Генерал со звездою маршала: уроженец Бреста четверть века возглавлял ГРУ СССР

Генерал со звездою маршала

rg.ru
Этой осенью исполнилось бы 110 лет со дня рождения советского военного разведчика № 1. Герой Советского Союза генерал армии Петр Ивашутин занимает достойное место среди плеяды выдающихся военачальников — уроженцев Беларуси. На протяжении четверти века он успешно возглавлял ГРУ Генерального штаба вооруженных сил СССР. Ни одному из руководителей ГРУ не удалось прослужить на этом ответственном посту так долго. И вклад, внесенный Петром Ивановичем в развитие советской военной разведки, бесценен.

Ивашутин возглавлял ГРУ при пяти начальниках Генераль­ного штаба. За 25 лет, отпущенных ему на этом посту, сменилось пять руководителей партии и государства — от Хрущева до Горбачева. И все они привыкли к тому, что ровно в 9.00 на их рабочем столе лежала подписанная генералом Ивашутиным краткая, не более 3 страниц, информация с новейшими данными советской разведки.

Его талант разведчика проявился ярко в годы Великой Отечественной войны. Из воспоминаний Ивашутина: «Даже в самые последние предвоенные дни реакция на донесение военной разведки со стороны руководства страны была негативной. На донесение военного атташе во Франции генерала Суслопарова от 21 июня 1941 года о том, что по достоверным данным нападение назначено на 22 июня 1941 года, имеется резолюция Сталина: «Информация является английской провокацией. Разузнайте, кто автор, и накажите его».

По словам Петра Ивашутина, информация о подготовке фашистской Германии к войне против СССР и политике правящих кругов других западных стран стала поступать уже в 1938 году и особенно активно с середины 1939-го. Ценность этой информации заключалась в том, что приходила она из западных и восточных стран, это позволяло представить во всем объеме назревавшую для Советского Союза опасность.

Когда война уже вовсю гремела на советской земле, необходимость в разведчиках сильно возросла. Подбирались добровольцы из числа знающих радиодело моряков Совторгфлота, Главсевморпути, Гражданского воздушного флота, а также членов Осоавиахима. Обучение продолжалось в зависимости от степени военной и общеобразовательной подготовки, а также длительности предполагаемого использования будущего разведчика в тылу немцев — от нескольких дней до нескольких месяцев. Дольше всех готовили радистов: те досконально изучали рации «Белка» (в последующем «Север») и должны были уметь передавать на ключе и принимать на слух 100—120 знаков в минуту.

Генерал-майор Ивашутин (слева) на Юго-Западном фронте, 1943 год.
Война застала Ивашутина в должности заместителя начальника особого отдела штаба Закавказского военного округа. Он занимал территорию по побережью Черного моря от Лазаревской до Батуми и далее вдоль советско-турецкой границы. 

После победы над фашистской Германией работы у контрразведчика Ивашутина не уменьшилось. На территорию СССР забрасывались зарубежные агенты. Они активно использовали в своих целях и «пятую колонну» — военизированные националистические организации. Эти профашистские подпольные организации были хорошо вооружены и получали поддержку от иностранных разведок.

Полковник КГБ, ветеран контрразведки А.С. Терещенко пишет: «Нищета и бандитизм, воровство и коррупция, вынужденная неконтролируемая миграция населения, активизация «лесных братков», толпы спекулянтов и массовая заброска своей агентуры вчерашними союзниками — все это сплелось в один безжалостный и порою трудно разрешаемый ком проблем, над которым надо было работать».

Потом была Москва — Ивашутин получил новое назначение: он становится заместителем председателя КГБ при Совете Министров СССР. Сам Петр Иванович так рассказывал о своем переходе в органы военной разведки: «Когда генерал Серов был отстранен от должности начальника ГРУ, я сам захотел возглавить эту специальную службу и готов был добиться улучшения качества ее работы. Во-первых, я хорошо знал специфику работы военной разведки и имел представление о том, как действуют военные разведки ведущих мировых держав. Во-вторых, в Комитете государственной безо­пасности мне стало тяжело. Честно скажу, на меня легла ответственность за работу всего аппарата КГБ…»

В 1964 году министр обороны СССР Родион Малиновский и начальник Генерального штаба Сергей Бирюзов обратились к Никите Хрущеву с просьбой срочно принять их для важного доклада. Прибыв в Кремль, маршал сообщил руководителю государства о том, что военной разведкой добыты документы особой важности. Министр обороны доложил Хрущеву: по данным военной разведки, США активно наращивают ядерный потенциал в Европе. Первому секретарю ЦК была передана докладная записка, подготовленная ГРУ, в которой сообщались важные секретные сведения, полученные в одной из европейских стран: «За период с января 1963 года по январь 1964-го было добыто около 200 документов, содержащих сведения по вопросам доставки, складирования и передачи ядерных боеприпасов подразделениям ударных сил США и НАТО, дислоцирующимся в Европейской зоне: сведения об организации частей и подразделений обеспечения ядерным оружием, о дислокации некоторых частей и штабов ВС стран — участниц НАТО, а также о деятельности ВМС США…». И сообщалось, что в результате оперативных мероприятий разведки было вскрыто 6 складов ядерного оружия на территории ФРГ, Нидерландов и Греции, а также наличие 27 ядерных бомб в Греции.

Да и вообще, советская военная разведка в поединке с США сумела добиться значительных успехов. Одной из самых знаковых операций можно считать получение материалов о том, что результаты проведенных американцами 10 июня 1984 года в Тихом океане испытаний ракеты-перехватчика, созданной в рамках программы СОИ, являются фальсификацией. Тогда в рамках глобальной программы дезинформации, проводимой Пентагоном и направленной на то, чтобы Советский Союз потратил миллиарды рублей на создание противоракетной обороны, американцы попросту установили на ракету-мишень радиомаяк, который и позволил ракете-перехватчику успешно ее поразить. Однако ГРУ этот обман раскрыло: в день запуска ракеты-перехватчика в акватории Тихого океана находилось несколько советских судов, отслеживающих информацию об этих испытаниях. После возвращения кораблей во Владивосток и обработки полученных сведений стало ясно, что испытания ракеты были инсценированы.

В начале 1987 года генерал армии Петр Ивашутин оставил должность начальника ГРУ. 23 февраля того же года назначен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, но там Петр Иванович был недолго, так как практически ослеп. 12 мая 1992 года главный разведчик СССР был отправлен в отставку по состоянию здоровья. Он не стал Маршалом Советского Союза, но стал маршалом советской военной разведки: указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1974 года генералу армии Ивашутину был вручен маршальский знак отличия — «Маршальская звезда». 4 июня 2002 года советского разведчика № 1 не стало. Его памятник на Троекуровском кладбище Москвы увенчан надписью: «Жизнь отдана разведке. 25 лет во главе ГРУ».

Был Ивашутич — стал Ивашутин

Легендарный разведчик рассказывал о себе: «Я родился в Брест-Литовске в 1909 году. Мой отец, Иван Григорьевич Ивашутич, — из Украины, мать — белоруска, закончила гимназию в Минске, преподавала в школе. А трансформация фамилии произошла следующим образом. В политехнический мне поступить не удалось: в институт принимали только по рекомендации партийных ячеек города. Тогда, думаю, поступлю на завод. Написал заявление. Жду вызова. Пригласили подойти: «Ивашутин! Есть место слесарем второго разряда на заводе № 1». Я очень хотел поступить на работу именно туда — на машиностроительный завод «Сантехстрой» в Иваново. Там и получил пропуск, в котором значился как Петр Ивашутин. 

Михаил Хильман, член Совета БОО «Ветераны военной разведки»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter