Генетик – это ювелир

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ сотрудники лаборатории генетики и клеточной инженерии растений Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Ученые стремятся получить трансгенные растения льна-долгунца, устойчивые к гербицидам.

Кто озадачен созданием трансгенного льна?

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ сотрудники лаборатории генетики и клеточной инженерии растений Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Ученые стремятся получить трансгенные растения льна-долгунца, устойчивые к гербицидам.

— Мы занялись трансгенезом этого вида, потому что именно лен-долгунец — традиционная для Беларуси культура: используется для получения волокна, — рассказывает заместитель директора института, заведующая лабораторией, кандидат биологических наук Валентина Лемеш. — В мире, например, широко известен опыт трансгенеза масличного льна. Трансгенный сорт был выведен в Канаде. Растение используется для получения льняного масла, т. е. в пищевых целях. Мы же имеем дело, подчеркиваю, со льном-долгунцом, который используется в технических целях. И работа, проделанная сотрудниками нашей лаборатории, я считаю, пионерская в своем направлении.

Чтобы обычный лен в поле не заполонили сорняки, его несколько раз за сезон обрабатывают гербицидами. От этого страдают и почва, и само растение. Ученые надеются, что удастся получить сорт, устойчивый к химикату. Семена его пока не получены, но есть первые положительные результаты исследований нескольких лет.

— Мы получили модельные растения трансгенного льна — с модельным геном, — поясняет Валентина Лемеш. — По этой теме сейчас в лаборатории выполняется диссертационная работа. Получено уже второе поколение трансгенного растения льна-долгунца с модельным геном. Подобного опыта в мировой практике я, по крайней мере, еще не встречала. Может быть и потому, что лен-долгунец очень тяжелая в работе культура: очень хрупкая. Высади ее в почву — корнеобразование идет слабо. Нам удалось преодолеть это обстоятельство определенными способами. Заявку на патент уже подали.

Известно, что существует определенное предубеждение по использованию в пищу трансгенных растений. Что касается льна-долгунца (когда трансгенный сорт выведут белорусские ученые), то его опасаться не стоит. У растения на территории Беларуси нет диких сородичей: переопыление невозможно. Следовательно, растение безопасно — лен-долгунец можно будет смело высаживать на поля, в окружении других культур. В этом, по мнению Валентины Лемеш, и прелесть будущего трансгенного растения, устойчивого к гербицидам.

К слову, кроме льна-долгунца, в лаборатории разрабатывается и выполняется еще очень много различных проектов. Здесь проходят молекулярно-генетические исследования тритикале, пшеница, рапс. Лаборатория генетики и клеточной инженерии растений — постоянный партнер институтов аграрного профиля, Белорусского государственного университета. Налажено также активное международное сотрудничество. Выполняются совместные проекты с коллегами из России, Украины, Молдовы.

— Работа у нас почти ювелирная, — говорит младший научный сотрудник лаборатории Елена Антоненко. — Потому что связана с большой точностью и вниманием. Лично для меня — очень уж это дело интересное. Кажется, что в мире так много известно, изучено, но много есть и неясного. Вот и «копаешься» в заинтересовавшем тебя факте, обнаруживаешь что-то…

Елена — молодой ученый. В 2004 году закончила биофак БГУ, в 2007-м — аспирантуру в Институте генетики и цитологии. Получала стипендию Президента Республики Беларусь как талантливый молодой ученый. Сейчас пишет кандидатскую. Сфера ее интереса — пшеница, а именно улучшение качества белка растения, что, согласитесь, имеет огромный прикладной смысл для сельского хозяйства.

Татьяна УСКОВА, «БН»

НА СНИМКАХ: младший научный сотрудник Екатерина СИДОРЕНКО; заведующая лабораторией Валентина ЛЕМЕШ; младший научный сотрудник Оксана ЗАЙЦЕВА; младший научный сотрудник Елена АНТОНЕНКО.

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter