Генералиссимус хоровых дел: 100 лет со дня рождения Виктора Ровдо


Он стал народным артистом СССР на излете великой страны. 17 сентября 1990 года был подписан Указ Президента СССР № УП-768 «О присвоении почетного звания „Народный артист СССР“ тов. Ровдо В. В.»

А для нас, белорусов, он всегда был народным. И до сих пор по величественным коридорам Белорусской академии музыки, по мраморным лестницам, по красным ковровым дорожкам бродит его тень — грузная, но светлая и лучистая. И одна лишь мысль о нем заставляет студентов подтянуться, снять шапку, заходя в вестибюль Храма Музыки.

— Я с детства воспитан на духовном пении, и поэтому мне знакомы акустические особенности храма, — говорил он. — И вот я веду хоровой коллектив в том направлении, чтобы они звучали, как будто отголосок купола.

Он гордился, что его коллектив имеет собственное звуковое лицо, собственный голос.

— Значит, я хорошо перенял школу московскую, свешниковскую и школу моего профессора Кавяцкаса — он воспитывался и в Милане, и в Париже, я от него тоже много перенял в смысле звукоизвлечения. По звуку узнают коллектив!


Будущий великий хормейстер родился в Сморгони в семье настоятеля православной церкви. Рано, еще в Сморгони в школе, начал петь. Продолжил в Вильно в православной духовной семинарии, куда направил его отец. Оттуда пришел в любительский хор Белорусского студенческого союза, которым руководил талантливый любитель, знаток и собиратель белорусского фольклора Григорий Романович Ширма.

После воссоединения БССР Ширма стал основателем и первым худруком Государственной хоровой капеллы. Ну, а Виктору Ровдо был сужден долгий путь домой, в Беларусь. Был на этом пути и медицинский факультет Виленского университета, и Литовская государственная консерватория, и затем аспирантура в Москве у лауреата Сталинской премии второй степени, будущего народного артиста СССР, профессора Александра Васильевича Свешникова.


Ровдо очень гордился своим единством в трех лицах – музыкант, хирург, священник. Гордился своим дипломом кандидата искусствоведения, который вручили ему в Москве. Там он познакомился со Свиридовым, с Шостаковичем и с другими великими людьми советской эпохи.

И как итог — официальное письмо из Министерства культуры БССР с предложением занять пост главного дирижера в хоровой капелле, где был худруком Григорий Романович Ширма, и в консерватории, где он трудился до конца своих дней. Заведовал кафедрой, руководил студенческим хором. Подготовил десятки, если не сотни специалистов, которые ныне трудятся во всех уголках страны и возглавляют крупнейшие хоровые коллективы.



А вот из капеллы ему пришлось уйти. Не сошлись два титана — Ширма и Ровдо.

В 1965 году Виктор Владимирович был назначен художественным руководителем и главным дирижером Академического хора Белорусского телевидения и радио.

— Первой задачей было у меня было записать двухтомник обработок белорусских народных песен, который составил Григорий Романович Ширма, — вспоминал он много лет спустя. — Там было 217 произведений. И когда мы его записали, то решением правительства нам была присуждена Государственная премия.


И это было только начало. Тысячи записанных произведений белорусских, русских, зарубежных, советских классиков и современников.

Виктор Владимирович смелой рукой объединил два подвластных ему коллектива — хор Белтелерадио и студенческий хор Белорусской государственной консерватории. И этот объединенный хор отличался уникальной яркостью звучания. На долгие годы этот коллектив стал безусловным номером один в стране.

Потому-то Виктора Владимировича и прозвали в шутку генералиссимусом. Да и характер у него был генеральский. Строгий. Властный, но добрый. Мог отдать всю зарплату, если вдруг кто-то из его артистов оказался в сложном материальном положении. Его уважали и боялись, и далеко не только хоровики, ведь интересы и знания его были чрезвычайно обширны.

Вспоминаются и забавные истории, которые освещают фигуру маэстро совсем с другой стороны.


— Мой педагог Лидия Ивановна Галушкина была подругой жены Виктора Владимировича и часто бывала у них дома, — рассказывает выпускница Белорусской академии музыки, в прошлом солистка Большого театра Беларуси Эльвира Рижанович-Бетте. — Лидия Ивановна любила духи «Красная Москва», и маэстро, вернувшись из консерватории, по запаху духов точно определял, кто был в гостях у жены: «А-а-а, Галушкина приходила!»

Он был семейным, гостеприимным человеком. Очень любил свою жену Софью Антоновну Воеводскую, с которой познакомился еще ребенком в хоре у Ширмы, а ее племянник Владимир Кузменко — впоследствии легендарный директор Музыкального лицея при консерватории (ныне Республиканская гимназия-колледж при Белорусской академии музыки) — много лет жил в их семье.

Таким был Виктор Владимирович Ровдо. Почти 14 лет нет его на свете, как нет и его друга — владыки Филарета. Но звучит в памяти голос маэстро, а на всех радиостанциях страны — записанный им белорусский гимн: «Мы, беларусы — мірныя людзі, Сэрцам адданыя роднай зямлі…» И это достояние останется с нами вовеки, сколько будет стоять Беларусь.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter