Экспорт белорусской сельхозпродукции вырос на 4,5 процента и превысил 5,5 миллиарда долларов

География наших поставок широка

В этом году аграрный сектор по экспорту продовольствия вышел на 5,5 миллиарда долларов выручки, как уже сообщала «СГ», прибавив к уровню прошлого года 4,5 процента, или 239 миллионов долларов. В общем экспорте доля сельхозпродукции — 16,8 процента, сообщил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей БОГДАНОВ.



Увеличиваются поставки молочной, рыбной продукции, рапсового масла, консервированных овощей и фруктов, мяса птицы, готовых мясных изделий, шоколада, соевого масла, яиц, растет также и стоимость товаров. Торговая стратегия торговли предприятий — в наибольшей экономической эффективности. Проще говоря, где дороже покупают, туда и стремились продавать. Особая направленность на товары конечного передела, и много внимания — разработке национальных брендов, вложениям в рекламу, маркетинг, чтобы отечественная марка становилась более узнаваемой за границей.

География реализации самая широкая, в первую очередь это страны ЕАЭС — более 84,7 процента всех поставок. Что вполне объяснимо, отметил Алексей Богданов: удобная логистика, отсутствие таможенных пошлин, похожая культура потребления, да и экономические отношения этого пространства завязаны на увеличении торговли внутри. Страны дальнего региона занимают 10,9 процента, ЕС — 4,4. Поставки на европейский рынок увеличиваются, но с точки зрения таможенных пошлин, сертификации он жестко регулируемый, к тому же там априори крупные производители сельхозтоваров.

В целом продукция экспортировалась в 104 страны мира, что на 9 больше, чем в 2018 году. Прибавилось 19 новых рынков — в Азиатском регионе, Африке, Америке и Карибском бассейне, Албании, Боснии и Герцеговине. В Афганистан, например, начали поставлять молочную сыворотку и сухое обезжиренное молоко, Анголу и Буркина-Фасо — солод, на Кубу — сухое молоко и молочные консервы, в Уругвай — алкогольные напитки, Финляндию — пушно-меховое сырье, Боснию и Герцеговину — картофель.

Лидирующий регион поставок — страны СНГ. Самая большая доля традиционно у российского рынка. В этом году на нем выручили 4,3 миллиарда долларов, вместе с тем в общем экспорте его доля снизилась на 1,2 процента. Алексей Богданов подчеркнул, что такой расклад абсолютно нормальный, во всем мире между соседями торговля всегда идет большими темпами. Что касается балансов спроса и предложения Союзного государства, за прошедший год не все позиции выполнены, недопоставлено 44 000 тонн мяса и порядка 200 000 тонн молочной продукции. Недопоставленные товары перенаправили в другие страны.

Экспорт в страны СНГ без учета Российской Федерации вырос на 11 процентов. В лидерах Казахстан и Украина. На 30 процентов увеличились поставки в Азербайджан, 50 — в Армению, 47 — в Украину, 42 — в Молдову, на 2,5 — в Таджикистан, в 2,1 раза — в Узбекистан.

В регионы стран Азии и Океании нарастили объем поставок на 28 процентов и выручили 194 миллиона долларов. Самый крупный покупатель — Китайская Народная Республика, куда экспорт увеличен на 60 процентов и составил 131,5 миллиона долларов. Драйвером стало мясо говядины и птицы, всего реализовано 18 тысяч тонн на сумму 58 миллионов долларов. За 136 тысяч тонн молочной продукции выручили 51,7 миллиона долларов. Расширен перечень предприятий, сертифицированных на экспорт китайскому партнеру, а в список товаров добавились субпродукты. Кроме того, в прошлом году открыли четыре завода, которые направят в Китай жом из сахарной свеклы.

Также в этом регионе наши предложения активно принимали: Грузия — сработали на 12 миллионов долларов, Вьетнам — 9,9, Монголия — 5,1. В 22 раза выросли поставки в Бангладеш, которая на 6 миллионов долларов приобрела сухого обезжиренного и сухого цельного молока. Прибавили 58 процентов в экспорте в Японию — на 3,5 миллиона долларов реализовали сухого обезжиренного молока, сухой сыворотки, сыров, алкогольной продукции, воды, кондитерских изделий.

— В 3,2 раза до уровня 2,1 миллиона долларов вырос экспорт в ОАЭ. Ежегодно наши предприятия с единым национальным белорусским павильоном участвуют в крупной выставке в Дубае. В Пакистан отправляем детское питание. С этим продуктом сложно пробиваться на внешние рынки, ведь во многих странах оно считается медпрепаратом и требует согласования ряда министерств и ведомств. Однако торговая марка «Беллакт» завершает сертификацию для выхода на китайский рынок. Картофельные чипсы и картофельную муку охотно потреб­ляет Сирия, — дает расклад Алексей Богданов.

Экспорт в страны Африки — 4,8 миллиона долларов. Самый крупный покупатель — Египет, который больше всего заинтересован в белорусском молоке. Страны Америки и Карибского бассейна принесли 7 миллионов долларов, где крупнейший покупатель — США. Впервые увеличили объемы в Канаду и на Кубу.

Европейский экспортный рынок вырос на 3,2 процента, выручка — 241 миллион долларов. Крупнейшие покупатели — Литва, Польша, Германия. Партнерские отношения сложились с Бельгией, Данией, Латвией, Нидерландами, Соединенным Королевством, Францией, Чехией, Румынией. В перечне товаров — растительные масла, фрукты, ягоды, грибы, овощи, льноволокно, сухое и обезжиренное молоко, сыворотка, мороженое, казеин, меласса, консервированная и замороженная рыбная продукция.

В планах на 2020-й нарастить экспорт сельхозпродукции на 4,2 процента к уровню прошлого года и поставить товаров на 5,7 миллиарда долларов.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter