Генерал спорта – майор Седых

Даже и не верится, что учитель Поставской СШ №1 Сергей Седых перспективной карьере офицера предпочел спорт

Даже и не верится, что учитель Поставской СШ №1 Сергей Седых перспективной карьере офицера предпочел спорт.

Еще в школе в Кировской области Сергей полюбил самбо. Изучал этот вид единоборств по учебнику, самостоятельно занимался и тренировал одноклассников. После  выпускного вечера без раздумий отвез документы в Пермское военно-командное училище. Там  выполнил норматив кандидата в мастера спорта. 

Но в 1978 году, за три месяца до окончания училища, призадумался, будет ли возможность после распределения продолжать тренировки? Будут ли там спортзал, ковер, партнеры?.. И тогда решил осваивать карате, которое в то время становилось модным. Им можно было заниматься и дома.

Приехал служить  в Полоцк, в  ракетный полк. Там нашел единомышленника и вскоре сформировалась группа начинающих каратистов. Но через год Седых неожиданно переводится в учебную часть, в Поставы. 

— Здесь служил товарищ по училищу, который был более опытным в карате, — объяснил он свой поступок корреспонденту «Р». — Затем сюда приехал и еще один однокашник — Алексей Гергелюк. Трое — это сила! Через короткий срок в райцентре занималось уже около сорока человек. 

Сергей Геннадьевич показывает старые фотографии. Первые тренировки, первые показательные выступления. Все это было в новинку. Офицеры взялись обучать солдат.  

— Глаза на карате мне раскрыл Андрей Кожемякин, который жил в Новополоцке, — говорит Седых. — Я к нему специально ездил. И понял, что это единоборство не только спорт. Оно своего рода философия, можно сказать, образ жизни.   

Поставчан  в 1980 году пригласили на первый республиканский семинар по карате. Поехали наблюдателями. А через год уже были полно­правными участниками.  

 — К тому времени товарищ не выдержал напряженных занятий, — говорит Сергей Геннадьевич. — И экзамен сдавали вдвоем с  Гергелюком. Не знаю почему, но Алексея не аттестовали. Это надломило его психологически. Он меньше стал появляться в спортзале. А вскоре отошел от активной деятельности. А я успешно сдал экзамен Леониду Лущику. Это так вдохновило, что, казалось, крылья выросли. И тогда мы основали военно-спортивный клуб «Азимут».  Мечтал создать именно клуб — со своим уставом, постоянными членами. 

В части увлечение офицера Седых только поддерживали. Еще бы! Ведь он увлекал и офицеров, и солдат. Городские власти тоже приветствовали. Сергей Геннадьевич и его сослуживцы  тренировали учащихся школ. Как ни странно, запрет в СССР карате никак не повлиял на занятия офицера.  Только вывеска сменилась — на рукопашный бой. А у школьников —  боевое самбо.  

Второй отправной точкой Сергей Седых считает 1991 год. Тогда была создана Белорусская федерация шотокан карате-до, которую возглавил Андрей Вилькин. Ему-то и сдавал новый аттестационный экзамен офицер. 

Седых вдохнул новую жизнь в клуб «Азимут» и 15 ноября того же года провел первую тренировку.  Но снова наступило время выбора. Распался СССР. Воинские части выводили в Россию. У майора были перспективы. Но нужно было уезжать из Постав, бросать родное детище — клуб, карате… Он решил уйти в отставку. И как раз понадобился физрук в СШ  №1. 

— Думал: пойду временно,  пока не определюсь, — говорит Сергей Геннадьевич. — Оказалось, здесь нашел свое призвание. Работаю  военруком, у меня лицейский класс, тренирую детей. Многие мои воспитанники стали офицерами. Побеждали они  на республиканских и международных соревнованиях. Иной раз мне говорят: чудак, тебе уже 50, а ты, как маленький, бегаешь!  А мне это в удовольствие. 

У Сергея Геннадьевича две дочери. Они еще в раннем детстве узнали, что такое палатка, марш-бросок, спортивный лагерь, катались на бэтээре, поднимали мишени во время учебных стрельб, ночевали под открытым небом, посмотрели все фильмы с участием Брюса Ли и Чака Норриса… Главный помощник — супруга Надежда, которая работает инструктором по лечебной физкультуре. Их союзу уже 28 лет!   

 — Многие считают, что мне тяжело с таким непоседливым мужем, — замечает она. — Да, хлопот немало. Но мы понимаем друг друга. Я же знаю, что без спорта, без своих детей в клубе и школе Сергей бы скис. 

Мне вспомнился один  приятель. Он стремился стать журналистом. И добился своей цели. Работал в престижной газете. Но вдруг занялся ремонтом автомобилей. Начинал простым рабочим. Сейчас у него небольшая мастерская. И душа его светится. Ему нравится возиться с промасленными деталями, лечить, как он выражается,  машины.  Не жалеет, что ушел из журналистики. Так и Сергей Геннадьевич нашел свое дело и не жалеет, что в армии не дослужился  до полковника.  Для своих же воспитанников он — генерал.   

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter