Геннадий ДАВЫДЬКО: Медиапространство Союзного государства сформировалось

Но есть еще немало проблем В конце марта в Смоленске собрались те, кому небезразлично то, что и как пишут о Союзном государстве белорусские и российские СМИ. Официально мероприятие называлось так: четырнадцатое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по теме «Роль СМИ Российской Федерации, Республики Беларусь и Союзного государства в формировании общественного мнения о процессе строительства Союзного государства». Но если говорить проще, то в эти два дня в Смоленске шла оживленная и острая дискуссия белорусских и российских депутатов, политиков, хозяйственников и, естественно, самих «акул» пера, микрофона, кино- и фотокамеры о том, как освещать процесс строительства Союзного государства и белорусско-российские отношения. Разговор был предметный, полезный и совершенно конкретный, который потом был резюмирован в рекомендации для белорусских и российских журналистов, в том числе и тех, кто работает в союзных СМИ.Дабы не утомлять читателя механическим изложением выработанных рекомендаций, которые едва уместились в четыре страницы убористого текста, «СВ» попросила рассказать о главных их положениях Председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, члена Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Геннадия ДАВЫДЬКО.

– Геннадий Брониславович, как и всякий документ, рекомендации  начинаются с преамбулы. В частности,  участники встречи справедливо  посчитали нужным напомнить о двух важных вехах в союзном строительстве.  Второго апреля исполнилось 13 лет с момента подписания Договора об образовании Сообщества Беларуси и России и принятия Высшим Советом Сообщества решения об учреждении Дня единения народов Российской Федерации и Республики Беларусь.  В этом году  у наших народов будет еще один общий круглый юбилей – в декабре исполняется 10 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. И если опустить все сложности, с которыми сталкивается строительство Союзного государства (а без трудностей большие дела, к сожалению, не делаются вообще),  союз двух государств, двух братских народов, как это отмечено в рекомендациях, сегодня является, цитирую,  «одним из безусловных достижений на постсоветском пространстве». В чем лично вы видите эту безусловность?
– Безусловное достижение той великой страны, которая носила гордое имя СССР, в том, что за время своего существования  она настолько объединила народы, что и сегодня эту связь в одночасье не оборвать. Как бы этого кому-то ни хотелось.
Что же касается отношений белорусского и российского народов, то наши судьбы переплетены, перемешаны, повязаны столь тесно, столь глубоко, столь неразрывно, как, наверное, вообще  не пересекались судьбы никаких других  народов во всей всемирной истории.
Что бы сегодня ни говорили об СССР, мудрость этой страны и ее руководителей состояла и в том, что они сознательно и целенаправленно «привязывали» республики друг к другу самыми различными способами. И, замечу, делали это отнюдь не во вред самим этим республикам, а только им на благо. Кого-то «подкармливали» деньгами, кого-то завлекали великими стройками, например той же целиной, на которой трудилась вся огромная страна… Да и Беларусь  «сборочным цехом» всего  Советского Союза тоже стала отнюдь не по взмаху волшебной палочки. Конечно, это было огромным доверием к белорусскому народу, признанием его трудолюбия, образованности, таланта, которые нашим людям  надо было еще оправдать. Но это стало  и огромным толчком к развитию республики, которая была до этого почти аграрной. Давайте признаем и то, что это был вклад и в будущее нынешней нашей суверенной страны, потому что предприятия, построенные в те годы и сегодня, – главная гордость и главные брэнды Беларуси.
Наша страна, наши ресурсы, наши люди и сегодня нужны великой России. Более того, для тысяч россиян сама Беларусь стала их родиной. Люди ехали к нам со всей страны, ехали с удовольствием, с удовольствием пускали здесь корни: строились, рожали детей, потому что считали эту землю своей родной, и неважно, кто они были по паспорту. И благо, что нашлись в наших странах поистине мудрые и дальновидные руководители, прежде всего Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, который сделал и делает сегодня для строительства Союзного государства, для возрождения нашей общности, пожалуй, больше других. Это действительно сравнимо с подвигом, величие которого невозможно сегодня даже в полной мере оценить, невозможно осознать, как бы много мы об этом ни говорили. Об этом надо напоминать постоянно, всегда и везде. Вот в чем задача СМИ, и не только союзных. Российских, белорусских... Всех, кому не безразлична судьба наших народов.
Знаете, иногда проще и понятнее говорить о судьбе стран и народов на примере своей собственной судьбы. Тем более что моя личная в этом плане более чем типичная. Я родился в Витебской области, но с 6 до 23 лет жил в России  – там учился, служил в армии, работал. Причем судьба поносила практически по всей России – Владивосток, Магадан, Оренбург…  И почти везде остались друзья, однокурсники, сослуживцы, те, с кем работал в студенческих стройотрядах. И все они – это мои близкие, родные люди, судьба которых мне отнюдь не безразлична.
И таких судеб, как моя, тысячи. Сотни тысяч. Миллионы. И вот именно этим определена та безусловность, о которой мы с вами говорим. Да, мы во многом разные
(и это хорошо, потому что только разные личности, разные народы могут дополнять и обогащать друг друга), но судьбы наших народов переплетены настолько тесно, что теснее не бывает – на кровном, семейном уровне. Поэтому мы никогда не будем чужими. И об этом СМИ должны говорить постоянно, даже если в политике или экономике в наших отношениях не всегда все складывается гладко.
– О проблемах освещения союзного строительства на семинаре в Смоленске говорилось много. И одну цитату, позаимствованную из тех же рекомендаций, хочу процитировать дословно, заранее извиняясь, что она довольно пространная. «Необходимо стремиться к тому, чтобы идеологией уникального проекта, называемого Союзным государством, была творчески выстраданная жизнью и временем на основе имеющихся правовых, экономических и социальных предпосылок новейшая идеология, корни и истоки которой – в нашей общей истории. Считать важнейшей задачей национальных и союзных СМИ формирование союзнического мировоззрения, общественного мнения граждан двух государств о состоянии и перспективах российско-белорусского сотрудничества...»
Геннадий Брониславович, давайте вычленим из приведенной цитаты главное: что есть идеология Союзного государства, на чем она базируется, кроме общих корней и истоков, и что нам, журналистам, требуется делать. Ведь я, как и тысячи моих коллег по перу, прекрасно понимаю, что идеология за один день и по приказу сверху не формируется.
– Я, как и вы,  человек творческий, поэтому давайте переведем процитированные слова на язык образов.
В истории, отечественной ли, зарубежной ли, остаются лишь те деятели, кто объединял земли и народы, а не разъединял их. И пусть сегодня наши отношения не всегда можно назвать идеальными и беспроблемными, но ведь любое  великое дело – многотрудное, оно, к сожалению,  никогда не идет гладко. Но главное, что мы не отказываемся от основной цели – построения Союзного государства. И журналисты должны об этом постоянно напоминать людям, потому что это главное. Мы должны говорить о великой цели, а не раздувать мелочи в наших отношениях, которые непременно разрешатся ко взаимной пользе. Так было уже не раз и так будет впредь. Никогда не надо из мухи раздувать слона в угоду сенсационности или чему-то подобному. И уж тем более это непростительно  в союзном строительстве.
Державное мышление во взаимных отношениях базируется именно на желании жить вместе, вместе предупреждать и бороться с общими угрозами, общими проблемами. А все остальное будет развиваться без вмешательства политиков и журналистов. Бог с ней, с большой политикой, в которой многие пишущие о ней и сами-то не много смыслят. Посмотрите (и покажите другим), насколько мы едины на бытовом уровне. Мы болеем за спортсменов, за артистов, за успехи друг друга на всех других поприщах. У нас даже кумиры общие. Мы переживаем беды и несчастья друг друга, как свои собственные. И это происходит органично, само по себе, а не потому, что кто-то нам повелевает болеть и переживать за этих, а не за других. И именно это доказывает, что мы родные по духу. Задача журналистов – лишь поддерживать эти добрые чувства, поощрять их, по-доброму провоцировать.
Как человек, который долго прожил в России, да и сегодня в этой стране бывает очень часто, могу со всей ответственностью заявить, что в братском государстве  настолько доброе отношение к нам, белорусам, что об этом даже говорить лишне. Если узнают, что ты белорус, то это воспринимается как знак качества в старые добрые времена – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Поэтому журналистам не надо придумывать никакого союзнического мировоззрения, союзнической идеологии и тому подобного. Надо просто чаще, искренне, душевнее  писать друг о друге то доброе, что есть в наших характерах, в менталитетах, в натуре белорусов и русских.  И поверьте – хорошего вокруг в избытке. Просто надо это захотеть увидеть и поделиться увиденным с другими.
Союзное мышление идет от понимания, что мы – ветви одного славянского дерева, и не по-хозяйски – рубить здоровые и плодоносящие его ветви. Куда практичнее и перспективнее прививать к нему новые.
Попытка сформулировать идеологию Союзного государства, некий его основополагающий  лозунг предпринималась неоднократно и до семинара в Смоленске, и во время его,  уверен, будет предприниматься  и после него. Но, наверное, нельзя, да и неправильно выразить идею такого глобального проекта всего в нескольких словах. Это же касается жизни целых народов.
Да, какой-то слоган можно придумать. Или пусть это будет сбор каких-то основополагающих терминов и понятий, как в Библии, каждый пункт  которого каждый из нас будет помнить и чтить, как «Отче наш».  Но суть все же не в этом. Идея Союзного государства, его привлекательность, его жизненная необходимость должны дойти до сознания каждого из нас  не с помощью набора каких-то слов, пусть даже самых красивых и мудрых, а, скажем так, контрабандно, то есть ненавязчиво, само по себе,  через все, что мы с вами делаем каждый день. Это должно быть на уровне даже не сознания, а подсознания.
Люди просто смотрят хорошие фильмы о нашей общей истории, об истории наших народов, хорошие спектакли о наших общих проблемах, радуются чему-то сделанному сегодня, слушают нашу хорошую музыку, читают умные и интересные газеты, современные сериалы про любовь, про дружбу, про наше боевое братство... И осознают, что нас объединяют общие корни, что у нас общие победы, общие могилы, общее будущее, одинаковые мечты.... Вот в чем суть нашей союзной идеологии.
Любовь – это вообще то, что спасает нас всех в самую трудную минуту. Неважно – человека, семью, нацию. Мы должны вместе бороться с теми пороками, с которыми поодиночке справиться просто не в силах, – с коррупцией, пьянством, бескультурьем, падением нравственности. Это наша общая задача, потому что пороки – общие, и они разъедают наше общество. Неважно – порознь или вместе. Это то, что не позволит построить то общество, о котором мы все с вами мечтаем. И прежде всего это задача людей просвещенных, которые обладают умом, знанием и талантом. И при этом не разменивают их на копейки, на какие-то сиюминутные блага. Такие люди обязаны служить только великим идеалам. И поверьте,  все материальное к таким людям непременно придет, потому что наш народ по-настоящему истосковался по хорошему кино, театру, музыке. И журналистике в том числе.
– Опять процитирую  упомянутые рекомендации. «Общественное мнение должно быть неотъемлемой частью механизмов формирования политической системы будущего Союзного государства, становления и развития гражданского общества, союзной государственности. Оно должно способствовать поиску наиболее эффективных путей интеграционного взаимодействия Беларуси и России в экономической и социальной сферах, достойного места Союзному государству в мировой системе разделения труда». Насколько, по-вашему, общественное мнение сегодня способно влиять на строительство Союзного государства? Или это говорится с прицелом на перспективу?
– Да, когда будет принят Конституционный акт, когда начнутся выборы в союзные органы, мнение общества станет действительно определяющим. За него будут бороться, с ним безоговорочно станут считаться. Но было бы совершенно неправильно думать, что сегодня мнение народа ничего не значит в деле строительства Союзного государства. Еще как значит! Более того, приверженность наших народов к единению и есть тот краеугольный камень, на котором держится сама идея Союзного государства. Политики это прекрасно понимают и вынуждены с этим считаться.
– Меня особо заинтересовал пункт, касающийся социальной ответственности прессы. Дословно он звучит так: «Органам Союзного государства, министерствам и ведомствам Беларуси и России последовательно вести работу по окончательному закреплению уже определившейся в союзном строительстве теории социальной ответственности прессы. Необходимо добиваться того, чтобы свобода прессы сочеталась с ее ответственностью перед обществом, способствовала выражению его общих интересов, цивилизованному разрешению проблем межгосударственной интеграции. Союзные СМИ при этом должны быть не только ее наблюдателями, выполнять функции информационного сопровождения интеграционных процессов, но и быть активными участниками создания Союзного государства. В связи с этим первостепенное значение должно придаваться развитию тех средств массовой информации, которые способны не только донести до общественности объективную информацию о ходе союзного строительства, но и профессионально ее преподнести». Неужели с социальной ответственностью журналистов  действительно настолько плохи дела, что эта проблема выделена особым пунктом?
– Знаете, я  убежден, что газетное, книжное, экранное слово формирует поведение людей, определяет их поступки. И если обидели твоего деда, бабушку, мать, дочь, друга, значит, ты,  журналист, в этом тоже виноват. Значит, ты в своих публикациях не додал читателю своего таланта, души, сердца, чего-то ему не донес, не объяснил или объяснил не так. Именно так я вижу социальную ответственность прессы.
Другое дело, что, может быть,  слово сегодня вообще обесценивается, девальвируется, ветшает. Посмотрите, что сегодня читают в поезде, автобусе, электричке? Человека с серьезной книгой в руках практически не встретишь вообще. В лучшем случае увидите модный боевик или желтенькую развлекательную газетенку. То есть свободное время, которого сегодня у каждого из нас в обрез и которое в данном случае можно потратить на образование, на познание жизни, всего того нового, что происходит вокруг, большинство людей сегодня попросту убивают. И мы ничего – интересного, увлекательного, умного, познавательного – не можем предложить взамен. То есть мы с вами и в этом тоже повинны.
Социальная ответственность журналиста – это его ответственность перед обществом. Слово – это оружие, причем очень мощное оружие, которое может быть и созидающим, и разрушающим. Особенно критика. Это то оружие, пользоваться которым нужно с предельной осторожностью. Когда человек критикует любимый  предмет, он прежде всего сопереживает за то, о чем пишет, он обязательно ищет выход из создавшегося положения, подсказывает, что надо сделать, чтобы исправить ситуацию. Его сердце обязательно болит за то, о чем он пишет, оно обливается кровью, и это читатель непременно почувствует. И поверит. Совсем другое дело, когда идет критика ради критики, ради крепкого словца, когда журналист абсолютно не задумывается, чем его слово отзовется в сердцах читателей, послужит ли оно добру или же, наоборот, принесет зло.
Это полностью относится и к союзным отношениям. Журналист не должен быть сторонним наблюдателем того, о чем он пишет. Он обязан сам стать активным участником союзного строительства.
– В приведенной выше цитате говорилось еще и о такой функции СМИ, как информационное сопровождение интеграционных процессов. Полагаю, с этим особых проблем нет?
– С функцией информационного сопровождения союзного строительства СМИ действительно более или менее справляются. Все значимые события на просторах Союзного государства находят отражение и в печатных изданиях, и в электронных. Но до идеала, к сожалению, и в этом деле еще далеко. Задача СМИ вообще, а союзных тем более – не идти вслед за событием, вслед за фактом, а предвосхищать его, провоцировать добрые поводы для ярких публикаций. Наша обыденная жизнь  порой бесцветна, и яркие информационные всплески ей ой как к лицу. И в этом плане можно как раз поучиться у желтой прессы, когда публикация, о которой говорят на каждом углу, в жизни, оказывается,  и яйца выеденного не стоит. Но сумели организовать событие, ярко и броско «упаковать» – и получили нужный результат. То есть если нет ярких информационных поводов, их попросту создают. Союзные СМИ тоже сегодня обязаны бороться за читателя, рассказывая о жизни Союзного  государства, о наших людях не просто интересно, а ярко, увлекательно, неожиданно.
– Особое место в упомянутых рекомендациях заняла молодежная тема. Говорилось и о необходимости усиления роли молодежи в формировании общественного мнения о строительстве Союзного государства, и о большем использовании потенциала молодых  в самом союзном строительстве, и о молодежных рубриках и спецвыпусках в союзных СМИ, и о взаимодействии учебных заведений, в том числе студентов факультетов журналистики Российского государственного гуманитарного университета и Белорусского государственного университета. Знаю, что и вы сами – сторонник создания сильной молодежной организации Союзного государства, так как считаете, что его будущее – именно за молодыми. Что делается в СМИ, прежде всего союзных,  в этом направлении?
– Даже далекому от политики человеку абсолютно очевидно, что будущее любого государства – за молодыми. Нашего Союзного государства – тем паче. Пожилых людей, выросших в единой стране, не надо агитировать за союз, потому как они в нем жили и в душе до сих пор не признали разделивших нас границ. А вот с молодежью куда сложнее. Выросло уже целое поколение, которое знает об СССР лишь из учебников истории, и разговоры о единении, не подкрепленные реальными делами, для них – пустые слова. Поэтому говорил и повторюсь в очередной раз: нам нужна сильная союзная молодежная организация, которая наполнит жизнь молодежи двух стран интересными реальными делами. И создана она должна быть не по указке сверху, а по инициативе с мест. Тогда это будет действительно рабочая молодежная организация, которая поведет за собой юное поколение. Думаю, идея созрела, и ее реализация – дело уже ближайшего будущего.
Что касается освещения молодежной тематики в СМИ, то об этом шел конкретный разговор на последнем заседании нашей комиссии в Минске. Решено, например, что силами студентов факультетов журналистики упомянутых вами вузов будут изданы два молодежных спецвыпуска газеты «Союзное вече», где молодые пройдут и творческую обкатку, и приобщатся вплотную к союзной проблематике. А мы, взрослые, еще и узнаем,  что интересно в союзном государстве самой молодежи. Молодежные рубрики появятся в других изданиях, и хочется верить, они будут и постоянными, и интересными.
Привлечь сегодня молодого читателя – задача нелегкая для всех СМИ. При том огромном ежедневном информационном давлении на человека, особенно юного, это можно сделать, лишь предложив ему именно то, в чем он нуждается. Запад всех нас задавил собственным образом успешного человека. Этакий преуспевающий юнец, который ничего сам в своей жизни не сделал, но тем не менее откуда-то уже все имеет. В то же время мы не можем дать своей молодежи  свой отечественный пример для подражания – пример успешности, процветания, востребованности, достигнутый собственным трудом и талантом. Скажете, трудно найти такие примеры? Да их сколько угодно! Просто, во-первых,  надо их искать, а во-вторых, что еще главнее, научиться  интересно рассказывать о таких людях.  Думаю, это также одна из главнейших задач всех белорусских и российских СМИ, а союзных – прежде всего.
Понятно, что молодой человек, ежедневно испытывая это мощнейшее информационное давление со всех сторон, выходя за проходную или покидая учебную аудиторию, желает только одного – отдохнуть от всего этого, расслабиться. И вот тут-то мы с вами должны дать ему чтиво или зрелище, которое, позволяя отдыхать, несло бы созидательный настрой и позитивный заряд. Это и есть то, что я называю контрабандой идеологии. Дело это, конечно,  очень тонкое, непростое, требующее и особого такта, и особого таланта, но жизненно необходимое, если мы не хотим потерять молодое поколение Беларуси и России. Своего зрителя, читателя, слушателя тоже надо воспитывать. Учить хорошему точно так же, как учат человека ходить. В день по маленькому шажку, по метру, но делая это постоянно,  изо дня в день. Юного человека можно переманить на нашу духовную территорию только под видом развлекательности, игры, ненавязчивости, легкости. А еще с помощью интерактивности, то есть непосредственного общения с ним на интересующие его темы.  Без этого современной журналистики уже быть  не может.
– Не скрою, мне очень импонирует ваша фраза о том, что журналисты должны не кирпичи класть, а храм строить. Как, на ваш взгляд, это получается сегодня у союзных СМИ, в частности у газеты  «Союзное вече»?
– «Союзное вече» мне импонирует своим разнотемьем, глубиной публикаций,  их аналитичностью и информационностью. Это серьезное и конкурентное издание на белорусском и российском медиапространстве. Надо лишь подумать о наиболее эффективном распространении издания в Российской Федерации.
Нравится, как развивается телеканал ТРО. Смотрите, насколько за  столь короткое время увеличилось его эфирное время и территория распространения сигнала. А у его руководителя Игоря Угольникова по-прежнему множество смелых и неожиданных идей, которые он готов хоть сегодня реализовать в жизнь. То есть на развитие союзных СМИ я смотрю с оптимизмом.
Но главное все же в том, чтобы тема союзного строительства, выстраивания добрых деловых, культурных, научных и чисто  человеческих контактов между Беларусью и Россией стала центральной темой не только в союзных, но и во всех без исключения белорусских и российских печатных и электронных СМИ – федеральных, республиканских, региональных, местных, многотиражных. Вот тогда мы можем сказать, что медиапространство Союзного государства действительно сформировалось и оно эффективно работает на благо наших народов.
В минувший вторник в Москве на очередном заседании Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике по всем упомянутым нами проблемам состоялся обстоятельный разговор. И я убежден, что поставленной цели мы непременно добьемся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter