Геннадий Гарбук:

У деда Талаша есть чему поучиться

У деда Талаша есть чему поучиться


Проходя по минской площади Якуба Коласа, задумывались ли вы, кто сидит по обе руки от глыбы–песняра? Фигуры не подписаны. И лишь сведущие скажут, что это Сымон–музыка и дед Талаш. Тут многие вспомнят, что слышали эти имена на уроках литературы в школе. А кем были в реальности персонажи произведений классика?


В эти выходные канал «Беларусь 1» покажет 4–серийную историческую драму «Талаш», снятую на белорусском языке по повести Коласа «Дрыгва». Главную роль в картине сыграл Геннадий Гарбук, актер Национального академического театра имени Янки Купалы. Накануне премьеры я встретился с Геннадием Михайловичем, и он рассказал, как появилось кино о легендарном человеке. История жизни Василия Исааковича Талаша во многом поучительна.


— Геннадий Михайлович, почему именно вас выбрали на роль Талаша?


— Дело было так. Шел я как–то по киностудии «Беларусьфильм», а навстречу мне режиссер Сергей Шульга. Я у него спросил: «Давно ли ты читывал «Дрыгву»?» Вечером Сережа перелистал книгу Коласа и перезвонил мне: «Гена, если делать сценарий по повести, то ничего не получится. Там нет никаких диалоговых сцен». Я говорю: «Ты режиссер — тебе и карты в руки. Пиши. Но с одним условием: Талаша буду играть я. Только никому ни слова!» Поначалу Шульга подготовил сценарий для 8–серийного фильма, в картине даже Пилсудский должен был появиться. Но потом сократили до 4 серий. А осенью 2010 года начались съемки.


— Чем вас так привлек образ Талаша?


— Я много переиграл людей из народа. А такая цельная и мощная личность, как Талаш, — типичный народный герой. Однако пьеса по повести «Дрыгва» Коласа ставилась всего 1 раз — в 30–е годы, еще при жизни автора, в витебском Втором Белгостеатре (ныне — Национальном академическом имени Коласа). С тех пор почему–то режиссеры к образу Талаша не возвращались.


— Может, потому что действие происходит во времена гражданской войны, а после Великой Отечественной более актуальными стали другие герои и проблематика?


— Война — лишь фон. Важнее личность. А фигура Талаша впечатляющая. Ему было 76 лет, когда он поднял народ на восстание против польских оккупантов. В таком возрасте смог организовать партизанское движение и сам «гойсаў» по лесу — и зимой и летом!


— Однако, как я понимаю, Талаш вам лично симпатичен чем–то еще, раз вы подали идею снять кино?


— Я родом из–под Ушачей. Талаш — из–под Петрикова. Но оба мы — крестьяне. Как и Талаш, я вырос в многодетной семье: у моей бабушки было 9 детей, у деда — 11, а у моих родителей — трое сыновей. Когда началась Великая Отечественная, мне было 7 лет. Отец сразу ушел в партизаны, а мы с матерью и старшим братом Владимиром остались в деревне Горы: приходилось косить, пахать, жать, пасти коров. Василь Талаш вырос в семье, где было 11 детей. В бедности. Рано ушел на заработки: до 19 лет служил пастушком, а потом «прыстаў у прымакi» к женщине, у которой были свой дом и небольшой надел земли. «Сваiм мазалём» Василь заработал на пару волов, лошадь, несколько коров — почти с нуля создал крепкое хозяйство. И выбился в очень уважаемые люди. Думаю, его пример поучителен — Талаш мог бы стать героем и нашего времени.


— Колас показал Талаша как героя польско–советской войны. Сейчас о тех событиях мало знают в обществе. Как они представлены в фильме?


— Акцент сделан на идее патриотизма. Но не через призму боевых действий. А через личный выбор Талаша. Он был человеком с обостренным чувством справедливости. Самый яркий эпизод фильма, когда у Василия Исааковича забирают последний стожок сена, а впереди — зима, нужно кормить скотину, но оккупанты над ним еще насмехаются, унижают. И тут у человека возгорается чувство собственного достоинства. Инцидент провоцирует не только личный протест, человек неожиданно для себя вырастает в «атамана», который встает на защиту не только своего добра, но и всего народа.


— Кино снимали под Петриковом?


— Нет, около Смолевичей — там есть натурплощадка, где играли основные эпизоды. В усадьбе Репина под Витебском снимали кадры, в которых партизаны захватывают в плен поляков во время бала в панском поместье.


— Кому фильм будет интересен в первую очередь?


— Еще перед началом съемок я задавался вопросом: кому это сейчас надо? Ну, наверное, тем, кто любит родину. Может, с помощью фильма люди наконец узнают, кому поставлен памятник на площади Якуба Коласа.


— Из всех ролей в кино, какие ваши самые любимые?


— Наиболее любимая роль та, которая хорошо получилась и нравится зрителю. Это, конечно же, Василь Дятлик в «Людях на болоте» и Петрок в «Знаке беды».


— А есть герои, которых бы еще хотелось сыграть?


— Мне уже 78–й год. Есть старая поговорка: если бы молодость умела, а старость могла. Но сейчас театр и кинематограф уже не те, что в пору моей молодости. Поэтому не мечтаю. Репетирую. К счастью, появляются хорошие постановки. Александр Гарцуев представит в Купаловском «Люди на болоте». С середины 60–х на протяжении 20 лет этот спектакль уже шел на нашей сцене в постановке режиссерского трио — Бориса Эрина, Зинаиды Броварской и Галины Владомирской.


— А как считаете, у современного зрителя и читателя есть интерес к классике?


— Никакого более сильного средства, влияющего на духовный рост, чем классическая литература, я не знаю. На мой взгляд, трудно найти что–то более прекрасное, чем проза Коласа, Лынькова, Чорного, Паустовского, Бунина, Куприна! Пробовал современное «копнуть»: взял в библиотеке книгу одного автора и на первой же странице наткнулся на матерное слово. Захлопнул я этот роман и отложил. Как только встречаю нецензурное выражение, на этом для меня кончается уважение к литератору. Хотя этот писатель когда–то считался духовным лидером моего поколения.


— Белорусская классика, и в частности «Дрыгва», — о деревенской жизни. Вам как человеку из села она близка. А можно ли упрекать городскую молодежь в том, что она Коласа не читает, если человеку, выросшему на асфальте, сюжеты его некоторых произведений непонятны?


— Но корни белорусской культуры — именно в деревне. И никуда мы от этого не денемся. Поэтому в Купаловском театре мы ставим классику, чтобы не потерять связующую нить с предыдущими поколениями. И все время работаем на аншлагах. Это показатель того, что в обществе нашу работу ценят. «Талаш», надеюсь, также внесет лепту в осознание белорусами своего «я». Кстати, фильм собираются озвучивать на русском: если его увидят за рубежом, это поможет лучше понять особенности нашего национального характера.


Cо знанием дела


Сергей Шульга, автор сценария и режиссер–постановщик фильма «Талаш»:


— В сериале «Талаш» заняты только белорусские актеры. Кроме Геннадия Гарбука, вы увидите Геннадия Овсянникова, Августина Милованова, Зинаиду Зубкову, Александра Ткаченка. Перед написанием сценария я встречался с младшим сыном Якуба Коласа — Михасем Константиновичем Мицкевичем. В картине показаны события 1919 года в Белоруссии. Польские войска пришли на Полесье. Часть населения поддерживала большевиков, другая — поляков. Нашлись и те, кто был за БНР. В водоворот военных действий была втянута каждая семья. Но Василий Талаш взял в свои руки оружие вовсе не только по политическим убеждениям: его родному сыну угрожала опасность, и только он мог ему помочь. У главного героя сериала безвыходная ситуация, и, чтобы вытащить сына из рук поляков, отец отправился за поддержкой к Красной Армии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter