Георгий закричал: «Папа!», и стоящие рядом люди заслонили его от немцев…

Работая над книгой о происхождении рода Гудов и других родов в Ельском районе,  я узнал, что в 1943 году в Минске фашистами была уничтожена подпольная группа Климука, в состав которой входил мой земляк, дальний родственник Николай Алексеевич Гуд

 

Работая над книгой о происхождении рода Гудов и других родов в Ельском районе,  я узнал, что в 1943 году в Минске фашистами была уничтожена подпольная группа Климука, в состав которой входил мой земляк, дальний родственник Николай Алексеевич Гуд. 

Перед началом Великой Отечественной войны Климук Василий Захарович был заместителем директора Минской городской стоматологической поликлиники. А в годы войны стал работать в инфекционной больнице, где создал ядро минского подполья. Патриоты занимались сбором медикаментов для партизан, переправляли в отряды народных мстителей бывших пленных красноармейцев и командиров, спасающиеся от геноцида еврейские семьи. Подпольщицей стала и жена Климука Юлия Григорьевна Ярчак,  работавшая заместителем начальника цеха фабрики-кухни, и сыновья Владимир и Георгий. 

В августе 1943 года Минским подпольным горкомом партии в группу Климука направляется Гуд Николай Алексеевич, 1911 года рождения, уроженец д. Верхи Ельского района с заданием — взорвать в Новинках 1-ю водонасосную станцию, обеспечивающую немцев питьевой водой. Гуд устраивается на насосную станцию дежурным механиком, заселяется в общежитие неподалеку. 

В конце сентября из партизанского отряда на квартиру возчика инфекционной больницы  Василия Бадея доставляются ящики со взрывчаткой общим весом 50 килограммов. Вскоре эту взрывчатку Климук и подпольщик Шенец перевезли на насосную станцию, которой заведовал механик Иван Николаевич Ситкевич. Было назначено время операции и намечены пути ухода в партизанскую зону подпольщиков. На конюшне водонасосной станции стояла подготовленная запряженная лошадь…  

Однако  немцам стало известно о готовящейся диверсии. И 6 октября 1943 года, около 3 часов ночи, группа сотрудников СД  ворвалась в комнату общежития, где проживал Николай Гуд. Арестовали его вместе с Иваном Ситкевичем, а на следующий день схватили и приемного сына Ситкевича — Бориса Гринкевича, члена ЛКСМБ, который на  время подготовки подрыва станции с целью сбора сведений разведывательного характера был внедрен в группу полицаев и проживал в казарме. 

Был арестован и Василий Климук.  Во время проведения обыска в его квартире старший группы задержания уселся за круглый деревянный раздвижной стол, в котором хранились листовки. Сын Климука Георгий, стремясь отвлечь фашистов от проведения обыска, сказал в их адрес несколько нелицеприятных слов… 

Задержанные подпольщики никого не выдали. Утром 6 ноября 1943 года фашисты согнали на водонасосную станцию население окрестных деревень и привезли жестоко избитых и измученных Климука, Гуда, Ситкевича и Гринкевича. Зачитали приказ, что разоблаченная подпольная группа будет казнена. Во время казни присутствовала жена Климука с сыном. Георгий, увидев, как  на шею отца палачи набросили петлю, закричал: «Папа!» Стоявшие вокруг люди заслонили его от немцев. 

Для устрашения населения тела патриотов висели несколько дней, и только по многочисленным просьбам родственников их разрешили захоронить на территории водонасосной станции. 

В 1944 году подпольщиков перезахоронили на военном кладбище по улице Козлова. 

В 1984 году был поставлен памятник патриотической группе Климука. В настоящее время уход за захоронением осуществляет УП «Минскводоканал». На территории водонасосной станции установлен мемориальный камень. 

Степан МИКСЮК, подполковник милиции запаса, председатель Совета ветеранов милиции Фрунзенского РУВД г. Минска

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter