Эксперт: важное направление воспитания молодежи – создание военно-патриотических клубов при воинских частях

Герои, антигерои и их последователи

Во всех регионах проходят информационно-просветительские мероприятия, в том числе «ЗАчетный разговор», с участием молодежи, политологов, экспертов, депутатов, журналистов. Исключительно в формате диалога говорим об истории страны, патриотизме. Поделюсь наблюдениями: на характер воспитательной работы у нас как прямо, так и опосредованно влияют события в Украине. По сути, мы занимаемся контрпропагандой против целой группы государств. Главное отличие в том, что в нашей стране ведется работа в условиях мирного времени. Это означает другое целеполагание и более абстрактный характер публичных выступлений. Ключевые усилия сосредоточены на обезвреживании подрывных информационных сетей и изоляции радикальных общественных групп. Расставлю некоторые акценты.


Как-то принято стало сравнивать работу с молодежью, которая ведется в Беларуси, с тем, что происходит в Украине. Враждебные медиа, в частности, делают попытки манипулировать сознанием нашей молодежи. К примеру, у определенной части общества, которая информацию черпает из украинских источников, сформировано искаженное представление о боевых действиях. Связано это с тем, что если в начале СВО украинская пропаганда занималась демонизацией русских (пытки пленных, издевательства над трупами, приписывание русским военных преступлений типа массовых изнасилований детей), то год спустя они уже формируют образ России как слабого и беспомощного противника. Это связано с замедлением темпов СВО и большой западной поддержкой, которую удалось получить. Таким образом украинскую пропаганду переставили на «победные» рельсы, и при отсутствии достоверных новостей с фронта (обе стороны не обнародуют большую часть информации) обычному человеку вообще непонятно, что там происходит. Отсюда постоянная переоценка сил Украины и недооценка сил России, что также влияет на настроение радикалов в Беларуси.

Второй важный аспект — формирование образа героя. Для этого украинскую воспитательную работу базируют на объединении народа на фоне массовых потерь. Сразу скажу: у нас это категорически неприменимо. Отмечу: богатая верхушка, украинский «средний класс» убежали из страны, остались в основном семьи с низкими доходами. Именно их используют как пушечное мясо (тероборону), и гибель этих людей становится «топ­ливом» для новой волны пропаганды и мобилизации среди такого же простого населения. С точки зрения Украи­ны, большие потери обеспечивают максимальную мобилизацию общества, до определенной степени это идеологически выгодно политическому руководству.

В Беларуси абсолютно другая ситуация: мы строим воспитательную, патриотическую работу с молодежью на примерах из истории Великой Оте­чественной войны, конфликта в Афганистане. Это отдаленные события, которые имеют ограниченную семейную память. Поэтому нередко идем по другому пути, говорим о ценности мира на примерах, которые связаны с Украиной и Россией. Однако то, что не касается молодого человека непосредственно (его семьи, друзей, одноклассников), зачастую воспринимается формально, в лучшем случае как очередной урок. Именно поэтому важно персонифицировать встречи с молодежью, через историю семьи конкретного школьника или студента формировать понимание: почему в Европе стирают знания о тех, благодаря кому остановлен нацизм, и о том, почему мы с вами не имеем никакого морального права предать святую память об освободителях.

Третий аспект — наличие в Украине волонтерского движения и большого количества бывших участников антитеррористической операции. Это основная опорная группа режима. Там есть «Азов», прочие радикальные элементы. В Беларуси аналогичной опорной группы нет: речь может идти только о семьях сотрудников силовых структур, которые подвергались нападкам в 2020 году. Однако важно отметить, что необходима не просто семейная солидарность, а сила, равная общественному движению. Своевременным и крайне важным стало создание общего контура такого движения в виде военно-патриотических клубов при воинских частях МВД и Вооруженных Сил Беларуси.   

Добавлю, что в рамках «ЗАчетного разговора» проведена серьезная аналитическая работа, получен срез настроений по разным социальным группам и регионам. Обобщаем информацию, но уже можно сказать, что подобные форматы работы с молодежью должны присутствовать постоянно.

Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter