Генеральная уборка

Милиция и прокуратура успешно продолжают ликвидацию замаскированных преступных группировок
Милиция и прокуратура успешно продолжают ликвидацию замаскированных преступных группировок

Каждый раз, бывая в Речице, возвращалась с неизменным впечатлением: светлый тихий городок с чудесным видом на Днепр. И выдающийся в общем–то, если вспоминать Александра Исачева, Ефима Копеляна и остальных его лучших людей. Трудно поверить, что в начале 90–х здесь обложили данью буквально всех местных предпринимателей сразу несколько организованных и хорошо вооруженных преступных группировок. «Военные», «бригада Ушатого» и «крюковские» — названия трех местных банд, от остатков которых до сих пор очищает Речицу объединенная группа управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией и прокуратуры Гомельской области.

Дамоклова «крыша»

Все начиналось вполне типично для того смутного времени: распад Советского Союза до основания потряс провинциальный городок. Сначала пошатнулись местные предприятия, многие потеряли работу. С одного только оборонного завода «Ритм» были уволены сотни людей. Потом «упразднили» элитную часть ракетных войск. Так в начале 90–х в Речице, которой повезло на нефтяные месторождения и трубопровод, появилась одна мечта на всех — стать нефтяниками. Но не всем повезло. Поэтому одни подались в предприниматели, другие в... рэкетиры.

«Нетипичным для ситуации в Речице было лишь то, что пионерами местного рэкета стали... бывшие офицеры и прапорщики Советской Армии, выходцы из расформированной воинской части», — рассказывает мне начальник областного УБОПиК Валерий Кругляков — именно его подчиненные работают сейчас по делам речицких бандитов.

Поначалу экс–ракетчики просто держались вместе, чтобы легче было решать житейские вопросы. Но довольно быстро крепкие парни сообразили, насколько доходно паразитировать на коммерсантском горбу. С годами, укрепившись в промысле, получили поддержку гомельского криминального «авторитета» Мороза («СБ» уже писала о кровавых похождениях его банды) и устойчивый «брэнд» — группировка «военные». Единолично командовать бы «армейцам» парадом, если бы не другие местные гангстеры. Так, в противовес «военным» и на горе предпринимателям в Речице появилась бригада во главе с уроженцем Брянщины по кличке «Крюк». Череду местных «авторитетов» замкнул Ушатый, после очередной отсидки поставленный «смотрящим» за Речицей. Такая вот многослойная «крыша» нависла дамокловым мечом над бедными предпринимательскими головами...

Заместитель начальника УБОПиК Гомельщины Анатолий Дмитриенко без большого сожаления говорит о том, что группировки уживались трудно. Все–таки мал оказался городок. В собственной бане застрелен лидер «военных» Боря, которого заменил ставленник Мороза — Вадик Военный. Немало ценных кадров потеряли и «крюковские»: на улице зарезали Зареку; через три дня взорвался автомобиль Квака; спустя пару лет не стало и самого Крюка, расстрелянного из автомата. В Москве при туманных обстоятельствах погиб Клоп — правая рука Ушатого.

«Ритм» бандитской жизни

Судя по числу жадных криминальных ртов, ни один речицкий индивидуальный предприниматель не остался без «крыши». Платили все! А вот тарифы были едины: с рыночных торговцев и таксистов брали в месяц по 10 — 20 долларов, с валютчиков — 40 — 80, владельцев торговых точек и предприятий — по 30 — 150 у.е. 25 процентов от выручки ежемесячно брали даже с грибников!

«Военные» контролировали микрорайон, прилегающий к заводу «Ритм». Это — рынки, торговые киоски, частные предприятия, легальные и нелегальные такси, — описывает бывшие владения «армейцев» следователь объединенной группы Павел Мазур. — Предприниматели, опасаясь за жизнь (а угроза была реальной), молча отдавали деньги».

Впрочем, были поначалу исключения... Один бизнесмен принципиально решил не платить дань. «Но я очень быстро понял, что этого не стоило делать», — позже рассказывал он следователям. Сначала загорелись двери его квартиры, потом взорвался автомобиль, а напоследок — один за другим вспыхнули 7 ларьков.

Ушатому и его помощникам отошел рынок «Славянский», радиотакси плюс контроль за разборками местного значения. Поглядывал он и в сторону Хойников, где обложил данью строителей частного ОАО — с бригады ежемесячно брал по 130 «баксов». Частенько разбойничал: российская фура, перевозившая 8 тонн цинка на сумму 10 тысяч долларов, так и не доехала до места назначения — Ушатый перехватил. «Смотрящий», хоть и при должности, не гнушался сам «ходить в народ» и собирать платежи. Непокорных строго предупреждал. К примеру, если не хочет хозяйка овощных палаток платить за свои «точки», тогда у нее трижды сгорает склад с товаром. Или идет к Ушатому на поклон местный профессиональный мошенник: дескать, «кинул лоха» на 1,5 тысячи долларов, часть отдал в «общак» (воровскую кассу), а «терпила» требует возврата. Ушатый, конечно, выезжает разбираться с чудаком, не знающим воровских законов. Собственно, жертвой оказался хойникский предприниматель, которого вместе с друзьями «ушатовцы» едва не забили в лесу металлическими трубами за непонимание. Спасла случайность.

Но самой дурной славой в Речице были овеяны «крюковские». После того, как Крюк отбыл криминальным «авторитетом» на Брянщину, в родные Клинцы, бригаду возглавил местный парень — Шуганский (здесь и далее имена и фамилии изменены в интересах следствия). В других группировках их всегда недолюбливали. А сейчас и вовсе проклинают, считая, что именно из–за беспредела «крюковских» наступили черные времена у всей «братвы»...

Мальчишки с улицы Спортивной

«Крюковских» было чуть больше 15. В основном — пацаны с улицы Спортивной. Лидерам — немногим за 30. Остальные — молодежь. Силы придавала связь с Крюком и брянской группировкой. На любые разборки с участием «крюковских» в Речицу прибывали российские «братки». А Россия — это серьезно. «Крюковские» тоже начинали с «крышевания» мини–рынков, кафешек, таксистов и малых предприятий. Но потом развернулись: пошли кражи и вооруженные разбои, мошенничества, криминальные угоны авто, разорение фирм. К тому же одно из первых лиц группировки прославилось знанием подрывного дела, освоенным через Интернет. Устройства, собранные им, периодически пускали в ход.

Фирменный стиль «крюковских» — самореклама жестокости. Коммерсанту, отказавшемуся платить дань, прилюдно накинули удавку на шею — торговки подняли крик и едва мужика спасли. Бизнесвумен рискнула воспротивиться — на следующий день три тонны ее овощей были облиты бензином. Футболиста местной команды «Ведрич» избили на улице за то, что не соглашался ежемесячно «отстегивать» по 150 долларов. Видно, начитавшись о завидных гонорарах Бекхэма, «крюковские» решили, что звезда речицкого футбола тоже получает немало и должна делиться.

Дурные деньги текли, хотелось уважения, а по понятиям — животного страха. Местные рассказывают, что бандиты могли избить за «просто так», снять цепочку, отобрать мобильник, вынуть из автомобиля магнитолу... Дальше — больше. В ресторане «Ритм» одному из «крюковских» — студенту Андрею Шурупову — не понравился другой студент, приехавший из Израиля. После удара ножом в грудь иностранец скончался на месте. Единственный свидетель убийства резко изменил показания после того, как у него сгорел автомобиль. Подозреваемый Шурупов, «превысивший пределы необходимой обороны», покинул зал суда по амнистии.

Позже его все–таки посадили, но уже по другому делу. Брянские «авторитеты» «заказали» «крюковским» убрать неудобного начальника управления по борьбе с оргпреступностью Клинцовского района, который очень мешал местному криминалитету. Речица «делегировала» на дело Трушанина и Шурупова. 18 февраля 2005 года в центре Клинцов на воздух взлетел автомобиль «Москвич». В нем находились руководитель районного УБОП и его случайный попутчик — пенсионер МВД. Оба погибли. Брянские и гомельские сотрудники УБОП довольно быстро вышли на речицкий след. Не так давно в Брянске прошел суд, который приговорил Трушанина к 25 годам лишения свободы, Шурупова — к пожизненному заключению. Еще двое — лидеры «крюковских» — объявлены в розыск по тому же поводу. Ищут их и белорусские правоохранительные органы. Но уже по другим делам.

А теперь — Ушатый!

Трудно сказать, что стало началом конца речицких громил. То ли громкое брянское дело, то ли побоище, которое «крюковские» устроили в деревне Гаривода, убив там человека, то ли соцопрос населения страны, в прошлом году проведенный Министерством внутренних дел, который вывел Речицу на первое место по недоверию местной милиции. После этого сменился начальник РОВД, а в районе начала работать объединенная группа сотрудников УБОПиК и прокуратуры. За полгода возбуждено около 40 уголовных дел, в совершении которых подозреваются более 30 членов группировок. Арестованы 20 человек. Не так давно к ним примкнули Вадик Военный и Ушатый. В бегах пока главари «крюковских». Несколько сотрудников правоохранительных органов подозреваются в оказании «посильной помощи» группировкам. С ними связывают яркие примеры бездействия, когда расследованию уголовных дел все время что–то мешало. Или кто–то. Как в случае с футболистом, который черным по белому написал в заявлении, кем был избит, однако дело заморозили на основании «неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Иначе говоря, к местной милиции накопилось немало вопросов.

— Группе предстоит еще очень много работы, — констатирует первый заместить прокурора Гомельской области Владимир Сарасеко. — Возвращаются из архивов и перепроверяются десятки уголовных дел, к которым причастны члены этих преступных формирований. Должен отметить, что за многие преступления они привлекались к ответственности, но это были отдельные дела. И только сейчас, имея опыт работы по делу банды Якусевича в Мозыре и Калинковичах, группировки «пожарники» в Гомеле, отработан комплексный подход к раскрытию деятельности таких преступных формирований. Тот факт, что в Речице выявлено три группировки, говорит лишь о том, что «генеральная уборка», начатая в области несколько лет назад, продолжается.

...Жители Речицы перемены к лучшему уже заметили. Но очень осторожно за ними наблюдают, до конца не веря в происходящее. В городе, например, кто-то распускает хитрые слухи о том, что это криминальные «авторитеты» делят территорию и расчищают себе пространство при помощи... милиции. Только на самом деле нынче все наоборот.

Фото предоставлено УБОПиК по Гомельской области.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter