Владимир Акулов в свои 62 года — художник легендарный

Гений в авангарде

Владимир Акулов в свои 62 года — художник легендарный. Каждый уважающий себя коллекционер, собирающий современное белорусское искусство, считает за честь иметь в своей коллекции работы этого мастера.


Владимир Акулов.

О Владимире Акулове ходит в среде художников немало легенд и баек. Ему приписывают много всего разного. Называют скандалистом, нелюдимым. Он старается держаться от основной художественной тусовки на расстоянии. Работает запойно. Пишет быстро и много, выставляется, а потом вдруг исчезает, иногда на пару лет. Опять слухи, снова сплетни... Как–то даже поговаривали, что художник постригся в монахи. Но он вновь появляется, проводит очередную громкую выставку, и недоброжелатели замолкают.

Владимир Акулов — классический художник, со всеми достоинствами и недостатками. Он может отказать коллекционеру и не продать работу, пусть и задорого, если тот ему не понравится. А может и подарить холст тому, кто ему симпатичен. Его считают бессребреником, бродягой и прочее, прочее.

В нарушение шаблона я решил не встречаться с Владимиром Акуловым (пусть за него говорят работы), а пообщаться с известным коллекционером Евгением Ксеневичем, который давно знаком с мастером, является его страстным почитателем, естественно, собирателем и пропагандистом, а также и меценатом.


«Белые ночи». 2010 год.

— Акулов — гений! Для меня это — аксиома! — восклицает Евгений Ксеневич, доставая из портфеля увесистую пачку репродукций. — Он продолжает линию всемирно знаменитого витебского авангарда. Акулов широко известен. Интернет выдает ссылок на него в пять раз больше, чем на Юдэля Пэна — основателя Витебской школы, учителя Марка Шагала. Молодое поколение его творчеством активно интересуется.

— Сколько стоит работа Владимира Акулова сегодня?

— Можно купить и за 300 долларов, если отдельная маленькая работа попала к случайным людям еще в 90–е годы... А вот на известном аукционе его холст выставлен за 15 тысяч евро... Такая разбежка сегодняшнего дня. Кстати, работы наших самых известных современных художников стоят сегодня в сто раз меньше, чем их российских и украинских коллег, и в десять раз меньше казахских.


«Зима. Япония». 2010 год.

— Почему?

— Ответ прост. У нас это пока немодно — вешать дома картины серьезных мастеров. Предпочтение отдается дешевым пейзажикам и натюрмортам, купленным на улице... 

— Как наше государство работает с художественным авангардом?

— Пока плохо. К примеру, в России есть государственный музей «Царскосельская коллекция». Эта организация систематически проводит выставки и издает каталоги авангарда. Они поняли, что собирать надо сейчас и деньги вкладывать сегодня, пока все это не рассеялось по свету, не рассыпалось... Они сделали современных художников одной из достопримечательностей Санкт–Петербурга. У нас же закупают работы представителей авангарда лишь НЦСИ и Полоцкий художественный музей, причем в мизерных количествах. Белорусских художников не собирали и не публиковали, не вводили в культурный оборот. Это касается не только авангардистов, в таком же положении и реалисты... Сегодня уже не удастся собрать достойную коллекцию таких замечательных художников, как Гугель, Кудревич, Цвирко... У нас нет музея Мая Данцига и Виталия Цвирко, а это очень значительные мастера.


«Натюрморт с кистями и крестом». 2010 год.

— Ты хочешь сказать, что без частных коллекционеров процесс продвижения художника невозможен?

— Коллекционер — бизнес–ангел для художника. Так сложилось! И это работает во всем мире.

— Евгений, вернемся к Владимиру Акулову. Сколько у тебя его работ?

— Достаточно, чтобы сделать ему имя, чтобы продвигать. Его работы есть у меня, а также еще у троих коллекционеров. А то, что он сегодня недостаточно раскручен, так это потому, что пока о нем не написаны монографии, не изданы достойные каталоги, не сняты документальные фильмы, но все это уже делается.

Акулов — выдающийся художник, занимающийся своим делом. Его не волнует, по большому счету, как проходят продажи, какие цены назначаются за его холсты. Всем этим должны заниматься специалисты, которых у нас почти нет. Каждым художником нужно заниматься как проектом, вкладывая в него время, знания и деньги. И главное здесь не финансы, их могут дать, если у тебя достойный проект.


«Черный кот». 2011 год.

«Автопортрет». 2010 год.


— А почему Акулов не уехал из Беларуси?

— Он не сможет «там» писать, потеряв корни. Все, кто уехал, я в этом уверен, не стали за границей большими художниками, чем они были здесь. И это Акулов понимает. Он поступает, как Достоевский, взявший частный случай из уголовной хроники про студента и старуху–процентщицу и написавший мировой роман: берет что–то частное, а делает значительное произведение.

Вспомни, как произошло с Пиросмани. Ходил по Тифлису самоучка и рисовал вывески на продажу. Приехали братья Зданевичи и открыли его всему миру, собрав по всей Грузии его работы. Нужны умные искусствоведы, понимающие ценность художника. Кстати, в Питере уже издана фундаментальная энциклопедия питерского авангарда, в которой более двухсот имен. А чем наш Витебск хуже? Ведь все начиналось и продолжается там. Такой туристический маршрут может работать круглый год, а не только летом, когда случается «Славянский базар». Витебские власти уже это поняли и стараются работать в этом направлении.

— Ты живешь будущим, а что сегодня происходит с современным искусством?

— Постепенно все меняется к лучшему. Люди выбираются из хрущевок, строят дома и начинают покупать серьезную живопись. Уверен, скоро Владимир Акулов будет очень востребован, к этому есть все предпосылки. Все, что зависит от меня, я делаю.

ladzimir@tut.by

P.S. Владимир Акулов сделал осознанный выбор: самое главное — живопись. Всегда находятся люди, которые ему активно помогают, покупая картины, оплачивая мастерскую, поддерживая морально. Но существует и малоизвестная страница жизни мастера. Евгений Ксеневич готовит к публикации книгу стихов художника, таких же удивительных, как и его картины.

Советская Белоруссия № 83 (24965). Среда, 4 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter