Геополитических планов громадье

О новом геополитическом плане Владимира Путина

Владимир Путин представил новый геополитический план, не оставляющий сомнений в том, какой он видит не только судьбу России, но и совместное будущее ее ближайших соседей. Создаваемые Россией, Беларусью и Казахстаном Таможенный союз и Единое экономическое пространство в перспективе станут основой для формирования Евразийского союза, пишет премьер–министр России Владимир Путин в статье для «Известий».


Думаю, не случайно именно с этого программного заявления, по сути, стартовала предвыборная кампания кандидата в президенты Владимира Путина, которого выдвинула на своем недавнем съезде «Единая Россия». После известного распределения ролей в «тандеме», вызвавшего немало споров и критики, необходимо было подкрепить свое право на лидерство. Перефразируя известное выражение, хочешь великих достижений — создай новую мечту.


Не случайно Путин как бы отсылает нас к известным словам де Голля, когда говорит о том, что Евразийский союз задуман как «мощное наднациональное объединение, способное стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско–Тихоокеанским регионом». Звучит несколько пафосно, но в то же время здесь кроется и тонкая шпилька в адрес ЕС. Известные трения последнего времени (налет на офисы «Газпрома» в европейских странах, противодействие южной газовой трубе) уже вызвали недовольство Путина. Словами о «связке» он как бы напоминает, что никуда европейские партнеры не денутся, еще и сами будут просить о сотрудничестве... Я, конечно, утрирую, но то, что часть большой Европы, расположенная восточнее Бреста, находится в поиске своей идентичности, — очевидно.


Премьер–министр и кандидат в президенты России Владимир Путин предложил свой «интеграционный проект для Евразии». Его мотивация абсолютно понятна.


Россия — единственное крупное государство на постсоветском пространстве, способное сыграть роль локомотива интеграции. Региональная экономическая интеграция для нее — это не только способ повысить свою конкуренцию в условиях мирового рынка, но и единственная возможность противостоять давлению со стороны ведущих стран мира. Иными словами, без экономической интеграции с соседями, общий рынок которых не уступает рынку ЕС, Россия обречена стать сырьевым придатком сильных стран. И нынешнее руководство России это понимает. Та настойчивость, с которой Владимир Путин создавал Таможенный союз, лишь подтверждает, что лаврами «мировой энергетической сверхдержавы» он довольствоваться не собирается. Задача–максимум — реинтеграция постсоветского пространства.


Перефразируя известное выражение, если ты владеешь интеграцией — ты владеешь миром. Больше союзников — меньше конкурентов и врагов. Кстати, тут уместно напомнить, что Беларусь и Россия первыми создали эффект проложенной лыжни для интеграции в СНГ. И на сегодняшний день Минск является самым активным участником интеграционных объединений.


Но эти абсолютные истины еще не означают, что к программе Путина нет никаких вопросов.


Вот, например, он пишет в своей статье, что запуск ЕЭП позволит создать «колоссальный рынок с более чем 165 млн. потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы».


Да, все это так, и подобные идеи, по большому счету, неновы. Помнится, еще президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил о создании Евразийского экономического союза аж с 1994 года. И тоже приводил прямые аналогии с Евросоюзом, дескать, создадим такой же мощный рынок на основе равноправных отношений. Но повторить эту модель не так просто, как кажется. Благодаря полицентричной структуре, то есть множеству политических центров: есть сильный Берлин, но есть и сильный Париж — в ЕС политические риски сведены к нулю.


На постсоветском пространстве основным препятствием являются именно политические риски. У многих до сих пор не преодолены фобии перед «имперскостью» Москвы, отсюда — политическое дистанцирование. Ясно, что без доверительных отношений процесс интеграции не продвинется. Для успеха интеграции, кроме сильной Москвы, должны быть также и политически сильные Минск, Киев, Астана...


Кроме демократизма политического, важно еще и экономическое равноправие. Путин, понимая это, уже пообещал, что ЕЭП будет выгоден бизнесу: компании получат доступ к «новым, динамичным рынкам», а также смогут претендовать на получение госзаказов в любой из стран — участниц ЕЭП. Будем надеяться, что при этом возобладают общие интересы, а не только интересы той небольшой группы либеральной элиты в современной России — российских олигархов, которая озабочена лишь собственным встраиванием в мировой рынок.


В целом же надо признать, что шансы для нашей интеграции особенно возрастают сегодня, когда финансовый пузырь в мире сдулся и вновь стал востребован «реальный сектор экономики». При этом приоритетным для нас является взаимовыгодное сотрудничество со всеми, в том числе западными партнерами, способными предложить Беларуси новые, передовые технологии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter