Когда в наши музеи наконец начнут выстраиваться очереди

Гений в витрине

«Водил меня Серега на выставку Ван Гога...» Наконец-то эта строчка из хита группы «Ленинград» стала применима ко мне. На вернисаж в Национальный художественный музей действительно приглашал Сергей, только смотрели мы работы Сальвадора Дали. И знаете, впечатлила даже не столько коллекция сама по себе (хотя она заслуживает отдельного разговора), сколько публика. А именно — ее численный состав.


На Дали мы ходили в субботу после обеда. Признаюсь, за свою жизнь столько людей на выставке изобразительного искусства никогда не видела. Возможно, не по тем вернисажам хожу, не по тем музеям гуляю. Для белорусского культурного пространства это что-то запоминающееся. Сюрреалист с мировым именем представлен в Минске в малоизвестной форме — скульптура, графика, ювелирное и декоративно-прикладное искусство. И у каждого изваяния или витрины — очередь из зрителей, которые с видом экспертов старались разгадать тайну гениального художника.

Устроители выставки пока не афишируют количество посетителей, пришедших посмотреть на детище сюрреалиста. Кстати, цены за удовольствие тоже запоминающиеся: взрослый билет — 20 рублей. Но если воспринимать названную стоимость как чуть ли не единственную возможность увидеть классика, почему бы и не потратиться? И тот факт, что в Беларусь, наконец, начали возить художников с мировым именем и их вернисажи пользуются нешуточным успехом, говорит о том, что к высокому искусству есть интерес. Играет свою роль и идея грамотной раскрутки того или иного художника. Стоит мастерски привлечь к нему внимание, а люди — даже далекие от высоких материй — пойдут, поначалу хотя бы из чистого любопытства.

Вспомним 1987 год, самый разгар перестройки. Моему земляку, знаменитому художнику Александру Исачеву, предлагают сделать первую персональную выставку. Ее разместили в одном из фойе Дворца культуры и техники «Нефтяник» в Речице. 15 ноября в «Советской Белоруссии» и «Звяздзе» вышла статья «Мастер и Афродита». После такой рекламы посетителей на вернисаж ждать не пришлось — люди шли потоком. Выставку в провинции посетили более 20 тысяч (!) человек. А спустя несколько месяцев, когда посмертная коллекция экспонировалась в Минске, Исачева с триумфом выставили и в столице. Чтобы увидеть 32 работы художника, в очереди у минского ДК профсоюзов людям приходилось стоять часами. Если занять очередь с утра, только к полуночи можно было переступить порог выставочной комнаты. И то, если повезет...

А недавно, будучи в Белыничах, посещала местный музей, где находятся работы художника, который прославил Беларусь, Витольда Бялыницкого-Бирули. Отличная коллекция, плюс личные вещи «творцы», к тому же любопытная биография, есть связь с малой родиной, в частности с урочищем, где он проводил время. Но эти факты попробуй еще узнай. Даже профессиональному журналисту не просто было сделать это, что уж говорить о далеком от живописи зрителе. Вот поэтому и полупустые залы на выставках наших художников... Интересно ведь, когда не так, как у всех. Не просто витрина, экскурсовод и тишина, поглощающая пространство музейных «покоев». Нужна легенда, история, требуется разогреть интерес.

Потенциал зрительской аудитории. Именно его следует изучить и на него стоит повлиять, прежде чем сетовать на то, что изобразительным искусством массы не привлечешь. Возможно, тогда в наши музеи и галереи наконец начнут выстраиваться очереди.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter