Гений и казначейство

Однажды в Америке в небогатой семье родился мальчик с феноменальным музыкальным слухом.
Однажды в Америке в небогатой семье родился мальчик с феноменальным музыкальным слухом. В 8 лет он уже вытворял вещи, которые до этого были под силу только мальчику Моцарту. Например, он мог без сучка без задоринки воспроизвести на фортепиано сложную сонату, которую слышал только раз. Словом, гениальный слух был налицо, и прослышавшие об этом журналисты уже предвкушали кампанию по "раскрутке" чудо-ребенка. Однако в биографию мальчика вмешался неожиданный фактор - его мать. Она запретила сыну играть на фортепиано и стала заставлять его почаще выходить на улицу поиграть с мальчишками в футбол. "Я хочу, чтобы мой мальчик вырос нормальным ребенком, а не каким-то там гением", - заявила она. Ну а через некоторое время, естественно, игры со сверстниками стали казаться гению куда более привлекательными, чем скучная классическая музыка.

Этот случай привлек внимание социологов, изучающих природу человеческой одаренности. Мама несостоявшегося гения ведь рассуждала так: у творческих гениев судьба часто нелегкая и даже трагическая, денег в семье нет и платить в будущем за консерваторию нечем - а ведь сын мог бы пойти с 16 лет работать, скажем, продавцом и облегчить финансовое положение семьи. Иными словами, даже если предположить, что есть такая штука, как природная гениальность, то получается, что ей, кроме признания окружающих, нужно преодолеть еще и барьер обычного выживания.

Описанный случай - вовсе не из области только "их нравов". Известно, что во всяком народе периодически рождаются люди, через которых, как через игольное ушко, продолжаются традиции в науке, искусстве, литературе. Таких людей трудно распознать сразу. Например, в СССР в 70-е годы существовал могущественный Союз писателей, увенчанный лаврами и осыпанный государственными премиями, с дачами в Переделкино и штатной прислугой, и одновременно по Ленинграду бродил нищий, безработный и отверженный юноша Иосиф Бродский. И если спросить, через кого из них продолжилась русская литература, то про Союз писателей на фоне Бродского сегодня уже никто не вспомнит. Но кто же знал, господа! - воскликнут те, кто мог бы увенчать лаврами и Бродского, так сказать, "до кучи", - кто же знал, что этот изгой, сосланный за тунеядство на Север, станет великим поэтом? Да, ситуация с гением очень непроста. Позволим себе предположить, что если бы Бродскому выделили дачу в Переделкино и солидный оклад (то есть подтвердили, что он "настоящий" литератор), то никакого великого поэта не было бы...

Стоит заметить, что одаренность в поэзии и музыке сильно отличается от одаренности в науках естественных, где она чаще связана не с наитием свыше, а с упорным исследовательским трудом. Если поэту от Бога хватает карандаша и клочка бумаги или папиросной коробки, то таланту в химии или физике не обойтись без подобающей материальной базы. Это только один из примеров того, как на формировании гениального ученого может сказаться его жизненная ситуация. Поговорка "Талант всегда пробьется" верна лишь отчасти - талант все-таки слишком хрупок и уязвим перед волей обстоятельств. По этой причине большинство стран сознательно проводят политику формирования молодой элиты в области науки и искусства.

Одаренные дети - это, наверное, самый ценный и исторически перспективный продукт, который производит любая нация. Разумеется, не обделена талантами и Беларусь. В 90-е годы, например, в республике проявилось много талантливых ребят в самых разных областях. Одной из замечательных возможностей проявить себя стало регулярное участие белорусских команд в международных олимпиадах школьников. С 1992 года в этих олимпиадах приняло участие уже 40 школьников, причем 6 из них получили золотые медали, 18 - серебряные и 13 - бронзовые. Результаты впечатляют. Победа на международной олимпиаде открывает перед школьником сразу множество новых путей. Достаточно сказать, что призер может поступать в любой вуз государства - участника олимпиады без экзаменов. Среди белорусских призеров есть и совершенно уникальные люди. Например, Артем Кохан из Лужеснянской школы-интерната под Витебском, трижды побеждавший на международных олимпиадах по математике, Иван Горностай, завоевывавший в 10-м и 11-м классах серебряную и золотую медали. А в прошлом году золотую медаль по биологии получил учащийся лицея N 1 города Пинска Вова Личевский, далеко обогнав и минских, и зарубежных сверстников. По свидетельству сотрудников Минобразования, большинство призеров сегодня уже стали студентами БГУ, медицинского университета, а несколько человек учатся в Германии, Шотландии, России. Например, интересная судьба складывается у золотого призера олимпиады 1999 года Сергея Маслова, который с 3-го курса университета был приглашен учиться в Эдинбург, а Оксана Гричик - выпускница Боровлянской школы Минского района, победитель олимпиад 1994 и 1995 годов - учится сейчас в одном из вузов Германии. Еще один участник олимпиад, предпочевший сохранить анонимность, тоже поведал, что одной ногой уже стоит в солидном американском университете.

Впрочем, "олимпийская" сфера не миновала финансовых проблем. Как выяснил корреспондент "СБ", Совет Министров не внес в нынешний бюджет статью расходов на проведение республиканских и международных олимпиад - видимо, сказалась нехватка средств. Оказалась под большим вопросом, в частности, поездка белорусских команд на международные соревнования школьников. Однако Министерство образования, как сообщил начальник главного управления общего среднего образования Николай Феськов, сегодня активно ищет иные источники финансирования, и есть реальная надежда, что белорусские эрудиты снова блеснут своими знаниями в международном масштабе. Кстати, на вопрос об уровне белорусской команды на фоне зарубежных соперников золотой призер школьной олимпиады по биологии 2000 года, а ныне студент биофака БГУ Максим Немчинов сказал мне, что по сравнению со школьниками из Западной Европы наши показали себя гораздо более сильными.

Одним из основных органов, систематически и централизованно оказывающих поддержку одаренной молодежи, выступает специальный фонд Президента страны по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, действующий с начала 1996 года. Его глава - заместитель председателя Совета Республики Национального собрания профессор Михаил Авласевич. Корреспондент "СБ" задал Михаилу Александровичу прямой вопрос: выгодно ли сегодня воспитывать одаренного ребенка, чтобы по окончании университета он вместо того, чтобы стать, скажем, бизнесменом, пошел работать в Академию наук на мизерную зарплату, столкнулся бы с бедностью, бытовой неустроенностью и в конце концов уехал за границу или вообще забросил бы науку в пользу более прибыльных занятий? Михаил Александрович согласился с существованием такой проблемы, называемой "невостребованность", и отметил, что программа мер по поддержанию талантливой молодежи нацелена, в частности, на постоянное слежение за судьбой одаренного ребенка. Более того: 15 мая 2001 года на встрече с победителями международных олимпиад Александр Лукашенко дал особое распоряжение уделять пристальное внимание востребованности победителя, ставшего лауреатом президентского фонда, - те, кто еще в школе выказал незаурядные задатки, должны формировать творческую элиту страны. Конечно же, талантливый молодой человек должен видеть реальную перспективу приложения своих знаний именно в отечественной науке и культуре.

По итогам 2001 года 510 белорусских школьников - победителей республиканских и международных олимпиад получили денежные премии за свои первые, очень важные для имиджа страны достижения. В среднем же за год около 1,5 тысячи школьников и студентов получают из президентского фонда ту или иную форму материальной поддержки - премии и стипендии. В это число попали и 90 студентов, получающих вдобавок к стипендии отличника президентскую стипендию. Так что быть умным стало хоть отчасти, но экономически выгодно и престижно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter