Майкл Джексон — чудовище?

Гений и злодейство

По сети со скоростью вируса разносится документальный фильм телеканала HBO «Покидая Неверленд», в котором бывшие малолетние друзья Майкла Джексона — Джеймс Сейфчак и Уэйд Робсон обвиняют короля поп-музыки в насилии. Эмоции у зрителей противоречивые, как и у двух участниц нашей рубрики. Одна из них считает, что детский абьюз слишком тяжелое преступление, чтобы его постоянно замалчивать. Оппонентка не спешит сбрасывать всех великих с пьедестала. Интересно, чью сторону в этом споре примет наш рефери? 


Культ публичностей

«Диснейленд» — самая большая мышеловка на людей, построенная мышью»
Из «Словаря недостоверных определений» (Л.Л.Левинсона).

Фильм «Покидая Неверленд», на мой взгляд, неубедительный. После четырехчасового просмотра нельзя сделать однозначный вывод: лгут его герои, обвиняющие короля поп-музыки в их растлении, или говорят правду, или пребывают в плену своих собственных фантазий и сами в них верят. 

Точно так же невозможно поверить в невиновность Майкла Джексона, дающего Опре Уинфри свое знаменитое интервью в 1993 году, помните эту первую его попытку отмыться от грязных слухов о растлении малолетних? Тогда даже сестра Джексона Ла Тойя встала на защиту детишек, опекаемых ее братом. Я пересмотрела в выходные легендарный эфир на YouTube и знатно повеселилась. Две опытные волчицы шоу-бизнеса — Опра Уинфри и Элизабет Тейлор — выстраивают драматургию часовой программы так, чтобы у зрителя не осталось ни тени сомнения: Майкл Джексон — ангел. Они руководят певцом, словно тряпичной куклой: сядь сюда, Майкл, танцуй, теперь пой, здесь слезу пускай. Надо отдать должное 35-летнему артисту, он ведет себя перед камерой, как послушный забитый подросток, исполняет все трюки, которых от него требует скандальная Опра, и с явным облегчением бежит на аттракцион «Колесо обозрения», когда съемка заканчивается. 

По-моему, одного только описания дома Майкла Джексона — огромный парк развлечений на территории поместья, сотни качелей и каруселей, зоопарк, кинотеатр с потаенными спальнями — достаточно, чтобы признать за музыкантом некоторые особенности в психическом развитии. Полиция периодически обнаруживает на ранчо певца коллекции дисков с детской порнографией. Уже после смерти поп-короля его доктор Конрад Мюррей заявлял, что и сам Майкл якобы в детстве был неоднократно изнасилован собственным отцом Джо Джексоном. 

Возникает резонный вопрос, а кто обижал маленького Джо? Колесо насильственных действий в отношении детей, похоже, никогда в истории не останавливалось. Именно по этой причине мне дорога любая попытка припугнуть извращенцев. Такие фильмы, как «Покидая Неверленд», лишний раз напоминают нам об ответственности, о том, что не бывает в наш век личностей неприкосновенных. Если в 90-е все предыдущие эпизоды со странными наклонностями поп-звезды были спущены на тормозах, сегодняшний мир сильно поменялся. После выхода в свет фильма «Покидая Неверленд» радиостанции одна за другой отказываются от ротации песен Джексона, где-то в Лондоне снесли скульптуру, ему установленную, в общем, очередной культ личности развенчивается с той же яростью, с какой создавался. 

Не в последнюю очередь скандал с Вайнштейном и движение «Миту» поспособствовали оздоровлению климата в обществе. Все большее количество людей спокойно принимает тот факт, что сексуальное насилие — это преступление, к тому же преступление без срока давности, и жертва злодея, пусть даже самого известного и знаменитого, в любой момент может публично заявить о своих правах — и выиграть дело.

Другой вопрос, что разного рода каминг–ауты как только вошли в моду, сразу же заполонили собой все СМИ, киноэкраны и театральные подмостки: редкий современный перформанс обходится без обнаженки главного героя и монологов о его сексуальных переживаниях. На похоронах Владимира Этуша во вторник актер Сергей Маковецкий признался, что позавидовал усопшему: тот дожил до 96 лет и славился исключительно своими ролями на сцене, а не приключениями в спальне. Признаюсь, Людмила, на фоне сегодняшних разоблачений и я начинаю тосковать по артистам без придури и психологических травм. 

Виктория ПОПОВА.

viki@sb.by

Обратная сторона таланта

«Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия» 
(Аристотель).

А я, Виктория, «Покидая Неверленд» принципиально смотреть не буду. Эти ребята, Робсон и Сейфчак, в свое время поклялись под присягой, что Майкл Джексон их не домогался. Их семьи тоже от всего открещивались и жили припеваючи. И вот накануне 10-летней годовщины со дня смерти иконы поп-музыки появляется фильм, утверждающий прямо противоположное. Джексон уже ничего не может возразить, а его близким просто не дали возможности это сделать. Как не опросили и других детей, гостивших в Neverland, в том числе Маколея Калкина, звезды фильма «Один дома», который часто бывал на ранчо Джексона и неоднократно горячо его защищал. Почему, несмотря на такую однобокую подачу, лента все же выходит на экраны? Все просто. Потому что на этом — на топтании на знаменитом имени — нынче можно очень хорошо заработать. Грустно и мерзко.

Я совсем не утверждаю, что Майкл Джексон — ангел во плоти. По мне, так это гениально одаренный человек, который, раз достигнув вершины, всеми силами, правдами и неправдами пытался удержаться на гребне волны. А это чудовищно плохо для психики. Поэтому он был чудик, не от мира сего. Такими же диковатыми были и его увлечения. Более того, я даже допускаю, что Джексон сильно в жизни нагрешил. Ну так это свойственно гениям, причем во все времена. Если мы отсеем мелким ситом тех, кто «не состоял, не участвовал, не привлекался», то, боюсь, мало кто останется как образец для подражания. Возьмем хотя бы литературу. Пушкин был повесой, регулярно лечился от «дурных болезней». Лермонтова современники описывают как совершенно невыносимого человека. Некрасов страшно далек от того образа пламенного борца за счастье крестьянства, который нам навязывали в школе. А сколько крови своих близких попил Лев Толстой! В общем, если мы будем мерить гениев морально-этическими критериями и безжалостно вымарывать имена «проштрафившихся», то школьная программа будет зиять дырами. А также история науки, изобразительного искусства, кино и музыки. Ведь и Моцарт был не подарок, и личная жизнь Чайковского не вписывалась в заповеди Библии… Гений и сумасшедшинка, гений и червоточинка, даже гений и злодейство — вещи очень даже совместные, поспорю здесь с Пушкиным. Увы, но как есть, так есть.

О да, давайте не ротировать песни Джексона, забудем об их существовании, сотрем треки, сожжем ноты. Кого накажем? Самих себя. Уже вычеркнули из публичного пространства Кевина Спейси из-за его пагубных наклонностей. Кто больше потерял? Миллионер Спейси или мировой кинематограф, где он был одной из самых ярких звезд? Надо же как-то разделять большой талант и грешного человека. Да, порицать, да, наказывать, но не выкидывать из профессии лучших, как мусор. Иначе искусство будут определять бездари с образцовыми биографиями. В общем, верните нам Кевина Спейси с повинной головой!

Когда-то и я, коллега, пребывала в иллюзиях, будто дар, данный свыше, накладывает повышенную ответственность. За дела, слова и даже помыслы. Но, наблюдая за великими талантами, потом убедилась: слаб человек, и гений тоже. Сколько же их пропили, «прогероинили» свое дарование и бессмысленно растратили себя! Мир и в этом вопросе не черно-белый — полон полутонов. Как бы объяснить это людям, с таким наслаждением сбрасывающим культовых личностей с пьедестала, особенно посмертно? Впрочем, может, это элементарная зависть в них говорит…

Людмила ГАБАСОВА.

gabasova@sb.by

Брейк!

Странное дело: впервые мне охота возразить обеим спорщицам. Например, активно не нравится заявление Вики Поповой, будто сексуальные скандалы поспособствовали «оздоровлению климата в обществе». Покончил с собой бывший министр Уэльса Карл Сэрджент, обвиненный в приставаниях к дамам. Ушел в отставку под грузом сходных обвинений министр обороны Великобритании Майкл Фаллон, который 17 лет назад положил руку на коленку коллеге. Да, домогательства отвратительны. Но статьи об этом преступлении десятилетиями существовали в уголовных кодексах всех стран и не вызывали той истерии, которая поднялась сейчас. К чему она привела? К тому, что сегодня практически каждого мужчину можно обвинить в попытках домогательства чуть ли не тридцатилетней давности. Доказательств этому нет, но человек вынужден оправдываться и даже идти на отчаянные шаги, чтобы спасти свою репутацию. Доходит и до самоубийств. Если Виктория считает это «оздоровлением общественного климата», то извините. Я считаю сложившуюся ситуацию разгаром мракобесия, которое еще будет осуждено, дайте время.

Точно так же мне не нравится позиция Людмилы, которая предлагает, если вчитаться, прощать гениям их маленькие развратные шалости. Гений же! Думаю, если пойти по этому пути, то добредем и до оправдания Гитлера — кто-то обязательно напишет, что он ведь был неплохим художником.

В общем, как рефери я теряюсь. Может быть, рассудят читатели? 

Роман РУДЬ.

rud@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter