Генерал держит слово

На вопросы читателей отвечает Министр внутренних дел генерал-майор Владимир НАУМОВ.
Месяц назад в "СБ" был опубликован отчет с "прямой линии", в ходе которой наши читатели могли задать вопросы министру внутренних дел Владимиру Наумову. Общение длилось дольше запланированного времени, но обращений было так много, что Владимир Владимирович пообещал дать ответы и на те вопросы, которые не вошли в предыдущий отчет. Сегодня генерал-майор Владимир НАУМОВ отвечает на вопросы читателей.

Об уголовной преступности

- Согласно статистике, сегодня уменьшилось число тяжких преступлений. Зато теперь они совершаются с особой жестокостью. Достаточно вспомнить о недавних случаях расчленения трупов в Минске. Как вы считаете, с чем связана такая тенденция? (Игорь Сидорчук, г. Минск.)

- Да, в этом году в Минске произошло 5 убийств с расчленением трупов. Три из них раскрыты, еще по одному есть подозреваемый, с которым работаем. Преступники - совершенно разные люди, которых объединяет лишь то, что это не совсем здоровые личности. Так сложилось, что они совершили свои преступления в одном городе и только в этом году. Если через 2 - 3 года подобное произойдет в другом месте, это тоже не будет свидетельствовать о какой-либо устойчивой тенденции. Наоборот, мы фиксируем снижение жестокости совершаемых преступлений по сравнению с другими странами. Что же касается тенденции, то такое ощущение возникает из-за того, что раньше мы жили в довольно ограниченном информационном пространстве, а сейчас пресса каждый факт освещает, невольно формируя кажущиеся "тенденции".

- Какое личное отношение министра к проблеме смертной казни? В каких масштабах применяется она в нашей стране, помогает ли бороться с преступностью? (Римма Казимирова, г. Копыль Минской области.)

- Сегодня смертная казнь существует в нашей стране как поистине исключительная мера наказания. За последние пять лет более 7 человек в год к ней не приговаривались - это мизерная доля процента из числа людей, осужденных за особо тяжкие преступления. В этом году 5 человек были приговорены к смертной казни, приговоры приведены в исполнение, и больше в этом году такая мера применяться не будет. Последний приговоренный - это преступник, убивший 5 человек в Первомайском районе Минска. До этого он был трижды судим за другие преступления. Может ли быть перевоспитан такой человек? Я думаю, ответ очевиден. Так вот, именно в таких исключительных случаях и применяется у нас смертная казнь. И это, пожалуй, оптимальный вариант ее применения. Ведь существует, как и во многих других странах, альтернатива смертной казни - пожизненное заключение. Кстати, тут надо сказать, что из 104 человек, отбывающих сейчас это наказание, около трети заявляют, что лучше избрали бы исключительную меру... Сдерживает ли угроза смертной казни преступников? Я ответственно заявляю: да.

- Наличие у населения оружия, по моему мнению, - это мощный сдерживающий фактор в борьбе с преступностью. Ведь сама вероятность встретить вооруженный отпор отбивает у бандитов охоту грабить и нападать на квартиры. Почему МВД не хочет, чтобы у граждан для самозащиты было боевое оружие? (Владимир Гринкевич, г. Минск.)

- Вот вам пример из сегодняшней сводки: у человека, на которого было совершено разбойное нападение, в числе прочего был похищен и газово-дробовой пистолет. Помогло ли ему оружие? Тут ведь надо понимать простую вещь: бандиты чаще действуют по наводке, изучают будущую жертву, оценивают уровень возможного сопротивления. И если предполагают, что у обеспеченного человека может оказаться пистолет, то они возьмут с собой пять пистолетов. И банальный разбой, в результате которого мог бы быть нанесен лишь материальный и моральный урон, превратят в кровавую бойню с гибелью невинных людей. Наивно думать, будто огнестрельное оружие способно защитить. Наоборот, оно может лишь спровоцировать преступников на более жесткие действия. Недавний пример братьев Давыдовских показывает, что их ничто не останавливало, зато оружие они применяли при малейшей попытке сопротивления или даже вероятности такого сопротивления. То же самое подтверждает и криминальная статистика Соединенных Штатов: чем выше уровень вооруженности общества, тем выше жестокость и число жертв совершаемых преступлений. Если же все общество будет разоружено, то у всех будет больше шансов не пасть от рук преступников. Кстати, и практика показывает, что сегодня в итоге большинства разбойных нападений жертвы остаются живы.

О паспортах

- Как скоро в нашей стране появится электронный аналог паспорта, в котором будет заложена биометрическая информация, - ведь во всем мире, в том числе и в соседней России, уже полным ходом ведутся такие разработки? (Николай Верхов, г. Слуцк.)

- А у нас они уже есть - образцы паспортов, в которых заложены все биометрические параметры человека. Но! Мы только в этом году закончили паспортизацию населения. И если мы сейчас объявим, что начинаем новую паспортизацию в угоду кому-то, то это будет крайне неправильно. Я думаю, что в следующем году мы еще поработаем над этой проблемой, ведь и в Европе такую паспортизацию планируется начать где-то в 2007 году. Так вот, когда там такой паспорт начнет вступать в действие, он будет иметь и белорусский аналог, ничем не уступающий европейскому. Только происходить это будет так: кто не нуждается в новом паспорте, тот может его не получать. Скажем, человеку, не покидающему пределы страны, этот документ не очень-то нужен. Обязательной нормой, как в рамках недавней паспортизации, получение такого паспорта не будет. Внутри страны все останется как есть. Но, может быть, за рубеж мы будем выезжать не по существующему сейчас штампу, а вот по такому новому загранпаспорту с биометрическими данными.

- Будет ли проводиться унификация российских и белорусских паспортов? (Виктор Конев, г. Светлогорск.)

- Мы уже подписали с российской стороной соглашение о единой миграционной карте. А сейчас МВД разработало проект соглашения "О правовом положении граждан Республики Беларусь на территории Российской Федерации и граждан Российской Федерации на территории Республики Беларусь". В нем предлагается следующий шаг - белорусы и россияне на территории наших государств обладают равными правами, кроме прав избираться и быть избранными в органы власти, участвовать в референдумах и голосованиях, занимать представительные должности. Но это пока проект, перед которым множество препон и в Беларуси, и в России. Будет очень сложно согласовывать его с министерствами труда и социальной защиты, чтобы граждане обеих стран имели равные права по пенсиям, с министерствами образования, здравоохранения. Но если мы все-таки сможем подписать это соглашение в том виде, какой сейчас есть, то это можно сравнить с введением чуть ли не единого паспорта. Произойдет, конечно, своего рода унификация. Если же завязнем в согласованиях, то данное соглашение примет лишь милицейскую окраску - определит некоторые условия передвижения и пребывания граждан Беларуси и России на территориях наших государств. Полномасштабное же принятие соглашения зависит, как вы понимаете, не только от МВД.

- В редакцию продолжают поступать письма и звонки от людей, которые не хотели бы получать новые паспорта по религиозным соображениям...

- Знаете, под влиянием "Советской Белоруссии" я решил, что где-то в начале следующего года мы все-таки соберем все заинтересованные стороны, в том числе и этих верующих людей, и проведем встречу по этому вопросу. Еще раз попытаемся найти разумный компромисс. Конечно, число "отказников" - небольшое, но раз для них это так злободневно, раз они настаивают на поиске взаимоприемлемого решения, то давайте на это пойдем. Пусть готовятся. И мы будем готовиться, пригласим специалистов. Дадим возможность всем высказать аргументы на конференции, которая могла бы пройти под эгидой вашей газеты и была бы освещена на ее страницах.

О дорожном движении

Пошел второй год, как в стране действуют новые Правила дорожного движения, однако они не во всем выполняются. К примеру, я лично наблюдаю в Минске, что водители продолжают разговаривать по мобильным телефонам во время движения, а ведь это вроде бы запрещено правилами. Планируется ли усиление наказаний за эти и другие виды нарушений ПДД? (Леонид Воронов, г. Минск.)

- Нет, напрямую разговоры по мобильным телефонам за рулем не запрещены новыми правилами. Сейчас это запретительная норма без административного наказания. То есть единственное, что может сделать сотрудник милиции, увидев такого водителя, это остановить и предупредить его. Но я так скажу: проблема поведения водителей на дороге находится в зоне ответственности не одного лишь МВД. Это старый подход к решению проблемы - он был актуален 30 - 40 лет назад. Тогда милиция была в состоянии контролировать движение немногочисленного тогда транспорта, который был в основном государственным и проходил качественные техосмотры на предприятиях. Сейчас, когда количество машин растет неимоверными темпами, я не представляю, сколько нужно работников милиции, чтобы контролировать каждые сто метров дорог и улиц по всей стране. Поэтому проблема, по-моему, заключается в общей культуре белорусских водителей.

Знаете, что нас, сотрудников милиции, особенно возмущает? Вот въезжает наш водитель в Польшу. Видит, как там принято ездить. И уже через два часа он вежлив, пропускает пешеходов, уступает дорогу, принимает вправо, когда его обгоняют... А когда возвращается домой, его будто подменяют - тут же начинает ездить, как ему вздумается. Причем я не могу тут выделить какую-то одну отдельную категорию населения - мол, молодежь ездит лучше пожилых, пожилые - лучше женщин, а женщины - лучше мужчин. Эта беда общая. И каждый должен понимать, что до тех пор, пока культура вождения у него лично будет оставаться такой, какая она есть, мы все будем подвергаться огромной угрозе на дорогах. Скажем, наибольшее число ДТП с гибелью людей сейчас совершается в следующей ситуации - пешеход полагает, что ему вполне можно двигаться по проезжей части - там асфальт, обувь не измажешь. А водитель, "оседлав" новую мощную иномарку, не соблюдает скоростной режим. И 75 процентов таких аварий происходит в деревнях. Но МВД не в силах выделить столько сотрудников ГАИ, чтобы поставить их у каждой деревни с двух сторон. Поэтому единственный выход - это всем задуматься над тем, как изменить культуру вождения. А запретительные меры, по моему мнению, не всегда приносят ожидаемый результат.

P.S. К сожалению, дефицит газетной площади и в этот раз не позволил опубликовать все ответы Владимира Наумова на вопросы, поступившие в редакцию "СБ". Поэтому часть ответов будет опубликована в ведомственной милицейской газете "На страже", а справки по вопросам, касающимся конкретных жалоб и уголовных дел, можно получить в отделе журналистских расследований "СБ" по телефону 287-17-42.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter