Генеральный директор Белорусской филармонии Александр Никита: стремимся в каждый популярный проект внедрить частичку духовности

Александр Никита – директор молодой во всех отношениях. Ему тридцать семь, и всего четыре месяца он руководит Белорусской государственной филармонией. До этого три года руководил Белорусским государственным академическим ансамблем «Хорошки». Он встречает меня в своем просторном, без всякой роскоши обставленном кабинете крепким рукопожатием и чашечкой отличного кофе. Уроженец Кавказа с белорусскими корнями, он знает толк в гостеприимстве и дружбе, но при этом по-белорусски скромен и деликатен в общении.

В отличие от прошлых директоров, Александр Иванович высококлассный музыкант, альтист. Свою музыкантскую карьеру он начинал в главном оркестре страны.

– На нас, тогда еще студентов первых курсов консерватории, свалилась огромная ответственность, – рассказывает он. – Нас пригласили на работу в только что созданный Президентский оркестр Республики Беларусь. Глава государства Александр Григорьевич Лукашенко собрал нас у себя в летней резиденции и по-отечески предупредил: «Вы дети, которых мы набрали. Вы молодежь, которая удостоилась высокой чести, где-то авансом, где-то действительно за ваши способности. Но если вы вдруг зазвездитесь и начнете чувствовать себя выше других коллективов, начнете задирать нос, я лично вылью на вас ведро холодной воды». Это было в 2002 или 2003 году, но тот урок, который преподал нам Президент, красной нитью проходит через всю мою жизнь.

А своим главным наставником во взаимоотношениях между артистом и руководителем он считает народную артистку Беларуси Валентину Ивановну Гаевую и продюсера Табриза Шахиди.

– Когда я пришел в ансамбль «Хорошки» в качестве артиста, – вспоминает он, – Валентина Ивановна была директором и художественным руководителем этого коллектива. Именно она научила меня разделять, где ты самореализуешься за счет своей власти, а где помогаешь артисту чувствовать себя артистом. Очень важный вопрос, комфортно ли артисту на этой работе, чувствует ли он себя востребованным в этой стране, хочется ли ему вернуться после гастролей домой, – а наши артисты скучают по дому.

Генеральный директор филармонии несет ответственность за большое и сложное хозяйство: 17 коллективов, более 20 солистов, обособленное структурное подразделение «Белконцерт», занимающееся подготовкой и проведением крупнейших государственных мероприятий, плюс общежитие, в котором проживает множество работников культуры.

– И я точно так же беспокоюсь, в каких условиях они живут, как распространение той или иной информации либо инфекции повлияет на комфорт их пребывания, – говорит Александр Иванович.

Но главная его забота – об артистах и публике.

– Важно, чтобы административно-управленческий персонал служил артисту. Чтобы не дай Бог не говорили, что главнее тут генеральный директор, а не артисты. Генеральный директор должен помогать развитию каждого коллектива, это связующее звено между государственной властью и артистами. Я буду делать все возможное для того, чтобы артисты чувствовали себя здесь как дома. Чтобы им было здесь комфортно. Надо начинать с порядка внутри филармонии и заканчивать тем, какую программу мы исполняем, что мы хотим сказать зрителю.

Но сначала этих зрителей нужно завоевать.

– Для меня не секрет, что у многих семей в приоритетах совершенно иные ценности. Имея все финансовые возможности, они никуда не ходят и не ездят просто потому, что им это не надо. Наша цель  – подобрать ключик к сердцу таких семей, дабы они пришли в филармонию. Дабы они нашли по вкусу коллектив, в который они бы вернулись еще раз. В этом наша миссия! Наша миссия в том, чтобы детские утренники в новогодний период были созидательными и в то же время увлекательными. Ну научились же дети смотреть в YouTube мультики, в которых сквозным зерном присутствует наша славянская традиция  – нести добро, нести духовность.

Главная забота для директора Александра Никиты – духовность того или иного проекта. Как отец двоих детей, он очень встревожен тем потоком бездуховности, который выливается на молодежь через социальные сети.

– Поэтому, чувствуя внутреннюю палитру культурно-информационных потоков, мы предлагаем иные решения, которые будут интересны той или иной категории зрителей. Мы не гонимся за конъюнктурой, упаси Господи. Мы стремимся в каждый популярный проект внедрить частичку духовности. В концертном деле нет мелочей. С каким лицом встречают зрителя? Любезны ли в гардеробе? Какую программу ты представишь на зрительский суд? Готов ли зритель к этой программе, как ее скомпилировать, как ее продирижировать тому или иному маэстро? С каким настроением будет сидеть на сцене оркестр или хор?

Мерило успеха и лучшая награда для директора – теплота зрительских сердец.

– Мы получаем это ответное тепло даже через онлайн-общение в виде личных сообщений в наши мессенджеры, в наши соцсети, в виде открытых писем.

«Спасибо!» «Фантастика!» «Браво!» – такие отклики звучат чаще всего. Оно и понятно: музыка – это эмоция. И я верю, что скоро, очень скоро Белорусская государственная филармония вновь станет местом встречи артистов и публики. Местом, где прямо на глазах у людей создается и живет высокое искусство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter