Воспоминания о художнике Генрихе Бржозовском его дочери Людмилы

Ген живописи

В Польше быть Бржозовским — это почти наверняка быть художником. В истории польского искусства Бржозовские сыграли и продолжают играть роли невторостепенные, со словами «роль» и «живопись» эта фамилия прочно связана и у нас. В 1970–х на белорусской балетной сцене не было звезды ярче Людмилы Бржозовской. Нет, пожалуй, и сейчас. Такой легкой и ускользающей и с такими земными страстями — она могла соединять несоединимое, быть невозможной мечтой, оставаясь женщиной из самого что ни на есть реального мира. Отец, известный белорусский живописец Генрих Бржозовский, любил ее рисовать, хотя позировать для нее, настолько живой, было почти испытанием, и портретов дочери Людмилы у него было мало. Куда больше осталось букетов, в которых так много любви и солнца, что сложно не позавидовать автору — этот человек явно умел быть счастливым...

Он и прожил долго, успел отметить 95–летний юбилей. Через полгода будет другой, уже 105–летие. В Национальном художественном музее планируется выставка. Возможно, тогда Людмила Бржозовская и покажет свои живописные букеты. Сделать выставку ей предлагали не раз, сейчас вот — снова, к ее собственному юбилею, который Людмила Генриховна отметит сегодня. Но заниматься выставкой ей пока некогда — имя Бржозовской до сих пор звучит в стенах Большого театра Беларуси, только теперь она, уже как репетитор, переживает за своих героинь за кулисами. 20 июня в ее честь здесь дают балет Минкуса «Дон Кихот», в котором она была одной из самых солнечных Китри белорусской сцены. Той самой сцены, где стала первой Кармен, Евой, Фригией, Неле... Полмира аплодировало ее таланту, а отец так надеялся, что дочь станет художницей. Ведь живопись у Бржозовских в крови, а с генами не поспоришь. Действительно, куда бы ни отправилась Людмила Бржозовская, на отдых ли, на гастроли, всегда и всюду брала с собой заветный блокнот, который для любого художника почти как часть тела. А потом вдруг и сестра Наталья, занимавшаяся монтажом в кино, взялась за кисть.

Татьяна Бржозовская

— Желание рисовать появилось у сестры поздно, в 50 лет, — откровенничает Людмила Генриховна. — Тогда она помогала папе готовить выставку и подолгу всматривалась в его работы, решая, какой цвет выбрать для рам картин. Вдобавок в те дни у Валентина Елизарьева (С 1996 по 2009 год — директор и художественный руководитель Театра балета Беларуси. — Авт.) был юбилей. Мы купили ему 55 роз и сразу с рынка отнесли их Наташе, которая жила недалеко. Всю ночь она смотрела на эти розы, а утром сказала: «Знаешь, я не могу их не нарисовать». Взяла огромный холст, краски — и у нее получилось. А еще я хорошо помню те розы, которые рисовала сама, сидя подле папы — в детстве я ходила за ним буквально хвостом и старалась во всем подражать. Одно из моих самых ранних воспоминаний: папа отошел от холста, я пальцем набираю у него с палитры желтую, розовую, малиновую краски и пытаюсь что–то изобразить прямо на заборе. Кстати, эти великолепные букеты для него всю жизнь собирала моя мама Татьяна Игнатьевна. Когда я родилась, Свислочь была еще без набережной, и вдоль берега, как почти в любом месте Минска, росло столько чудесных полевых цветов, что их просто нельзя было не рисовать.

Благоухающие натюрморты Генриха Бржозовского — это ее детство. И еще — послевоенный Минск, который даже тогда, в годы разрухи был для отца Людмилы Генриховны городом цветов и солнца. Война оставила Бржозовскому немало ран на теле и в душе, забрала сына, но пощадила жену, и все, что он видел вокруг себя после войны, было прекрасным. Не могло, не имело права быть другим. Все его восторженные пейзажи и букеты — по сути, живопись человека, вернувшегося с войны. Все, что он писал не под госзаказ, а для себя, — о счастье. Счастье быть живым.

Разведка


— Они могли уехать в эвакуацию, но ушли в партизаны, — рассказывает Людмила Генриховна о родителях. — Да, с маленьким сыном... Познакомились до войны, мама была студенткой медтехникума, и все началось с того, что он предложил написать ее портрет. У обоих это была первая любовь, и на всю жизнь. После таких испытаний, наверное, иначе и быть не могло. Они пережили, выжили... Конечно, нам о войне рассказывали не все. Все больше — о курьезах. Скажем, как папа ходил в разведку с отрядом. Мама, медсестра, осталась в лагере. Разведчики вернулись и сообщили, что папу засекли и его уже наверняка нет в живых. И вдруг через пелену слез она увидела его. Оказалось, заметив папу, отставшего от отряда, гитлеровцы решили, что он идет первым, и не стали стрелять, поджидая остальных. Никто не верил, что он выживет, столкнувшись с врагом чуть ли не нос к носу. Судьба?

«Портрет примы-балерины Людмилы Бржозовской»

Сейчас папины картины хранятся не только в Национальном художественном музее, но и в Пуховичах, где в окрестных лесах воевали мои родители. Подарить эти работы местному музею было их общим решением.

Индия


Дедушка, папин отец, похоронен в Польше, хотя первые интерьеры Красного костела в Минске создавал именно он — был краснодеревщиком. Но Первая мировая разлучила его с родными. Вообще, история нашей семьи неотделима от войн. Конечно, есть и семейные легенды. Например, мне рассказывали, что лет 150 назад или больше один из моих прадедов привез в Польшу индийского мальчика, сына погибшего друга. Воспитал как родного. Спустя годы мальчик женился на дочке прадеда... В эту легенду мы с сестрой не особенно верили: какая Индия, если все папины сестры — сплошные блондинки? Но когда Наташа поехала на встречу Бржозовских в Гродно, получила очевидное подтверждение этой истории. Неожиданно в компании светловолосых родственников появился молодой человек, необычайно похожий на папу — такой же смуглый, с той же копной черных волос, с таким же носом... К слову, когда наша труппа была на гастролях в Гималаях, и индийские девушки, которые танцевали для нас, прощаясь, вдруг стали снимать с себя украшения и дарить балеринам, только я и Оля Лаппо смогли надеть их браслеты. Руки у нас с Олей оказались такими же тонкими, как у индийских танцовщиц.

Грибы


В юности мама мечтала стать балериной, но время было слишком неподходящим для такой мечты. И она привела в балет меня, вырастила балериной, была со мной на всех спектаклях и репетициях, ездила с нами на гастроли. Моим главным критиком также была она. А с папой мы... собирали грибы. С грибами у него были редкие отношения. Летом мог взять два ведра, выйти из дома в 6 утра и через 3 часа вернуться с ведрами, полными боровиков. Помню, как, срезая гриб, он любовался: «Смотри, какое чудо! Сколько оттенков, как волшебно его освещает солнце».

«Сирень в синем кувшине»

Много лет спустя у меня был ученик, с которым я готовила партию принца в «Лебедином озере». Принц должен был прийти на озеро и восхититься, какая красота вокруг. Мой «принц» выходил к «озеру», манерно отставив руку — и никакого волшебства не происходило. В конце концов, я ему сказала: «Знаешь, так у тебя ничего не получится, ты должен увидеть какое–то чудо в природе по–настоящему и после вспомнить его на сцене. Сегодня выпал первый снег — иди и присмотрись к деревьям. Какие они живые». Насколько одухотворенным он вернулся тогда! Оказывается, взрослый человек никогда в жизни не видел деревьев, пробегал мимо — и не видел...

Воля


И все же сейчас, по–моему, больше талантливых людей. И жить интереснее. Даже если судить по балету. Можно пробовать все, что угодно, устроить себе почти любые гастроли с помощью одного лишь интернета. Какие у нас сейчас солисты, танцовщики — каждый интересен по–своему. И когда я бываю на выставках, вижу много талантливых работ. Единственное, о чем жалею, — что здоровье не позволило моему сыну связать жизнь с балетом. С астмой ведь не танцуют. Правда, я танцевала. Как сказал врач, болезнь развилась оттого, что я со всех сторон надавила на иммунную систему — тогда я родила, сдала госэкзамены в институте культуры и сразу же поехала в Петербург, куда меня пригласили сняться в ленфильмовской картине «Миф». Конечно, прежде всего я туда понеслась из–за Мариса Лиепы, чтобы с ним встретиться, познакомиться. И потом несколько лет танцевала с ингалятором... Можно ли унаследовать силу воли? Не знаю, наверное, это формируется где–то рядом с любовью.

«Ромашки и васильки»

В конце жизни, когда у него уже дрожали руки, папа писал просто пальцами. Набирал краску на пальцы — и рисовал. И какие чудесные ромашки он сделал в свои последние дни!

Теперь его внуки пробуют рисовать.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 105 (24987). Суббота, 4 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter