В эфире "Беларусь 3" — премьера нового фильма Сергея Катьера "Возвращение"

Герои возвращаются домой

История белорусского парня, в 1942–м объявленного пропавшим без вести за тысячи километров от дома, как и судьба его матери, прожившей 103 года с упрямой верой в возвращение сына, в новом фильме Сергея Катьера — только пролог. То, что случилось почти 75 лет спустя после гибели белорусского героя, также способно вызвать эмоции посильнее, чем изумленное зрительское «Ну надо же!». Собственно, ради этого Сергей Катьер и снял свое «Возвращение». Чтобы взглянуть на ту войну с другого ракурса, глазами людей, которым есть что сказать нового на эту тему.

Съемки документального кино для Катьера по–прежнему хобби: под его опекой — продюсерской, режиссерской и авторской — на телеканале «Беларусь 3» сейчас выходит чуть ли не десяток проектов. Программы «Майстры i кумiры», «Время кино», «Камертон», «Наукомания», «Мировая классика»...

— Но мне все еще интересно делать что–то самому, а не только руководить, — признается Сергей Галиевич, которого, к слову, и знают больше как документалиста, а не продюсера (тот ведь всегда в тени). Правда, война — не та тема, которую ждут от Катьера на экране. Его конек — история кинематографа, судьбы людей у кинокамеры, но никак не за штурвалом истребителя. Действительно, этот фильм необычен для нашей съемочной группы. И, наверное, впервые не я предложил сюжет для съемок — предложили мне.

А сюжет таков. В годы Великой Отечественной в районе Кубани шли самые ожесточенные в истории мировых войн воздушные бои. 1.200 советских самолетов не вернулись с задания. Обстоятельства гибели большинства из них вместе с именами членов экипажей остались неустановленными. Так погиб и Николай Пшенко. Мать до последнего ждала его дома, в деревне Слобода Лепельского района. Ждала, сколько смогла. Но останки сына Марии Пшенко поисковики военно–патриотического клуба «Подвиг» из Геленджика обнаружили уже после ее смерти. Среди обломков истребителя, густо прошитых фашистскими пулями, сохранился номер самолета, по которому установили имя пилота — Николай Пшенко.

  история-пшенко-210916 (Копировать) (2).jpg
Николай и Мария Пшенко.

Архивными розысками и поисками родных Пшенко геленджикские ребята не ограничились. Доставили останки героев на родину, в Беларусь — пока шла работа в архивах, удалось выяснить имена еще двоих белорусов, погибших в небе Кубани в 1942–м... Но написать «доставили» куда проще, чем сделать это в наше циничное время, когда одни только горящие энтузиазмом глаза — не самый убедительный аргумент для свершения дел. Или все–таки аргумент?

— Валерий Тухто, учитель местной школы, рассказывал мне, что ему часто снятся сны о пропавших без вести земляках. И он далеко не единственный, кого по–настоящему волнует возвращение военной памяти, — уверен Сергей Катьер.

Вместе с учениками Валерий Тухто создал в Слободской школе убедительный музей, экспонаты для которого продолжает находить во время своих школьных экспедиций. В соавторстве с коллегой Маргаритой Аникей выпустил книгу о Николае Пшенко. Таких, как он, как поисковики из Геленджика, действительно много, что и попыталась показать творческая команда фильма «Возвращение». Людей, чьи поступки могут показаться несовременными и даже странными, но красивыми и правильными.

Премьера фильма Сергея Катьера «Возвращение» на канале «Беларусь 3» — 24 сентября. 

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 183 (25065). Пятница, 23 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter