Генеральный конструктор

Этого человека знают и уважают во всем мире. Международный биографический центр в Кембридже (Англия) на основе экспертных оценок присвоил ему почетное международное звание «Человек года». Имя Михаила Высоцкого – генерального конструктора по автомобильной технике Беларуси, генерального директора Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси, Героя Беларуси, академика – включено в Сбор международных биографий как выдающегося деятеля науки. А американский биографический институт включил имя академика М.С. Высоцкого в список 5000 ученых, внесших наибольший вклад в развитие науки в XX веке. Можно и дальше перечислять его заслуги. Но это сейчас легко складывать строчки его биографии, хотя в жизни все было не так уж гладко...

Если бы молодость знала…

Создание специальных прицепов, с которых был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, – первая победа молодого ведущего конструктора Минского автозавода Михаила Высоцкого.
Тогда, в сентябре 1957 года, на окраине Москвы Высоцкий с коллегами под надзором военных грузили на платформы новые прицепы «МАЗ», на которых и была смонтирована система управления и энергообеспечения запуска первого в мире искусственного спутника Земли. Но один из них никак не хотел занять свое место на платформе, а сроки поджимали. Нервное напряжение достигло апогея.
А тут еще откуда ни возьмись подбегает коренастый мужик в сапогах, телогрейке и кричит: «Что у вас тут происходит? Из-за чего задержка?!»
Что случилось дальше, Михаил Степанович описывает так: «Я, без того взвинченный, кричу – мол, иди, отсюда,  не мешай работать!» Тот остолбенел от  удивления, но ничего не сказал. Видимо, понял, что не время выяснять отношения. Но тут уже подбегает бледный как смерть мастер: «Все, парень, ты пропал. Кому нахамил, знаешь?.. Это же сам Сергеев!» Такую фамилию  в те годы в целях конспирации носил С.П. Королев.
Однако все обошлось. Может быть, потому, что работа была срочно закончена и эшелон ушел по графику. С этих прицепов 4 октября 1957 года  и состоялся запуск первого спутника Земли. Так началась космическая эра.
Впоследствии, создавая прицепы и полуприцепы различного назначения – от перевозки затаренных ракет до шторных полуприцепов , – он действительно многому научился у Сергея Павловича Королева и пронес эту науку через всю жизнь. К слову,  недавно от Федерации космонавтики России Михаилу Высоцкому вручили памятную медаль имени Сергея Королева.
      
За что автокороль-американец  уважал конструктора

Большие личности чувствуют значимость друг друга на расстоянии. И на подсознательном уровне. Где бы они и в каких экономических условиях ни жили. Пример тому – встреча автокороля Америки Генри Форда Второго и главного конструктора Михаила Высоцкого.
– В 1972 году, – рассказывает Михаил Степанович, – в Вашингтоне на международной выставке автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта советская делегация, в составе которой находился и я, во второй день пребывания была принята Генри Фордом Вторым. Наша делегация вручила ему модель автомобиля «Форд», первого легкового автомобиля, освоенного в СССР. Видели бы, как  обрадовался Форд этому подарку! Только и спросил: «Как вам парад техники, организованный на выставке?» Все молчат, а я говорю: «Не видели, мы к открытию опоздали». Форд тут же позвонил и попросил повторить парад в честь нашей делегации. Представляете, во что ему это обошлось? Мне за это от руководителя крепко перепало, но двухчасовое посещение выставки это окупило с лихвой!

Высоты Высоцкого

…После войны, положив в фанерный чемоданчик краюху хлеба, пару луковиц и кусок сала, в домотканой холстине Михаил Высоцкий из родной деревни Семежево через сожженный Слуцк двинулся в Минск, на автозавод… И судьба, видно, благоволила юноше.
Его сразу приняли в автомеханический техникум, который готовил кадры для Минского автозавода. Жилось голодновато, приходилось  разгружать вагоны, подрабатывать на сборке прицепов и автомобилей. Зато закалка была действительно стальная. Все, кто жил с ним в одной комнате, не потерялись в этой жизни. Михаил Лавринович стал генеральным директором объединения «БелавтоМАЗ», Михаил Слюньков – первым секретарем ЦК КПБ. А у самого Михаила Высоцкого была своя вершина – конструкторская. И он ее покорил сполна.
В 33 года в 1961 году Михаил Высоцкий назначается главным конструктором Минского автозавода. С его приходом началась целая эпоха в грузовом автомобилестроении не только Беларуси, но и СССР. Под его руководством создано 6 поколений грузовых автомобилей грузоподъемностью от 8 до 250 тонн, более 100 моделей автомобильной техники, в том числе и автобусы. После образования в 1975 году производственного объединения «БелавтоМАЗ» он, как главный конструктор объединения, активно участвовал в создании автомобильной техники Белорусского и Могилевского автомобильных заводов.
Высоцкий первый в СССР создал магистральные автопоезда нового поколения, не уступающие лучшим мировым аналогам и удостоенные золотой медали на Пловдивской ярмарке 1988 года. Под его руководством по поручению Правительства СССР были разработаны конструкции автомобилей-самосвалов для Камского автозавода, которые в 1973 году были рекомендованы Госкомиссией к массовому производству.
Выдающимся достижением конструктора  Высоцкого является и создание знаменитой в свое время модульной конструкции автопоезда «МАЗ-2000» «Перестройка». Этот экспериментальный автомобиль принципиально новой компоновки был признан автомобилем XXI века, получил золотую медаль на парижском Большом салоне автомобилестроения 1988 года и запатентован в пяти странах.
Конструктор Высоцкий убежден, что любая готовая машина не может быть абсолютно совершенной. Когда на Минском автозаводе переходили от традиционного
«МАЗ-205» к бескапотному
«МАЗ-500», «доброжелатели», скажем так, осуждали Высоцкого в самых высоких инстанциях. Дело грозило обернуться снятием с должности. Но, слава Богу, в ЦК КПБ разобрались что к чему. А с первыми магистральными автопоездами получился такой лихой сюжет, что хоть кино снимай.
       
Удалые автопоезда

В 70-е годы Высоцкий создает на базе нового поколения автомобилей первые в СССР магистральные автопоезда, по своим техническим характеристикам ничем не уступающие зарубежным. Однако руководство Минавтопрома СССР не поверило в возможности минских разработчиков и наложило запрет на производство. И все же первые образцы автопоездов были созданы. На счастье разработчиков, их увидел посетивший Минский автомобильный завод председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, тонко чувствовавший все новое, передовое. Он поддержал дерзновенное творчество минчан. Но испытания создателей на этом не закончились. Возникли новые проблемы.
Однако не в характере Высоцкого отступать. «Мы приняли весьма смелое решение – отправить машины своим ходом в Москву, – говорит он. – А таким крупногабаритным машинам, как белорусские «МАЗы», запрещалось въезжать даже в пределы Садового кольца. Но мы не только до Москвы доехали, но и до самого Кремля, практически до самой Спасской башни. Вышел Косыгин, осмотрел технику, выслушал нас и сказал: «Молодцы, задание выполнили. Сколько нужно денег, чтобы запустить эти машины в серию?»
Услышав о сорока миллионах, тут же добавил: «Что ж, поезжайте домой и начинайте осваивать производство, деньги будут». Это была победа. В 1974 году Михаил Высоцкий за создание нового вида автомобильного транспорта – большегрузных дорожных автопоездов – был награжден орденом Ленина.

Ученый и практик  в одном лице

Высоцкий не умеет работать спустя рукава. Подумать только: им опубликовано более 450 трудов, издано 18  монографий, получено 145 авторских свидетельств и патентов, большинство из которых послужили основой для повышения конкурентоспособности и создания новых видов автотракторной техники. Академиком подготовлено 6 докторов и 18 кандидатов наук. М.С. Высоцким создана получившая широкое международное признание белорусская школа механики и комплексного проектирования мобильных машин, трудами которой заложены основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных большегрузных магистральных автопоездов.
Но главное – он перешагнул границы чистой науки, потому что соединил ее с производством.
Стал доктором технических наук, а затем и профессором, вице-президентом Академии наук Беларуси, он даже в самые тяжелые для
МАЗа годы, когда  нереализованными грузовиками была заставлена вся заводская территория, жил проблемами заводчан.
Когда в середине 90-х Президент Беларуси Александр Лукашенко приехал в Академию наук, у него с Высоцким состоялся прямой и откровенный разговор: «Вы же видите – заводы стоят! Страну спасать надо». Тогда Высоцкий ответил: «Идей много. Если поможете…» «Помогу!» – сказал президент.
С того памятного разговора, по сути, началась рассчитанная до 2010 года Государственная целевая программа развития автотракторного и комбайностроения. В ней сегодня участвуют крупнейшие машиностроительные предприятия и организации страны, академические и отраслевые НИИ и КБ, вузы, более 80 организаций. Цель – повысить конкурентоспособность белорусских автомобилей, тракторов, комбайнов, довести их  до мирового уровня. Итог очевиден. Уже разработано более 100 базовых моделей такой техники. Белорусские автомобили «МАЗ» и  «БелАЗ», тракторы «Беларусь», комбайны «Гомсельмаш» трудятся сегодня на дорогах и полях не только своей страны.
Колоссальный опыт академика Высоцкого в полной мере востребован сегодня всеми производителями автотракторной и сельскохозяйственной техники. Конечно, проектированием такого сложного изделия, как современный большегрузный автомобиль, занимается большой коллектив. Каждый разрабатывает свою систему, узел, агрегат. Однако даже в этом многотысячном «мы» всегда есть частичка ума и сердца генерального конструктора.
За последние годы под его руководством созданы 9 новых магистральных автомобилей и автопоездов, 4 автобуса, 12 тракторов и моделей тракторной техники, 3 карьерных самосвала, 5 специализированных машин. Разработанная белорусскими учеными с участием Высоцкого антиблокировочная система тормозов (АБС) для автомобилей снабжена отсутствующим у конкурентов так называемым «черным ящиком», как у самолетов, который записывает процессы в тормозной системе в течение 40 секунд, предшествующих остановке. Теперь АБС устанавливается не только на автопоездах, но и на междугородных автобусах «МАЗ».
Работы, которые ведет возглавляемый им объединенный институт машиностроения (ОИМ) Национальной академии наук, имеют жизненно важное значение для всей Беларуси. По Государственной комплексной целевой научно-технической программе «Машиностроение» на 2006–2010 годы ОИМ выполняет научное обеспечение, руководство и научно-организационное сопровождение пяти подпрограмм ГНТП «Машиностроение», ведет 50 заданий Государственной комплексной программы научных исследований «Механика»…
Сейчас академика волнует, что на закупку мощных двигателей для автопоездов и тяжелых грузовиков, комбайнов, погрузчиков ежегодно тратится около 220 миллионов долларов, а в ближайшие годы эта цифра может удвоиться. Не лучше ли создать в стране совместное или иностранное предприятие с участием лидеров мирового двигателестроения? Наглядный пример эффективности подобного решения – автобусное производство, которое начиналось с закупки в 90-х годах зарубежной лицензии. А сегодня Беларусь имеет семейство автобусов с маркой “МАЗ”, за которыми выстраиваются очереди на год вперед. На основе автобусного уже создано конкурентоспособное троллейбусное производство. Об этом и говорил Михаил Степанович на Первом съезде ученых. Не всем эта идея пришлась по душе, но такой уж у него характер – убеждать, доказывать, отстаивая государственные интересы, как свои.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter