География ума

Интеллектуальное богатство страны прирастает регионами, считает гость “прямой линии” “НГ” и прямого эфира Первого национального канала Белорусского радио — ректор Барановичского государственного университета, доктор сельскохозяйственных наук профессор Василий КОЧУРКО.

— Создание учебного заведения за счет слияния нескольких — процесс непростой, но, проанализировав прошлое, я констатирую, что университет состоялся.
Сегодня БарГУ — это 7 факультетов, 8,5 тысячи студентов, из них около 4 тысяч — на дневной форме обучения. Учебный процесс ведут 30 кафедр, учебные корпуса размещены практически по всему городу — в пяти точках. К 2010 году планируем построить еще один учебный корпус площадью 45 тысяч квадратных метров. Глава государства, открывая университет, поставил перед нами конкретные задачи, и для их решения разработана четкая программа дальнейшего развития университета, укрепления его материальной базы, открытия новых специальностей, улучшения условий быта студентов. Она уже воплощается.
— Студенческие городки — атрибут столицы или, по крайней мере, крупного города. Насколько оправдан региональный подход к высшему образованию?
— С тех пор как Беларусь стала самостоятельным государством, выпускники наших школ реже уезжают в другие города бывшего Советского Союза, включая Минск, а предпочитают учиться и работать поближе к дому. Многие наши специальности востребованы агропромышленным комплексом. На них поступают дети из села, и далеко не все деревенские родители могут оплатить проезд и учебу в столице.
О том, что вуз был востребован, говорит конкурс в год его открытия — 2,3 человека на место. В последующие два года конкурс поднялся еще выше — примерно 3 претендента на место. Особенно востребована заочная форма обучения, там конкурс на отдельные специальности доходит до 10 человек на место. Пользуется спросом сокращенная форма обучения, на которую принимаются студенты, работающие по специальности и окончившие колледж или техникум. У них хорошая практическая подготовка, но не хватает теоретического уровня.
Наши выпускники действительно не уезжают: более 90 процентов из них направлены в те районные центры, хозяйства и школы, из которых они пришли на учебу. Я думаю, это будет способствовать закреплению кадров на селе.
— Как я понимаю, определение “региональный” вовсе не означает, что вы не претендуете занять высокие строчки в мировом университетском рейтинге. Как скоро и в какой области заявят о себе ваши выпускники?
— Когда нам будет столько лет, сколько ведущим белорусским вузам, из наших стен тоже выйдет немало знаменитых личностей. Уже сегодня наши студенты занимают призовые места в республиканском конкурсе студенческих научных работ, спортивных состязаниях, активно участвуют в конкурсах художественной самодеятельности. Мы показываем неплохие результаты для двухлетней истории, хотя, конечно, надо равняться на ведущие вузы и идти вперед. Кстати, ведущие университеты страны — БГУ, БНТУ, БГЭУ, БГПУ — оказывают нам существенную методическую помощь. Хочу искренне поблагодарить Василия Ивановича Стражева за спонсорскую помощь — оборудование для кабинета физики.
— Как вы считаете, ваш опыт был учтен при организации Полесского государственного университета?
— Открытию региональных вузов, конечно, предшествовала аналитическая работа соответствующих служб и ведомств. Долгое время в нашей области было всего два высших учебных заведения, и оба в Бресте, то есть на географической окраине. Когда открыли еще два, область выравнялась по количеству высших учебных заведений. Мне приходилось быть в Полесском университете, я по-хорошему могу позавидовать его материальной базе, насыщенности и обеспеченности учебного процесса.
— Долгосрочные правила приема в вузы уравняли совсем юные и ведущие вузы в правах на абитуриента: условия поступления одинаковые, документы принимаются одновременно. Как это отразилось на количестве и качестве абитуриентов-2006?
— Процентов 60 наших абитуриентов и не думали поступать куда-либо еще. Конечно, этому предшествовала профориентационная работа. Мы держим тесную связь с управлениями образования всех районных центров Брестской области, а также близлежащих районов Гродненской и Минской областей. Весной во всех районах проходят слеты выпускников — на них в каждом районе были наши представители. Мы рассказывали и показывали те университетские “изюминки”, которые могли бы привлечь наших абитуриентов. Ведь БарГУ сегодня готовит специалистов по 23 специальностям дневной формы обучения, 7 — заочной формы и 7 — сокращенной формы обучения.
Конкурс нынешнего года высок — 3 человека на место на дневную форму обучения и 6,9 человека на заочную. Наиболее высокий конкурс у нас был на правоведение — около 10 человек на бюджетное место. По 5 человек — на экономику и управление на предприятии в агропромышленном комплексе, бухгалтерский учет, анализ и аудит. В нынешнем году мы открыли новую специализацию — экономика и управление туризмом. На каждое место тоже претендовало 5 человек. Это радует, ведь белорусам есть что показать, и эту красоту, и богатую событиями историю надо преподносить на высоком уровне.
— А ваши экономисты и юристы находят себе работу?
— Мы изучали потребность в кадрах нашего региона до 2010 года, сейчас анализируем до 2015 года. Ведь вуз обязан найти первое рабочее место своим выпускникам. Действительно, юристам и экономистам не всегда можно найти рабочее место в нашем регионе. Но пока мы выпускаем тех специалистов, которые учились на платной основе и обязательному распределению не подлежат. И мы, и они прикладываем все усилия, чтобы рабочее место найти.
— А на вес ваших дипломов не влияет тот факт, что в Барановичах ограниченный круг предприятий, на которых можно проходить практику?
— Действительно, квалифицированному специалисту важны не только теоретические, но и практические знания. Я хочу сказать спасибо руководителям барановичских предприятий и школ за хлопоты и дополнительные заботы, которые влечет за собой работа с практикантами. Мы ощущаем их поддержку. В университете есть специальный отдел, который занимается подбором мест для прохождения учебной практики, и поскольку практики идут круглый год, особенно у педагогов, мы целенаправленно работаем с предприятиями, согласовываем графики.
— Если продолжить тему проблем: какие из них для вас наиболее остры?
— Самая острая — кадровый потенциал. При организации университета мы забрали практически всех преподавателей из филиалов. Прошла их оценка, абсолютное большинство осталось, но кое-кого, как ни тяжело это было, коллектив не избрал по конкурсу. Поэтому основной своей задачей я вижу увеличение кадрового потенциала, то есть числа преподавателей со степенью кандидата и доктора наук. Нормативные документы предусматривают, что как минимум 40 процентов профессорско-преподавательского состава должны иметь ученую степень. До этой цифры нам еще далеко, но уже разработана комплексная программа развития университета на 2006—2010 годы, программа “Кадры” до 2010 года. Там пофамильно прописано, кто в каком году поступает в аспирантуру, и эти вопросы строго контролируются.
— Какими будут условия приема в 2007 году?
— Поступить на дневную и заочную формы на базе школьного или среднего специального образования можно будет только по результатам централизованного тестирования. Поэтому хочется просить выпускников внимательнее отнестись к подготовке. Мы будем рады вам и постараемся создать все условия для плодотворной учебы, занятий спортом и художественной самодеятельностью.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter