Генофонд белорусских татар собираются исследовать

Знания, культура, образованность позволяют людям выстраивать отношения мирно

Абу-Бекир Шабанович, муфтий Мусульманского религиозного объединения, в своей еще совсем недавней, но уже все-таки "прошлой" жизни был педагогом, директором минской школы. И сегодня, мне кажется, Бекир Юхьянович так и остался верен учительской стезе. Ведь знания, культура, широта взглядов, образованность позволяют людям выстраивать отношения мирно, с пользой для всего общества. Здесь поучителен многовековой опыт Беларуси, где исконное местное население весьма успешно соседствовало с пришедшими сюда и осевшими татарами. В ответ и татары сумели выработать адекватный вариант интегрирования в местную культурную и социальную среду, не только не нарушив уже сложившуюся этническую гармонию, но и обогатив ее... По учебникам выходит, что здесь отправная точка - 1397 год. Однако, говорит Бекир Юхьянович, есть сведения, что еще не менее чем за полвека до того татары, крымские в том числе, проходили через ВКЛ.


- И отдельные группы уже тогда оставались в княжестве, где было много неосвоенных плодородных земель, а рабочих рук не хватало. Основная причина - частые опустошительные набеги крестоносцев. Поселения переселенцев располагались на смежных с Тевтонским орденом территориях и фактически выполняли функции первых пограничных застав. И неизвестно случая, чтобы кто-то из них изменил или ушел. Они были надежным форпостом, охранявшим свою новую родину.


Если говорить о компактных поселениях татар, в первую очередь назову Вильно и его окрестности: Вака, Сорок Татары, Немеж, Тракай... Одно из двух больших озер возле Тракайского замка так и называется Тоторю - Татарское. Моя супруга родом из тех мест.


На территории Беларуси первые татаро-мусульманские колонии появились возле Гродно. Существовало поселение Аулс - возможно, там был первый татарский аул. Затем Лида, Лососно, Сандыковщизна, новогрудский регион, Ловчицы... В прошлом году мы нашли следы древнего татарского поселения в деревне Огородники Кореличского района. Думаю, название не случайно - татары уже тогда славились как умелые огородники. Слоним, в Барановичском районе - Городище, где сегодня известны три татарских кладбища. Много древнейших поселений располагалось вокруг Молодечно. Клецк - 1506 год, битва, в которой татары потерпели поражение, после чего немало их осталось жить там. Несвиж, Иваново, Осмолово, Орда. В Минске, как свидетельствуют историки, татары появились в XV веке.


По численности татар-мусульман ведущим приходом до XIX века были Довбучки Сморгонского района, куда на праздники стекалось много народу. Считалось честью похоронить умершего на Довбучском кладбище, потому что там молились имамы, соблюдались все религиозные каноны. Затем центр переместился в Ивье. Ивьевской мечети в этом году исполнится 130 лет.


- Вы упомянули деревню Орда. Интересно, а наш знаменитый художник XIX века Наполеон Орда имеет с этим нечто общее?


- Да, в его роду есть татарские корни. Как и у многих других знаменитых людей Беларуси. Кстати, недавно генетики из НАН попросили меня посодействовать в организации исследования генофонда белорусских татар - тех, кто сохранил этническую чистоту, без примеси другой крови. Я уже поговорил с людьми в Ивье. Могу и сам поучаствовать.


- Выходит, татарские семьи все-таки жили достаточно обособленно?


- Да. Хотя трансформация происходила. Возьмем период гонений на иноверцев в первой половине XVII века в Речи Посполитой. Это произошло после того, как выборы в сейм и сеймики показали, что туда могут попасть татары-мусульмане, иудеи, представители других национальностей - то есть тех, кто занимался торговлей, был состоятельным, владел военным делом. Ведь практически все военные части имели в своем составе татарские подразделения, и среди командных чинов числилось много татар. Это тоже сыграло свою роль в наступлении контрреформации, особенно в Вильно и Тракае. В Тракае женщин-татарок обвинили в знахарстве, якобы они насылают своими проклятиями засухи, болезни, разные беды. Их семьи изгнали, дома и мечети сожгли. Иноверцев лишили избирательных прав, мусульманам запретили строить новые мечети в татарских поселениях и даже ремонтировать уже существовавшие. И поставили условие - принять католичество, если собираешься делать карьеру по службе. Не менее половины татар тогда из-за этого ушло, в том числе и некоторые татары Ивья. С территории Польши, где натиск был сильнее, выезжали целыми деревнями. Оставшиеся переходили в христианство, трансформировали имена и фамилии в соответствии с местными традициями. Так появились Шабановичи - от Шабан (шаабан - название священного месяца).


- Кстати, о мусульманском календаре. По какому принципу складывается список праздников и памятных дат?


- Мусульманский год - лунный, он короче, чем традиционный календарный: разбежка обычно составляет 11 дней. В месяце - 29 или 30 дней, месяцев - 12. Наш календарь зависит не от природы или других внешних влияний, а от истории ислама и привязан к посту, который существовал с древнейших времен, назначен Всевышним и передан с пророками. И уже при пророке Мухаммаде был определен именно в рамадан.


Год у мусульман начинается 1 мухаррама, которое не привязано к какому-то конкретному дню в светском календаре. Мусульманский Новый год может выпасть и на жаркую середину лета. В году есть четыре особо почитаемых месяца - раджаб, шаабан, рамадан, мухаррам, - их можно сравнить с четырьмя порами года. Мусульманские сутки ведут отсчет с вечера, с захода солнца. И новое число начинается с этого момента. Вечерняя молитва открывает каждый новый суточный цикл в жизни верующего. Самое благоприятное время для молитвы - последняя треть ночи, когда Всевышний слышит тебя и может откликнуться. Но по светскому календарю праздник или памятную дату мы должны датировать утром следующего дня, поэтому нередко в религиозных меньшинствах происходит путаница.


- Какой праздник у мусульман главный?


- Наверное, мой ответ удивит многих. Наш главный праздник - пятница. Каждая пятница каждой недели. Когда ты обязан совершить полное омовение до восхода солнца, пешком пройти до мечети на обязательную пятничную молитву. Мы не знаем, в какой миг пятницы Всевышний примет твои молитвы, простит тебя. Но все твои грехи остаются возле мечети, у ее ворот. И если ты молился правильно и искренне, от души, если это было угодно Всевышнему, твои грехи пропадают. Если нет - ангелы не стирают их. Есть тяжкие грехи, которые приходится долго отмаливать. Убийство человека противоречит любой религии. Это первый страшный грех для мусульманина. Второй - прелюбодеяние. Далее: алкоголизм, наркотики, неуважение родителей, соседей, лицемерие и многие другие пороки. Если ты говоришь неправду, ты можешь обмануть человека - он же не знает, что у тебя в сердце. Но недаром в Библии сказано: обманом можешь ты пройти весь мир, но назад не вернешься. Всевышний все ведает, и ангелы все фиксируют в твоей книге жизни.


- А что тогда Курбан-байрам, Рамазан-байрам?


- Это великие праздники. Но не главные. Они ниже по статусу, чем пятничные. Есть еще в календаре памятные даты. Например, дань Ашура - поминание пророков, причем не только пророка Мухаммада. Так, например, Моисей очень почитаем у мусульман, потому что он встречался с Всевышним, известные свитки с заповедями переданы людям через него.


- Существуют ли особые культурные традиции и обряды, связанные с мусульманскими праздниками?


- У татар-мусульман культура и религия не отрываются друг от друга. Культура татарина строится так: сначала в сердце - центр духовный, а потом уже все по жизни и, конечно, национальное - песни, танцы.


- Молодежь собирается вместе - юноши, девушки?


- А как же! Просто есть правила поведения, которые нельзя нарушать. И надо понимать, что в каждом регионе складываются свои поведенческие стереотипы. Так, на наш национальный народный татарский праздник сабантуй - весенний праздник плуга - приходят и мужчины, и женщины, и молодые, и пожилые, и верующие, и неверующие. Все вместе радуются. Или возьмем дожинки. Когда-то, до 1949 года, у нашей семьи была своя земля на Гродненщине. И когда дожинали последний сноп, собирались все родственники, соседи, помогали завершить работу. После чего уже начинались песни, игры, общее угощение, шутки-прибаутки. Шутки признаются в исламской традиции только те, которые никого не унижают даже намеком. Они должны быть поучительны... Кто-то приурочивает и свадьбы к праздничным дням. К нашему календарю мы добавляем еще памятные дни на мизарах - это похоже на белорусские "дзяды". Такие встречи крепят память об ушедших близких и связь живых родственников. И главное объединяющее начало всегда - духовное, наша вера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter