Врачи всегда вдохновляли писателей

Герои благородной профессии

Сегодня весь мир аплодирует медикам, их мужеству и профессионализму. Профессия врача овеяна суровой романтикой, и неудивительно, что доктора нередко становятся героями литературных произведений. Многие белорусские писатели, и я не исключение, с волнением следили за приключениями докторов разных эпох, а в истории белорусской литературы есть даже уникальные мемуары реальной женщины-лекаря XVIII века Саломеи Русецкой-Пильштыновой. Давайте вспомним самых ярких врачей — персонажей белорусской литературы.

Кардиохирург Антон Ярош 

Рисунок к роману Ивана Шамякина «Сэрца на далонi».
По праву этот рейтинг возглавит герой романа Ивана Шамякина «Сэрца на далонi» Антон Ярош. Бывший участник войны, гениальный хирург, проводящий сложнейшие операции. «Выгляд яго, суровы i велiчны ў асляпляльна белым каўпаку i ў жаўтаватым халаце», «сэрца, жывое, трапяткое, на шырокай добрай далонi... На вялiкай, умелай, чулай, ласкавай далонi Яраша».  Но в романе есть еще один доктор — Савич, мужественный подпольщик, погибший во время войны. Фашисты оболгали его, и он считается предателем. Антон Ярош приложит все усилия, чтобы восстановить доброе имя героя, прообразом которого послужил доктор Клумов, чье имя носит улица, сквер и 3-я больница Минска. Евгений Клумов с женой помогали партизанам и подпольщикам и были замучены в концлагере. А в образе Антона Яроша, как признавался Шамякин, он воплотил черты еще одного героического подпольщика — Кабушкина.

Франциск Скорина

Да, и наш первопечатник и просветитель Франциск Скорина имел профессию доктора и был практикующим лекарем. О Скорине-враче написал стихотворение Максим Богданович: 

Скарына, доктар лекарскiх навук,

У доўгай вопратцы на вежы сочыць зоры.

Яны спрыяюць! Час! З рухавых рук

Скарыны п’е адвар пан земскi пiсар хворы.

Ученые утверждают, что Скорина — первый известный дипломированный доктор Беларуси. Звание он получил в 1512 году в Падуанском университете вместе с полагающимися регалиями — докторскими беретом, ман­тией, кушаком, серебряным перстнем Гиппократа. Насколько он был хорошим доктором? Ну если чешский король пригласил полочанина ко двору в качестве врача и придворного ботаника — наверняка хороший! 

Скорина — первый известный дипломированный доктор Беларуси.

Доктор Батюня

Именно о враче написал свой первый опубликованный рассказ Иван Мележ. Писал в 1942—1943 годах, и это не случайно. В 1942-м на фронте под Ростовом будущего классика тяжело ранило. Правую руку уже хотели ампутировать, но доктор в госпитале смог ее спасти. В 1943-м рассказ «Последняя операция» был опубликован в «Бугурусланской правде». Его герой — врач Василий Батюня — собирается уходить в партизанский отряд, тянуть нельзя, к селу подходят немцы. Но на улице снарядом ранило соседку. Василий Денисович Батюня не может оставить женщину без помощи. Он с другом-учителем переносит ее в дом и делает операцию, забыв об опасности. Гитлеровцы вламываются в дом и убивают мужественного доктора, не оставившего пациентку до последнего. 

Профессор Сокольский

Рисунок к повести Михаила Герчика «Ветер рвет паутину».
Книгами писателя Михаила Герчика зачитывался весь Советский Союз. Повесть «Ветер рвет паутину» рассказывала о судьбе школьника Саши Щербинина, мать которого заманили в секту бывшие военные преступники. Когда Саша заболел полиомиелитом, ему не оказали вовремя медицинскую помощь, и мальчика парализовало. Конечно, по сегодняшним меркам в книге много идеологических клише, но яркий образ молодого профессора Сокольского, изобретающего лекарство от полиомиелита, по-прежнему запоминается. Профессор не только вылечивает Сашу, но и спасает его из лап врагов, а затем выступает на суде над полицаями как важный свидетель — бывший партизан. 

«Полиомиелит исчезнет, как исчезли черная оспа, чума и другие болезни. Вот так. А сейчас мы начнем воевать за тебя», — заявляет профессор Сокольский. Да, болезнь тяжела… «Но все-таки мы ее победим». 

Медикус

Доктор Клумов — прообраз доктора Савича из романа.

В повести Владимира Короткевича «Цыганскi кароль», действие которой происходит в XVIII веке, мы встречаемся с человеком, называющим себя Медикусом. Он вынужден пойти на службу к самодуру-шляхтичу в поисках защиты: «Мяне засудзiлi на банiцыю, бо я даставаў з магiл трупы i рабiў забароненае анатамiраванне iх».

Горький скептицизм Медикуса обусловлен пережитым: «Людзям не было справы да таго, як памерлi два самыя дарагiя мне чалавекi, памерлi з голаду. А я стаяў тады ў клетцы ля муроў нясвiжскага палаца... Дзень, другi, трэцi...» Герой — талантливый ученый: «Гэта я, чалавек, пра iмя якога нiхто нiколi не даведаецца, першы на свеце ачысцiў аднаму чалавеку мозг ад кавалкаў раструшчанай чарапной косцi i наклаў на дзiрку ў чэрапе лапiк з залатой пласцiнкi. I гэты чалавек застаўся жыць».

Разговоры с Медикусом преображают молодого шляхтича Яновского, поначалу зараженного шляхетской фанаберией. Доктор спасает беременную крестьянку от расправы, а в финале отправляется в революционную Францию воевать за свободу, равенство и братство. 

«Ён так i не змог вярнуцца на сваю радзiму з воляй на сцягах. Але суцешымся тым, што ён зрабiў усё, што магчыма, што жыццё ягонае было адзiным акордам, у якiм не было фальшывых нот». 

Давайте еще раз перечитаем книги о замечательных докторах и отдадим дань уважения медикам — нашим современникам.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter