в городе.

«БН»: — Все эти проблемы способна решить власть!

Евгений СКОРОБОГАТЫЙ: — Абсолютно уверен в этом. В районе потихоньку разрешается вопрос с жильем. Каждый молодой человек, если состоит в очереди на улучшение жилищных условий, может при желании построить квартиру или дом. Для Дзержинска и района — это льготный кредит под один процент на сорок лет.

«БН»: — У вас, как у молодой семьи, решен жилищный вопрос?

Евгений СКОРОБОГАТЫЙ: — Да. Мы взяли льготный кредит и построили дом. Замечу, что если в очереди на улучшение жилищных условий раньше стояло пять тысяч человек, и ситуация мало улучшалась годами, то сейчас ждут жилплощади менее двух с половиной тысяч человек. Дзержинский район — на третьем месте в Минской области по количеству возведенных квадратных метров жилья в прошлом году.

Сергей ЛАСЕВИЧ: — Приятно, что даже в свете урбанизации многие села живут и продолжают развиваться. А значит, будет кому работать на земле. Для меня как для фермера актуален вопрос с расширением хозяйства. В Минском районе, да и вообще в области, это практически невозможно. Клиенты, магазины буквально «наседают»: мол, увеличивайте поставки. Внедряем лучшие растениеводческие технологии, но без увеличения площадей — никак.

Анна КОСТУНОВА: — А вам на работу молодые специалисты не требуются?

Сергей ЛАСЕВИЧ: — Постоянный коллектив сформирован. На сезонные работы, конечно, требуются рабочие. Например, полеводы. За день в прошлом году заработать можно было до 25 тысяч рублей. Любопытно, что у нас трудились даже минчане.

Анна КОСТУНОВА: — Трудоустройство молодежи летом — это тоже наше направление. При Центральном комитете работает Республиканский штаб студенческих отрядов. Наша задача — подыскать человеку вариант, трудоустроить, чтобы он мог подзаработать летом. Наниматели сами зачастую обращаются к нам с просьбой помочь кадрами. География поездок студотрядов расширяется. В этом году наши ребята работали за пределами Беларуси, в том числе и на строительстве олимпийских объектов в Сочи.

И все-таки я вернусь к более насущному для нашей молодежи вопросу — распределению. Проблема ведь не в том, сколько лет отрабатывать, какие условия труда, сельская ли это местность. Если человек целенаправленно идет в вуз, желает работать в какой-то конкретной области, как наш Андрей, то момент распределения очень выигрышен, потому как здесь специалисту не нужно прилагать усилий, чтобы трудоустроиться, найти свое первое рабочее место. И мнение, которое бытует сегодня, мол, отправили в сельскую местность, где будут трудности — всего-навсего стереотип. Делается, действительно, многое.

Не место красит человека, а человек место! Если не молодым сегодня организовывать и делать жизнь благоустроеннее, то кому же тогда? В государстве реализовываются программы, строятся дома и так далее...

«БН»: — Но бывает и такое, что абитуриенты не вполне осознано выбирают специальность. Идут просто, чтобы поступить. Отсюда и проблемы: не хочу работать по специальности, жить в этой местности! Может, БРСМ делает какие-то акции, чтобы помочь молодому человеку определиться с выбором будущей профессии?

Анна КОСТУНОВА: — Здесь дело, наверное, семейное. Родители должны помогать ребенку в этом самоопределении, в становлении личности. Общественные организации играют в таком процессе незначительную роль.

Евгений СКОРОБОГАТЫЙ: — Я дополню. Профориентационная работа на местах достаточно развита. Этим занимаются службы по труду и занятости, в сфере образования. Специалисты предлагают психологические тесты, кому какие специальности подходят. И вместе с тем я сталкиваюсь с ситуацией, когда человек, имея высшее образование, идет на рабочую специальность в селе и зарабатывает больше, чем предполагается по окончании вуза.

Сергей ЛАСЕВИЧ: — Вопрос распределения — больной вопрос. Я считаю, это пережиток прошлого, но для нас он пока необходим. На это есть много объективных причин, сравнивая с западноевропейской деревней. Правильно, государство имеет полное право, обучая студента пять лет, потребовать отдачи от новоиспеченного специалиста. А условия, чтобы задержаться в сельском хозяйстве, безусловно, создаются. Возьмите любое селение в Голландии, Польше, Германии. Там ведь и теннисные корты, и гольф-клубы. Почему бы не жить в такой деревне?

Сегодня молодой человек амбициозен. Почему мы стремимся получить высшее образование? Если есть вариант перестраховаться и получить работу на более выгодных условиях. А легкой работы в деревне не бывает!

Светлана БУТЕВИЧ: — Когда я писала заявление в университет, поступая на агронома, моя мама плакала. Она, проработав всю жизнь в сельском хозяйстве, отговаривала меня от этой специальности. Мне самой было интересно поступить в художественное училище, но родители решили, что это недеревенская профессия.

Спрашивала у сокурсниц: «Почему поступили в Гродно?» Ради образования, родители здесь учились, близко живу, легче всего поступить — объясняли они… А оказалось-то, агрономия — дело трудное, особенно в посевную, уборочную, поэтому мужским делом и считается.

 Сергей ЛАСЕВИЧ: — Ну а сейчас вы жалеете?

Светлана БУТЕВИЧ: — Нет. Жизнь налаживается. С супругом с нетерпением ожидаем пополнения в семействе — еще одного жителя Снова.

Сергей ЛАСЕВИЧ: — Если родится мальчик, «отдадите» в сельское хозяйство?

Светлана БУТЕВИЧ: — Если сам захочет, отговаривать не буду. По крайней мере, объясню, что это такое и как это тяжело. Через семнадцать лет жизнь поменяется, конечно, в лучшую сторону. Нам бы все такие хозяйства, как «Снов».

Сергей ЛАСЕВИЧ: — И необходимую во всех сферах поддержку государства.

«БН»: — Благодарю за откровенный, конструктивный разговор. Время выбрало нас, молодых. И мы строим будущее. Кто станет героем нашего времени, оценят потомки. Успехов!

Татьяна УСКОВА, молодой специалист, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter