«Генерал, которого Сталин понизил в должности…»

По сравнению с другими военачальниками, командующими фронтами во время операции «Багратион», о генерале армии Георгие Федоровиче Захарове написано слишком мало. Он до сих пор находится словно в полутени

По сравнению с другими военачальниками, командующими фронтами во время операции «Багратион», о генерале армии Георгие Федоровиче Захарове написано слишком мало. Он до сих пор находится словно в полутени.

Он командовал ротой, батальоном, полком, армиями, фронтами, военными округами и был одним из самых высокообразованных военачальников Красной армии. За плечами у него — Чистопольская школа прапорщиков, Саратовские пехотные курсы, Высшие тактико-стрелковые курсы «Выстрел», Военная академия имени М.В. Фрунзе, Академия Генштаба. После ее окончания Георгия Федоровича в 1939 году назначили начальником штаба Уральского военного округа. Было ему тогда всего 32 года. 

Мы остановимся на двух месяцах боевой биографии генерал-полковника, а затем генерала армии Захарова: июне—июле 1944 года, когда он командовал войсками 2-го Белорусского фронта во время операции «Багратион». 

Георгий Федорович вступил в командование с 7 июня 1944 года, то есть чуть более чем за две недели до начала операции. 

Представитель Ставки Верховного главнокомандования на 1-м и 2-м Белорусских фронтах маршал Г.К. Жуков вспоминал: 

«2-й Белорусский фронт, которым в то время командовал генерал-полковник Г.Ф. Захаров, наносил вспомогательный удар на Могилевско-Минском направлении. Здесь не имелось мощных средств прорыва, чтобы вести наступление одновременно всеми армиями, находящимися в первом эшелоне. Да и не было смысла выталкивать противника из района восточнее Могилева до тех пор, пока ударные кулаки 1-го Белорусского и 3-го Белорусского фронтов не выйдут в глубокий тыл всей группировки противника группы армий «Центр». 

28 июня 1944 года после ожесточенного сражения советские войска освободили Могилев. Командующий войсками фронта генерал Захаров в тот же день доносил Верховному главнокомандующему: 

«В ночь на 27.6 войска форсировали Днепр и продолжали наступление. Обходным маневром войск 50-й и 49-й армий с севера и юго-запада штурмом, с уличными боями в течение суток овладели мощным опорным пунктом, крупным узлом железных и шоссейных дорог, областным центром…» 

В результате штурма Могилева немецкие войска потеряли 6 тысяч убитыми, около 3400 пленными, много оружия и боевой техники. Среди пленных оказались командир 12-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Р. Бамлер и комендант Могилева генерал-майор фон Эрдмансдорф.

К исходу дня 29 июня войска 2-го Белорусского фронта продвинулись на 90 километров и, развивая наступление, вышли на новые оперативные направления. 

В те дни ярко проявился полководческий талант Захарова — способности военного тактика и стратега, умение хорошо ориентироваться в сложившейся военной обстановке. Не случайно за умелое руководство войсками в операции «Багратион» ему было присвоено воинское звание генерал армии. 

Части фронта, которым командовал Захаров, принимали  активное участие в ликвидации Минского котла. Дело в том, что к исходу 3 июля основные силы 4-й немецкой армии оказались отрезанными восточнее Минска. В окружение попали три армейских и два танковых корпуса, насчитывающие более 105 тысяч человек. 

5 июля 1944 года окруженные немецкие части получили по радио распоряжение прорываться в направлении Дзержинска. В этот же день немецкая транспортная авиация сбросила им боеприпасы и продовольствие. Из остатков разбитых фашистских дивизий спешно создавались группы от 500 до 2000 и более человек, которые, выставив заслоны из наиболее боеспособных частей и подразделений, начали движение в западном и юго-западном направлениях. 

4 июля, еще до ликвидации окруженной восточнее Минска группировки, Ставкой ВГК предписывалось 2-му Белорусскому фронту после уничтожения Минского котла развивать наступление на Новогрудок, в дальнейшем — на Гродно и Белосток. Продвинувшись за 12 дней на 270 километров, части фронта 9 июля освободили Новогрудок, форсировали реки Неман и Молчадь, 14 июля очистили от оккупантов Волковыск, а 16 июля — Гродно. 

27 июля 1944 года войска 2-го Белорусского под командованием Захарова осуществили пятидневную Белостокскую операцию и освободили Белосток. В ходе дальнейших наступательных действий в августе—ноябре они совместно с войсками других фронтов полностью освободили Западную Беларусь, вышли к границам Польши и Восточной Пруссии, захватили Ружанский плацдарм на левом берегу реки Нарев, севернее Варшавы. 

У читателя может возникнуть вопрос, почему же после успешного командования войсками 2-го Белорусского фронта Сталин снял Г.Ф. Захарова с поста командующего этим фронтом и понизил его, назначив командующим 4-й гвардейской армией, а в самом конце войны повысил до заместителя командующего войсками 4-го Украинского фронта? 

На этот вопрос ответить трудно. Напомним только, что на место генерала армии Захарова Сталин назначил одного из самых талантливых советских полководцев — маршала Рокоссовского. 

И еще. Мягко говоря, Сталин не испытывал особых симпатий к Георгию Федоровичу. А точнее, испытывал подозрения. Так, 25 августа 1942 года в 5 часов 15 минут Сталин продиктовал в Сталинград телеграмму: 

«Лично Василевскому, Маленкову. Меня поражает то, что на Сталинградском фронте произошел точно такой же прорыв далеко в тыл наших войск, какой имел место в прошлом году на Брянском фронте, с выходом противника на Орел. Следует отметить, что начальником штаба был тогда на Брянском фронте тот же Захаров, а доверенным человеком тов. Еременко был тот же Рухле. Стоит над этим призадуматься. Либо Еременко не понимает идею второго эшелона в тех местах фронта, где на переднем крае стоят необстрелянные дивизии, либо же мы имеем здесь чью-то злую волю, в точности осведомляющую немцев о слабых пунктах нашего фронта...» 

Захарова и Еременко Сталин не решился прямо подозревать, а вот начальника оперативного отдела штаба фронта генерал-майора Рухле Верховный явно заподозрил, и тот был тут же арестован. 

После войны Захаров командовал войсками Южно-Уральского и Восточно-Сибирского военных округов, был начальником Высших стрелково-тактических курсов усовершенствования комсостава пехоты «Выстрел» имени Б. Шапошникова, а с сентября 1954 года — заместителем начальника главного управления боевой подготовки Сухопутных войск. 

У Георгия Федоровича было много наград: орден Ленина, 4 ордена Красного Знамени, 2 ордена Суворова 1-й степени, орден Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени…  

Его именем названы улицы в Волковыске и Гродно. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter