Генетическая память короткой не бывает

Искать свои корни нынче модно...

Искать свои корни нынче модно. Делать запросы в архивы, рисовать генеалогические древа, пытаться узнать, откуда пошла фамилия. Удивительно, но помочь проникнуть в тайны рода, определить этническое и географическое происхождение далеких предков может и... анализ ДНК. Такая, казалось бы, фантастическая возможность стала для нас реальностью благодаря ученым из Института генетики и цитологии Академии наук.


Обратный отсчет


Прежде чем перейти к тонкостям, заведующий лабораторией нехромосомной наследственности, член-корреспондент НАН, профессор Олег Давыденко объясняет общие принципы: "Генетический материал каждого человека состоит из двух половин - одну он получил от мамы, другую - от папы. Эти гены постоянно комбинируются, смешиваются, и одна родительская пара может дать огромное разнообразие, более чем 500 тысяч вариантов, причем каждый будет отличаться хотя бы одним геном. Но в то же время есть гены, которые наследуются строго однонаправленно, не перемешиваясь с другими, не сливаясь, хотя и в них со временем происходят изменения. Они находятся в митохондриях, мельчайших структурах клетки, имеющих собственный геном. И хоть этих генов немного, по ним можно проследить путь всех современных женщин к прародительнице человеческого рода. Ведь такая генетическая информация содержится в яйцеклетке и передается от любой матери ко всем ее потомкам, зато мужчины передать ее своим потомкам не могут".


Но у сильного пола есть Y-хромосома, которая, как известно, наследуется, как фамилия, - от отца к сыну. И если анализировать "обратным ходом", от каждого конкретного мужчины можно прийти, образно скажем, к Адаму.


Представим: писцы переписывают Библию тысячу лет. Кто-то сделал одну ошибку, и ее потом повторяют столетиями, кто-то - другую, третью... В конце концов текст, который был написан 5 тысяч лет назад, и тот, который у нас есть сейчас, будут сильно расходиться. Но если бы мы собрали все Библии и сопоставили их, то смогли бы увидеть, где и какая ошибка возникла, восстановить последовательности и прийти к самому первому варианту. Вот так, исследуя Y-хромосому и митохондриальную ДНК современных людей, живущих в разных уголках мира - белорусов, литовцев, аборигенов Новой Зеландии, коренных японцев и так далее, - ученые и пришли к выводу, что первоплемя людей зародилось в Африке, а первая женщина была негритянкой и жила приблизительно на территории Кении.


Позвольте ваш портрет


У каждой народности есть свой генетический портрет. Например, у белорусов хромосома R1А встречается с частотой 51 процент, а у литовцев, немцев - 30 процентов. У западных европейцев больше распространена R1B. Параметров и тонкостей тут масса, оставим их специалистам. Важно главное - заглянув в свои гены, можно найти "черты", свойственные той или иной нации. Подобные анализы крайне популярны в Америке, где потомки славных пионеров стали подзабывать, откуда родом были их предки. Но и у нас такая "диагностика" помогает распутать клубки семейных историй. Например, в Институт генетики и цитологии обратилась дама, намеревавшаяся проверить достоверность семейного предания, которое гласило: ее прадед был христианским проповедником на островах Тихого океана и вернулся оттуда с женой - местной уроженкой. "Исследуя митохондриальную ДНК этой женщины, мы увидели, что она такая же, как та, которая распространена именно на островах Тихого океана, на других же территориях крайне редко встречается, - приводит пример Олег Давыденко. - Например, у тысячи белорусов, которых мы исследовали, мы ни разу ее не нашли". Здесь семейная легенда подтвердилась. Но бывает и наоборот. Например, обладатель фамилии, схожей с французской, пытался отыскать "точки пересечения". Однако оказалось, что его хромосома - типичная для славян и у французов - большая редкость.


Конечно, генетикам надо опираться на какую-то информацию, чтобы знать, где искать, ведь исследовать весь геном - не только слишком дорого, но и практически невозможно. Определиться же с областью исследований помогают семейные истории, легенды, требующие прояснения.


В национальном масштабе


Интересно, что таким образом можно проследить даже истории целых народов. У одних групп людей - один тип Y-хромосомы, у других - другой. Территория, где определенный тип имеет наибольшие изменения, скорее всего, и является местом происхождения. Более того, по количеству изменений можно сказать, сколько тысяч лет назад началось распространение того или иного типа Y-хромосомы. А значит, когда народ поселился в конкретной местности. Ведь мутации происходят с определенной скоростью, их количество можно подсчитать в участках генома. Естественно, для этого нужно исследовать массу местных жителей. Так вот, Y-хромосома R1А, "сидящая" как минимум в половине белорусов, встречается и в Индии, Пакистане, Иране. Но накопленная изменчивость по этому типу хромосом у нас - около 12 тысяч лет, а там - 16 - 18 тысяч. Значит, скорее всего, люди оттуда пришли сюда, а не наоборот. Часть наших предков, согласно генетической информации, пришла из-за Каспия, примерно каждый десятый имеет общие корни с угро-финнами - у них хромосома N1c, которую "носят" в большинстве своем финны. У 17% тип хромосомы, распространенный на Балканах и почти не встречающийся у балтов и финнов.


Но в целом генетический портрет белорусов (так же, как и других народов) уникален - мы отличаемся даже от своих ближайших соседей. Олег Давыденко подчеркивает, что исследования дали и другую важнейшую информацию: "Наши пращуры живут на этой земле 10 - 12 тысяч лет, и мы - прямое продолжение тех предков, которые обосновались здесь с тех пор, как растаял ледник". Значит, мы не пришлые, а "тутэйшыя", как говорят в народе. Вот она - научная основа для национального самосознания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter