Геркулес из Несвижа

В батальных сценах современных фильмов о средневековье рыцари на поле боя поголовно выходят полностью закованные в железо, с двуручными мечами.
В батальных сценах современных фильмов о средневековье рыцари на поле боя поголовно выходят полностью закованные в железо, с двуручными мечами.

- На самом деле среднестатистический рыцарь, идущий в военный поход, надевал обыкновенную кольчугу и был вооружен копьем, - рассказывает историк Юрий Бохан, автор недавно изданной книги "Зброя Вялiкага княства Лiтоускага 1385 - 1576". - И в Великом княжестве Литовском в XVI веке наряду с отрядами, вооруженными

до зубов, на войну выезжали люди буквально с палками наперевес. Оружие они надеялись добыть уже на поле битвы.

Для кого заказала шлем Аполлония?

Примерно в XV веке в Европе закончилась эпоха рыцарских армий и начался неромантичный период армий наемных. Экономически более выгодным стало сидеть дома и развивать свое имение, чем собирать военные трофеи.

- Статуты ВКЛ требовали выставления одного "нормативного" воина с 15 - 20 крестьянских хозяйств, - рассказывает Юрий Бохан. - Но многие шляхтичи вообще не имели подданных или имели двух-трех. Пользуясь этим, некоторые из шляхтичей специально приходили на военные сборы без оружия. Причем вполне возможно, что оно у них было. Просто вояки надеялись, что их отпустят домой. Порой так и происходило.

О том, сколько стоили хорошие доспехи, красноречиво рассказывает одна документально зафиксированная история. В 1577 году в Верховицком дворе Брестского воеводства было разграблено имение Аполлонии Копцовой. Среди наживы, которая досталась грабителям, было несколько шлемов, "украшенных гравировкой, с позолотой и серебрением". Самые дорогие из них оценивались в 100 коп грошей (1 копа - 60 грошей). 4 копы тогда стоил один откормленный бык. Справедливости ради стоит добавить, что в то же время у Аполлонии было украдено 7 полных рыцарских доспехов, которые стоили всего по 10 коп грошей. То есть, если шляхтич желал себе не высокохудожественные доспехи, а просто достаточно надежную защиту, он вполне мог себе ее позволить.

Доспехи Радзивиллов

Одним из самых знаменитых, изготовленных для рыцарей ВКЛ, можно считать гарнитур доспехов Николая Радзивилла Черного. Он позволял собрать четыре вида: легкий, тяжелый, для свободного турнира и для саксонского турнира через барьер. Изготовил этот шедевр нюрнбергский мастер Кунц Лохер приблизительно в 1550 году. Кстати, Лохер работал для наиболее известных фамилий Европы.

Еще одно военное облачение рыцаря, которое признанно стало произведением искусства, - доспехи Юрия Радзивилла Геркулеса. На сегодняшний день известно два комплекта таких доспехов - Радзивилла Геркулеса и имперского капитана Вильгельма Рогендорфа. Причем по своему исполнению радзивилловский считается лучшим.

Но все эти красоты, к сожалению, увидеть мы можем только за границей. Сейчас в стране не осталось уникальных доспехов наших знаменитых предков. Зато немало их во многих музеях мира - нью-йоркском Метрополитен-музее, Парижском артиллерийском музее, Венском музее вооружения, Музее Войска Польского в Варшаве и просто в частных коллекциях.

Часть доспехов, связанных с известными историческими лицами, была вывезена еще в конце XVI века. Тогда в тирольском замке Амбраз эрцгерцог Фердинанд собирал пантеон всех известных военачальников. Назывался он "Пантеон славы". Эрцгерцог просил родственников прославленных воинов выслать в Тироль портреты и доспехи рыцарей. Таким образом от нас "уплыло" боевое обмундирование Николая Радзивилла Черного, Николая Радзивилла Рыжего, Николая Радзивилла Сиротки и Криштофа Радзивилла.

Последние уникальные доспехи официально покинули современную территорию Беларуси в 1926 - 1927 годах. В Несвиже, который тогда еще находился на территории Польши, известная лондонская фирма "Кристи" провела два аукциона исторических раритетов. Поляки до сих пор считают эти аукционы чуть ли не национальным позором. Из Западной Белоруссии было вывезено очень много раритетов.

Свято место пусто не бывает. Сейчас в нашей стране становятся популярными клубы военно-исторической реконструкции. Энтузиасты собственными руками перековывают заново доспехи своих предков. И, между прочим, современные "римейки" рыцарского вооружения порой ничем не уступают по качеству именитым оригиналам. Об этом можно судить по книге Юрия Бохана, в которой многие иллюстрации - фотографии реконструированных средневековых доспехов и оружия, сделанных в клубе "Княжы Гуф".

Как ковали образцовый меч

В XVI веке претендент на звание мастера минского цеха мечников должен был изготовить так называемый образцовый меч. На это отводилось 12 недель. Будущий мастер сначала изготавливал сам клинок, потом производил его "мечевание" - полировку, закалку и воронение. Причем в результате клинок должен был блестеть как зеркало. Затем на клинок насаживалась крестовина, на ней насекались королевский герб и герб города. А дальше на черенок насаживалась латунная трубка с окошечком, через которое можно было видеть качество изготовления черенка, и устанавливались деревянные накладки, тоже с окошечком - через него оценивалось и качество трубки, и качество черенка. Рукоятка оплеталась проволокой, которая завязывалась специальными рыцарскими узлами. После этого крепилось навершие, на котором также размещались два герба.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter